Легендарный пианист Ван Клиберн

Большая утрата в мировом музыкальном сообществе. На 79-м году жизни скончался легендарный пианист Ван Клиберн. Он учился музыке с трех лет, в 14 уже выступал в известнейших залах Америки. Настоящий фурор произвела блестящая победа музыканта в 1958-м году на международном конкурсе имени Чайковского. С тех пор и начался его роман с Россией, который продолжался всю жизнь. В 2012 стало известно, что музыкант тяжело болен. Но, по словам друзей, до последнего дня он сохранял бодрость и присутствие духа.
1958 год, юный музыкант из Соединенных штатов Америки Харвей Лавэн Клиберн покорил не только членов жюри первого в истории международного конкурса имени Чайковского – весь Советский союз. Публика его обожала. Поклонницы называли его ласково и просто – Ваней, Ванечкой. На третьем туре ему аплодировали восемь с половиной минут – факт, не имеющий претендента.

«Министерство культуры давило на жюри, чтобы не американцы, а наши получали премию, – рассказывает пианист Михаил Воскресенский. – Но гениальный музыкант Эмиль Григорьевич Гилельс, который возглавлял жюри, настоял на том, чтобы первая премия была присуждена Ван Клиберну».

Его победа в этом смотре стала новостью номер один в стране, принесла ему фантастическую популярность. Сам Клиберн, уже спустя годы, вспоминая свой триумф, скромно повторял: «Я был всего один раз в своей жизни гениален – это было на конкурсе Чайковского».

Его мать была пианисткой и педагогом – первые уроки музыки Ван Клиберн получил в возрасте трех лет. Первую победу на конкурсе одержал в тринадцать, затем почти сразу же состоялся его дебют на сцене легендарного Карнеги-холла. После сенсационной победы на конкурсе Чайковского на родине в Америке его встречали как героя – американский музыкант во время холодной войны с Советским Союзом одержал оглушительную победу – это казалось невероятным.

«Такой цвет идет от его триумфа в 58-м году, – говорит пианистка Екатерина Мечетина. – Такой пронзительный отблеск – яркий, долгий. Не счесть, сколько детей пошли в музыкальные школы под впечатлением от его обаяния, благодаря его триумфу».

В том же 58-м он получил Грэмми, спустя четыре года его именем был назван конкурс пианистов в Техасе. Но вскоре удача от него отвернулась: в 78-м он почти перестал выступать. До конца своих дней занимался благотворительностью, помогал молодым музыкантам. Не забывал о России, верными оставались и его поклонники.

«Искренне чувство любви, которое я отдавал москвичам, ни в коей мере не уменьшилось на протяжении 40 с лишним лет, что я связан с Россией», – говорил Ван Клиберн.

Музыкант часто в нашу страну возвращался, не выступая на родине в Америке, он соглашался играть для ставшей родной российской публики. А в 2011-м Клиберн снова оказался на конкурсе имени Чайковского – 14-м по счету,.в качестве председателя жюри.

«Каждый молодой пианист, думающий об участии в конкурсе сегодня, вольно или невольно мечтает стать тем Ван Клиберном, которого узнал весь мир в ту далекую ночь, когда ему присудили первую премию», – отмечает дирижер Валерий Гергиев.

Все время, проведенное на конкурсе, музыкант назвал счастьем, наблюдая и радуясь успехом молодых музыкантов, наверняка вспоминая свой триумфальный успех. Американец стал для русских символом русской же лиричности.
источник

"Легенды времени. Ван Клиберн".




Ольга Ростропович: "Ван Клиберн много значил для нашей семьи"


Легендарный пианист Ван Клиберн, который скончался в среду в возрасте 78 лет в США, много значил для Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской - это была дружба, начавшаяся в 1958 году и продолжавшаяся до самого конца, сказала в четверг Ольга Ростропович.

"Это была дружба, которая началась в 1958 году. Тогда Гилельс, который возглавлял жюри конкурса Чайковского, остановил папу в коридоре и сказал: "Слава, бросайте все и приходите: к нам приехал молодой американец, это что-то волшебное". Папа услышал его тогда во втором туре, и с этого началась их многолетняя дружба", - рассказала Ростропович.

Она добавила, что для нее это большая личная потеря, хотя о болезни Клиберна ей было известно.

"Когда в августе ему поставили этот жуткий диагноз, я приехала к нему домой и была совершенно потрясена его жизнерадостностью. Он сказал мне, что никогда не был так счастлив. "Я наконец-то никому ничего не должен - я больше не буду давать ненавистные интервью, не буду публично говорить со сцены, потому что я этого боюсь, и самое главное - я знаю, откуда я пришел, и я знаю, куда иду. Я наконец-то освобожден", - процитировала слова пианиста Ростропович.

По ее словам, Галина Вишневская, знавшая о болезни Клиберна, очень переживала. "Для мамы он был родным человеком, она называла его Ванюшей. В последние месяцы перед смертью она часто говорила: "Оля, принеси интернет и пиши Ване письмо". Так они переписывались через меня", - поведала собеседница агентства.

"Я знала о том, что происходит поминутно, я должна была быть у него три дня назад. К сожалению, этого не произошло. В среду во время спектакля я узнала эту новость - это произошло во время исполнения "Смерти Изольды". Завтра я лечу в Техас. Это невероятная потеря, кусок жизни, с потерей которого я пока не могу смириться", - заключила Ростропович.
источник

П. И. Чайковский. Концерт № 1 для ф-но с оркестром си бемоль минор, соч. 23 (1 фрагмент 1 части)



2 фрагмент 1 части

(2 часть, 3 фрагмент)

( 3 часть, 4 фрагмент).


              Ван Клиберн
Харви Леван Клиберн (Клайберн) родился в 1934 году в маленьком городке Шривпорте, что на юге США в штате Луизиана. Его отец был инженером-нефтяником, поэтому семья часто переезжала с места на место. Детство Харви Левана прошло на крайнем юге страны, в Техасе, куда семья перебралась вскоре после его рождения.

Уже к четырем годам мальчик, которого сокращенно звали Ван, начал демонстрировать свои музыкальные способности. На уникальную одаренность мальчика обратила его мать — Рильдия Клиберн. Она была пианисткой, ученицей Артура Фридгейма, немецкого пианиста, педагогом, которого был Ф. Лист. Однако после замужества она не выступала и посвятила свою жизнь преподаванию музыки.

Спустя всего какой-нибудь год он уже умел бегло читать с листа и от ученического репертуара (Черни, Клементи, Ст. Геллер и т.п.) перешел к изучению классики. Как раз в это время произошло событие, оставившее неизгладимый след в его памяти: в родном городке Клиберна Шривпорте дал один из своих последних в жизни концертов великий Рахманинов. С тех пор он навсегда стал кумиром юного музыканта.

Прошло еще несколько лет, и игру мальчика услышал знаменитый пианист Хосе Итурби. Он одобрил педагогический метод его матери и посоветовал подольше не менять учителя.

Тем временем юный Клиберн делал значительные успехи. В 1947 году он стал победителем пианистического конкурса в штате Техас и получил право сыграть в сопровождении Хьюстонского оркестра.

Для юного пианиста этот успех был очень важен, поскольку только на эстраде он впервые смог осознать себя настоящим музыкантом. Однако сразу продолжить музыкальное образование юноше не удалось. Он так много и усердно занимался, что подорвал здоровье, поэтому учебу пришлось на некоторое время отложить.

Только через год врачи разрешили Клиберну продолжить занятия, и он отправился в Нью-Йорк, чтобы поступить в Джульярдскую школу музыки. Выбор этого учебного заведения оказался вполне осознанным. Основатель школы — американский промышленник А. Джульярд — установил несколько стипендий, которые получали самые талантливые студенты.

Клиберн блестяще сдал вступительные экзамены и был принят в класс, которым руководила известная пианистка Розина Левина, выпускница Московской консерватории, которую она закончила практически одновременно с Рахманиновым.

Левина не только совершенствовала технику Клиберна, но и расширила его репертуар. Ван превратился в пианиста, которому прекрасно удавалось передавать особенности таких разных произведений, как прелюдии и фуги Баха и фортепианные сонаты Прокофьева.

Однако ни выдающиеся способности, ни диплом первой степени, полученный об окончании школы, еще не гарантировали блестящей карьеры. Клиберн почувствовал это сразу же после окончания школы. Чтобы завоевать прочное положение в музыкальных кругах, он начинает систематически выступать на различных музыкальных конкурсах.

Наиболее престижной оказалась награда, которую он завоевал на весьма представительном конкурсе имени Э. Левентритта в 1954 году. Именно конкурс вызвал повышенный интерес музыкальной общественности. В первую очередь это было связано с авторитетным и строгим жюри.

«В течение недели, — писал после конкурса критик Чайсинс, — мы услышали несколько ярких талантов и много выдающихся интерпретаций, но когда кончил играть Ван, ни у кого не оставалось сомнений относительно имени победителя».

После блестящего выступления в финальном туре конкурса Клиберн получил право выступить с концертом в самом крупном концертном зале Америки — Карнеги-холле. Его концерт прошел с большим успехом и принес пианисту ряд выгодных контрактов. Однако в течение трех лет Ван напрасно пытался получить постоянный контракт на выступления. Вдобавок ко всему внезапно тяжело заболела его мать, и Клиберну пришлось заменить ее, став преподавателем музыкальной школы.

Наступил 1957 год. Как обычно, у Вана было мало денег и много надежд. Ни одна концертная фирма больше не предлагала ему контрактов. Казалось, с карьерой пианиста было покончено. Все изменил телефонный звонок Левиной. Она сообщила Клиберну о том, что в Москве решено провести международный конкурс музыкантов, и сказала, что ему стоит поехать туда. Кроме того, она предложила свои услуги по его подготовке. Чтобы получить необходимые для поездки деньги, Левина обратилась в Рокфеллеровский фонд, который и предоставил Клиберну именную стипендию для поездки в Москву.

Правда, сам пианист об этих событиях рассказывает по-иному: «Впервые я услышал о Конкурсе Чайковского от Александра Грейнера, импресарио фирмы «Стейнвей». Он получил брошюру с условиями конкурса и написал мне письмо в Техас, где жила моя семья. Потом он позвонил и сказал: «Ты должен это сделать!» Меня сразу захватила идея поехать в Москву, потому что мне очень хотелось увидеть церковь Василия Блаженного. Это была мечта всей моей жизни с шести лет, когда родители подарили мне детскую книжку с картинками по истории. Там было две картинки, которые приводили меня в огромное волнение: одна — церковь Василия Блаженного, и другая — лондонский парламент с Биг Беном. Я так страстно хотел увидеть их собственными глазами, что спрашивал ро дителей: «Вы возьмете меня с собой туда?» Они, не придавая значения детским разговорам, отвечали согласием. Итак, я сперва полетел в Прагу, а из Праги в Москву на советском реактивном лайнере Ту-104. В то время у нас в Соединенных Штатах еще не было пассажирских реактивных самолетов, так что это было просто захватывающее путешествие. Мы прибыли поздно вечером, часов около десяти. Земля была покрыта снегом, и все выглядело очень романтично. Все было так, как мне мечталось. Меня встретила очень милая женщина из Министерства культуры. Я спросил: «Нельзя ли по дороге в гостиницу проехать мимо Василия Блаженного?» Она ответила: «Конечно можно!» Словом, мы поехали туда. И когда я оказался на Красной площади, я почувствовал, что у меня вот-вот остановится сердце от волнения. Главная цель моего путешествия была уже достигнута...»

Конкурс Чайковского стал переломным моментом в биографии Клиберна. Вся жизнь этого артиста поделилась на две части: первая, проведенная в безвестности, и вторая — пора мировой славы, которую принесла ему именно советская столица.

Клиберн уже на первых турах конкурса имел успех. Но только после его выступления с концертами Чайковского и Рахманинова на третьем туре стало ясно, какого огромного масштаба дарование заключено в молодом музыканте.

Решение жюри было единодушным. Вану Клиберну было присуждено первое место. На торжественном заседании Д. Шостакович вручил лауреатам медали и премии.

Крупнейшие мастера советского и зарубежного искусства выступили в эти дни в печати с восторженными оценками американского пианиста.

«Вэн Клайберн — двадцатитрехлетний американский пианист — показал себя большим артистом, музыкантом редкого дарования и поистине неограниченных возможностей», — писал Э. Гилельс. «Это исключительно одаренный музыкант, чье искусство привлекает глубокой содержательностью, технической свободой, гармоническим сочетанием всех качеств, присущих самым большим художникам фортепиано», — отметил П. Владигеров. «Я считаю Вэна Клайберна гениально одаренным пианистом... Его победа на таком трудном конкурсе по праву может быть названа блистательной», — заявил С. Рихтер.

А вот что написал замечательный пианист и педагог Г. Г. Нейгауз: «Итак, наивность покоряет прежде всего сердца миллионов слушателей Вана Клиберна. К ней надо прибавить все то, что видно невооруженным глазом, вернее, слышно невооруженным слухом в его игре: выразительность, сердечность, грандиозное пианистическое мастерство, предельная мощность, а также мягкость и задушевность звука, способность пе ревоплощаться, правда, еще не достигшая своего предела (вероятно, по молодости лет), широкое дыхание, «крупный план». Его музицирование не позволяет ему никогда (не в пример многим молодым пианистам) брать преувеличенно быстрые темпы, «загонять» произведение. Ясность и пластичность фразы, превосходная полифония, чувство целого — не перечесть всего, что радует в игре Клиберна. Мне представляется (и думаю, что это не только мое личное ощущение), что он — самый настоящий яркий последователь Рахманинова, испытавший с детских лет все очарование и поистине демоническое влияние игры великого русского пианиста».

Триумф Клиберна в Москве, на первом в истории Международном конкурсе им. Чайковского, как громом поразил американских любителей музыки и специалистов, которым оставалось лишь сетовать на свою собственную глухоту и слепоту. «Русские не открыли Вана Клиберна, — написал в журнале «Репортер» Чайсинс. — Они только с энтузиазмом приняли то, на что мы как нация смотрим равнодушно, то, что их народ ценит, а наш — игнорирует».

Да, искусство молодого американского пианиста, воспитанника русской фортепианной школы, оказалось необычайно близко, созвучно сердцам советских слушателей своей искренностью и непосредственностью, широтой фразировки, мощью и проникновенной выразительностью, певучим звуком. Клиберн стал любимцем москвичей, а затем и слушателей других городов страны. Эхо его конкурсной победы во мгновение ока облетело мир, донеслось до его родины. Буквально в считанные часы он стал знаменит. Когда пианист вернулся в Нью-Йорк, его встречали как национального героя...

Следующие годы стали для Вана Клиберна цепью непрерывных концертных выступлений по всему миру, нескончаемых триумфов, но вместе с тем и временем суровых испытаний. Как заметил еще в 1965 году один из критиков, «Ван Клиберн стоит перед почти неразрешимой задачей — угнаться за собственной славой». Эта борьба с самим собой далеко не всегда оказывалась успешной. География его концертных поездок расширялась, а Клиберн жил в беспрерывном напряжении. Однажды он дал больше 150 концертов за год!

Молодой пианист зависел от концертной конъюнктуры и должен был все время подтверждать свое право на достигнутую им известность. Его исполнительские возможности искусственно ограничивались. В сущности, он становился рабом своей славы. В музыканте боролись два чувства: боязнь потерять свое место в концертном мире и стремление к совершенствованию, связанное с необходимостью уединенных занятий.

Ощущая симптомы спада своего искусства, Клиберн завершает концертную деятельность. Он возвращается вместе с матерью на постоянное жительство в родной Техас. Город Форт-Уорт вскоре становится знаменит благодаря музыкальному конкурсу имени Вана Клиберна.

Только в декабре 1987 года Клиберн снова выступил с концертом во время визита президента СССР М. Горбачева в Америку. Затем Клиберн совершил еще одно турне в СССР, где выступил с несколькими концертами.

В то время Ямпольская писала о нем: «Помимо непременного участия в подготовке конкурсов и организации концертов его имени в Форт-Уорте и других городах Техаса, помощи музыкальному факультету Христианского университета, он много времени уделяет своей большой музыкальной страсти — опере: досконально изучает ее и содействует оперному исполнительству в США.

Усердно занимается Клайберн сочинением музыки. Теперь это уже не неприхотливые пьесы, вроде «Грустного воспоминания»: он обращается к крупным формам, вырабатывает свой индивидуальный стиль. Закончены фортепианная соната и другие сочинения, которые Клайберн, однако, не торопится обнародовать.

Ежедневно он много читает: среди его книжных пристрастий — Лев Толстой, Достоевский, стихи советских и американских поэтов, книги по истории, философии.

Результаты длительной творческой самоизоляции оказываются неоднозначными.

Внешне жизнь Клайберна лишена драматизма. В ней нет препятствий, преодолений, но нет и разнообразия впечатлений, необходимых художнику. Сужен повседневный поток его жизни. Между ним и людьми стоит деловой Родзинский, регулирующий почту, общение, связи. В дом заходят немногие друзья. Нет у Клайберна и семьи, детей, и ничто их заменить не может. Замкнутость на себе лишает Клайберна прежнего идеализма, безоглядной отзывчивости и, как следствие, не может не отражаться на нравственном авторитете.

Человек одинок. Так же одинок, как гениальный шахматист Роберт Фишер, уже в разгар славы отказавшийся от блистательной спортивной карьеры. Видимо, есть нечто в самой атмосфере американской жизни, что побуждает творцов уходить в самоизоляцию как форму самосохранения».

В тридцатый юбилей Первого конкурса имени Чайковского Ван Клиберн по телевидению обратился с приветствием к советским людям: «Я часто вспоминаю Москву. Вспоминаю Подмосковье. Я люблю вас...»

источник


С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром № 3 ре минор, соч. 30. Ван Клиберн.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе