Маэстро посадил в Некрасовском пихту

Фестиваль Юрия Башмета в объективе фоторепортера

Читатели сайта «КЭ» уже знают, что майский фестиваль Башмета на Верхней Волге перенесен из-за эпидемии коронавируса. Традиция не прервется, ею дорожат, этих концертов снова и снова ждут и сами музыканты, и тысячи их слушателей.

В дополнение к концертам из зала Ярославской филармонии, звучащим в эти дни он-лайн, о незабываемых для многих событиях последнего фестиваля – 2019 решили мы напомнить снимками с сайта филармонии и комментариями к ним.


«История с продолжением» - такие слова можно прочесть в подписи к заключительному кадру фотоальбома «Фестивальный калейдоскоп» о десятилетней традиции фестивалей Башмета в Ярославле – альбом выпущен два года назад при содействии «Русского концертного агентства» и его директора Дмитрия Гринченко. Авторами снимков стали ярославские фотографы Наталья Бородина и корреспондент журнала «Содружество культур» Марина Козлова.

Этот супер - проект был представлен в публикации нашего журнала «У Башмета поют даже камни» в его выпуске №3 за 2017 год.

На завершающей странице той марафонской серии из 250 фотографий артдиректора фестиваля видим мы в привычной для него рабочей обстановке. После репетиции со своим оркестром «Новая Россия» в Собиновском зале филармонии он просто уходит со сцены за кулисы.

Подпись под снимком пришлась как раз «в ту ноту» - выглядит обещанием новых встреч, обоюдным и для авторов альбома и, что, наверное, еще важнее, для самого маэстро.

Миновал год, автором отобранных нами для сайта «КЭ» стоп - кадров снова стала легкая на подъем, тонко чувствующая музыку Марина Козлова.

По ее просьбе аккредитацию на фестивале получили тогда и ее питомцы из студии Кузнечихинской средней школы.

bash_002.jpg
Аккредитованная на фестивале Настя Четверикова из фотостудии Кузнечихинской школы берет интервью у виолончелистки из Швейцарии Надеж Роша; им на волонтерских началах помогает фотограф, соотечественник виолончелистки.

Учились у своей наставницы не теряться в калейдоскопе фестивальных событий, оказываясь в нужное время в нужном месте. На пресс - конференции дирекций фестиваля и департамента культуры области в зале «Рахманинов» «Ринг - Премьер отеля», на репетициях в зале филармонии или на мастер - классах двух международных академий, духовой и барокко, проходивших по программе «Юрий Башмет – молодым дарованиям России», поддержанной президентским грантом на развитие гражданского общества.

Зоркая и вездесущая репортерская камера не оставила без внимания и таких новых форматов образовательной и научной программ фестиваля, как беседы музыковедов со зрителями перед концертами в фойе филармонии, как выставка и конференция «Музыкальный театр П.И.Чайковского», как впервые проходившие на фестивале занятий Школы молодых журналистов, пишущих о культуре.

bash_003.jpg
Урок вокала международной академии барокко по программе «Юрий Башмет – молодым дарованиям» в колледже имени Л.В.Собинова; солистка бельгийского ансамбля «Щегленок» Лора Бинон показывает, как исполнять оперную партию…лежа на сцене.

На этих снимках много такого, чего нет в афишах, и что редко когда дано увидеть в реальном времени и самим музыкантам – крупным планом их богоугодные труды, отсвет этой исцеляющей душу энергетики на лицах слушателей.

Полная версия репортажа – на сайте филармонии, а мы представляем лишь некоторые немногие фрагменты фестивальной хроники, дающие, на наш взгляд, вполне адекватное представление о неповторимой атмосфере десятидневного праздника искусств.

Его одухотворенную музыкой всех времен и народов, талантом исполнителей из разных стран мира от Испании и Бельгии до Южной Кореи творческую среду сам Юрий Башмет назвал «средой созидания и развития».

Программа ХI фестиваля включала две мировые премьеры: кантаты «Двенадцать» на стихи Александра Блока лауреата театральной премии «Золотая маска» Алексея Сюмака и поэмы для альта, ударных и струнного оркестра «Letters and waves” Армана Гущяна, одного из основателей клуба молодых композиторов Московской консерватории.


Ярославская мировая премьера кантаты Алексея Сюмака «Двенадцать» на стихи Александра Блока.

Давняя творческая дружба связывает Юрия Башмета с выдающимся музыкантом из послевоенного поколения композиторов Александром Чайковским. К началу нового концертного сезона он получил от маэстро необычную заявку – на музыку по мотивам «Слова о полку Игореве».

С перспективой презентации проекта в Ярославле, где два с четвертью века назад в ризнице Спасского монастыря и был найден список древнерусского поэтического шедевра, звучащего сегодня проникновенным обращением к нашей совести, призывом к миру и согласию из времен братоубийственных княжеских распрей.

«Это огромная удача композитора», - так оценил Башмет новое сочинение. Мировая премьера оратории Александра Чайковского для чтеца, солирующего альта и двух оркестров, академического и народных инструментов стала главным событием Сочинского фестиваля искусств – 2019, а затем, вслед за москвичами и гостями столицы, ее слушателями стали и мы с вами.

В исполнении ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной, оркестра «Новая Россия» (текст читал Михаил Ефремов) «Слово о полку Игореве» было принято бурной овацией Собиновского зала на первомайском гала - концерте открытия фестиваля в Ярославле.


На премьере в Ярославле оратории Александра Чайковского «Слово о полку Игореве».

Крупным планом первой страницы партитуры оперы «Евгений Онегин», кадрами эпизодов композиции по роману в стихах Пушкина и «лирическим сценам» Чайковского (ее премьера прошла в губернаторском саду в год тысячелетия Ярославля, 2010-й) фотокамера напомнила нам об одном из ключевых событий фестиваля - 2019, посвященного Году театра.

Только теперь местом первой встречи пушкинских героев, ссоры и дуэли Ленского и Онегина, финальной драмы расставания Онегина и Татьяны стала сцена первого русского театра.

В обновленной авторской версии Юрия Башмета композицию представили Константин Хабенский и Ольга Литвинова, оркестр «Новая Россия», молодые певцы из Москвы и Санкт - Петербурга.

bash_005.jpg
Крупный план первой страницы партитуры оперы «Евгений Онегин»; чтецы Константин Хабенский и Ольга Литвинова; партию Татьяны исполнила Жаля Исмаилова.

В партии Татьяны дебютировала на фестивале, по мнению экспертов на твердую пятерку, солистка Московского театра «Новая опера», лауреат международного конкурса вокалистов имени Бюль - Бюля Жаля Исмаилова.

Многозвучная панорама фестивальных будней развернута в репортаже во всех подробностях, чаще всего – да, скрытых от зрителей.

Вот музыканты испанского брасс - квинтета, ведущие трехдневной духовой академии, показывают, как, чтобы музыка зазвучала, можно обходиться вовсе без инструментов, отбивая ритм ладонями.

Вот на занятиях мастер - класса академии барокко их коллеги из бельгийского ансамбля «Щеглёнок», играющие на точных копиях старинных инструментов, ведут в колледже имени Л.В.Собинова урок вокала. И солистка этого ансамбля Лора Бинон демонстрирует технику исполнения оперной партии…в положении лежа.

Вот рабочий момент репетиции трубача с мировым именем Сергея Накарякова. «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром Петра Ильича Чайковского в его завораживающем соло услышали мы в переложении для ближнего родственника классической трубы - флюгельгорна.

Есть в репортаже и фотографии на память, ну куда же от них денешься в эпоху повсеместного и поголовного увлечения сэлфи?

Народный артист России Евгений Миронов, выйдя с репетиции спектакля - концерта «Ван Гог. Письма к брату», попросил «щелкнуть» его   у памятника Собинову.

bash_006.jpg
Снимок на память. Исполнитель заглавной роли спектакля-концерта «Ван Гог. Письма к брату» народный артист России Евгений Миронов у памятника Собинову.

Еще одна литературно - музыкальная композиция, по «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери», с музыкой этих двух композиторов, в чтецкой версии артиста театра «Сатирикон» Григория Сиятвинда вошла в афишу гала - концерта закрытия фестиваля.

Героиней хроники стала и юная скрипачка из Ярославля Полина Дегтярева, солистка Всероссийского юношеского симфонического оркестра. Арт-директор фестиваля букетом цветов поздравил Полину и ее сидящих в зале родителей с блистательным выступлением в заключительном концерте, где прозвучала музыка трех столетий, от Моцарта и Гайдна до Армана Гущяна.

Молодежи выпала честь выступать в нем в одной программе с ансамблем «Солисты Москвы», хоровой капеллой «Ярославия» и давним партнером Башмета французским пианистом Дэвидом Бисмутом.

- Да, неожиданностей, как в хорошем приключенческом кино, на фестивале снова было много, - слушаем краткий комментарий автора репортажа. – Запомнилось выступление Марии Кириковой из подмосковного города Видное. К удивлению и самых искушенных меломанов скрипичную Фантазию Сарасате на темы оперы Бизе «Кармен» услышали мы в искрометном исполнении Марии на балалайке! Мужской хоровой ансамбль «Папоротник» с Корсики впечатляюще поет этническую музыку, напевы горских племен своего древнего острова. Под занавес вечера неотразимые корсиканцы исполнили… «Сулико» на грузинском языке. Аранжировку легендарной песни подарили им музыканты ансамбля «Рустави». С ними наши гости с родины Наполеона и разбойников из книг Проспера Мериме общались на подмостках недавнего Сочинского фестиваля искусств.


Мария Кирикова из подмосковного города Видное аранжировку скрипичной фантазии Сарасате на темы оперы Бизе «Кармен» исполнила на балалайке.

Неожиданности, причем исключительно со знаком плюс, буквально на каждом шагу встречались нам и за кулисами. На одном из наших фото виолончелист Мюнхенского камерного оркестра дает интервью московским журналистам, между прочим, на русском языке. Его имя осталось неизвестным, а жаль. Выяснилось, что по национальности он армянин, русский язык учил школе. Приятно было заметить, что некоторые участники фестиваля из Европы общались с прессой на довольно внятном русском языке. Общепринятым и самым надежным средством общения за кулисами была улыбка.

- Помню, - заканчивает свой рассказ автор репортажа, - как моя ученица из Кузнечихи Настя Четверикова брала автограф у виолончелистки Надеж Роша. Как это сделать в «безопорном» пространстве на совершенно пустой сцене, помог догадаться подоспевший очень вовремя фотограф, соотечественник Надеж из Швейцарии. Недолго думая, он просто подставил Насте свою спину…

Один из последних кадров нашей подборки напоминает о том, что на карте фестиваля - 2019 отмечены были не только Ярославль, но и Рыбинск, где состоялся монографический вечер «Людвиг ван Бетховен» оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета, с участием его дочери пианистки Ксении Башмет, и еще шесть малых городов Верхневолжья.

Там концерты с репертуаром от Баха, Моцарта и Чайковского, от Прокофьева и Шостаковича до вариаций на темы всенародно любимой песни «Катюша» проходили в детских школах искусств, молодежных центрах, домах культуры.

Этот снимок сделан у подъезда Дома культуры поселка Некрасовский. Маэстро и четверка концертмейстеров - струнников ансамбля «Солисты Москвы» играли там Чайковского и Брамса.

После концерта артистический директор фестиваля на газоне у Дома культуры посадил именную пихту. В знак нашей дружбы, судя по всему, такой же вечнозеленой, как и сама музыка.

bash_008.jpg
Артистический директор фестиваля Юрий Башмет у именной пихты, посаженной им на газоне у Дома культуры поселка Некрасовское.


Автор
Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур».
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе