«Когда есть рЕп – ты одновременно лох и терминатор». Интервью с группой Макулатура

Дуэт «Макулатура» снискал, пожалуй, самый громкий успех на сцене интеллектуального российского хип-хопа. 
Резкие депрессивные тексты под ритмичную музыку поначалу могут шокировать и оттолкнуть от себя слушателя, не привыкшего к трекам, где каждое второе слово является матерным. 

«Макулатура» такая и в жизни: дерзкие, откровенные и эмоциональные участники этой группы с трудом идут на контакт, на сложные вопросы отвечают неохотно, а при выключенном диктофоне готовы рассказывать о своей жизни, обсудить вопросы от вегетарианства до фототехники и много шутить. И если вы не почерпнете из разговора The Yaroslavl Room c «Макулатурой» ничего интересного, просто вернитесь к их творчеству — там сказано достаточно.



В жизни Константин Сперанский и Евгений Алехин такие же суровые, как и содержание их песен — находясь рядом с ними, приходится быть проще, выкидывая из своего списка все сложные, завуалированные вопросы.


Непривычно не только становиться свидетелем чужих откровений, но и смотреть на участников группы, дерзких и живых: в Ярославле Евгений Алехин чуть не подрался с разбушевавшимся фанатом, выкрикивавшим из зала нелестные слова в адрес группы.


В следующий момент музыкант отходит от бешеного поклонника, садится за стол, но вместо ожидаемой вспышки гнева и отмены интервью начинает заинтересованно допрашивать фотографа: «А что у вас за вспышка? Я просто в клубе фотографом подрабатываю, тоже хотел бы приобрести себе такую». Еще несколько непредвиденных вопросов, касающихся Ярославля и вегетарианства, простые ответы ребят — и вдруг мелькает внезапная надежда на то, что о своей музыке они будут говорить намного серьезнее, ведь кажется, что происходящее у микрофона — это самое главное в их жизни.



Но когда включается диктофон, «Макулатура» не стремятся говорить о своем творчестве, прячась за маской звезд андеграунда. Они не стесняются ругаться матом, говорят все, что думают, и эта откровенность приводит в растерянность даже самого подготовленного собеседника. Например, когда они дают свое определение рэпу и современной поэзии:


«А мы вроде не занимаемся музыкой. Это не музыка – это рЕп («Макулатура» настаивает на этой орфографии — Прим. ред.). Понимаете, есть стихи, но стихи для лохов. А есть реп – это что-то среднее между стихами и голосом улиц. Если ты за******ский – ты будешь делать реп, если ты лох – ты будешь писать стихи. Реп – это когда ты чувствуешь в себе это лоховство, которое заставляет тебя писать, но при этом тебе хочется взять пулемет и прищучивать каждого, кто захочет дать тебе по е***у.  Когда есть реп – ты одновременно лох и терминатор»


Безусловно, Сперанский и Алехин знакомы с современной поэзией, но на публике рассуждать об этом не хотят:


«Если говорить о современной поэзии – то это параша. Нет никакой современной поэзии. Они называют себя поэтами в 2016 году. Да пошли они нах***й. Это просто ряженые клоуны. Мы ездили по городам, видели афиши этих современных поэтов, там всякая Ах Астахова. Как им не стыдно вообще за то, что они сочиняют.»


«Неужели существует спрос на это говно?» — Евгений внимательно смотрит в ожидании ответа, и приходится переводить тему. С «Макулатурой» бессмысленно заводить спор.



О своем новом альбомом «Пляж», который моментально разобрали на цитаты в интернете поклонники, музыканты отвечают еще менее заинтересованно, словно предлагая слушать его, а не разговаривать о музыке:


«Главная особенность альбома? Ну он зае***ский. Вот и все»


Стандартный вопрос о том, как готовился альбом, не заставляет Сперанского и Алехина стать многословнее. После долгой паузы Константин, прищурившись, скромно роняет: «Чего?». Видя мое еще большее недоумение, он пытается частично ответить на вопрос:


«Так получилось, что мы захотели написать реп про бабу. Я про свою бабу, а Женя про свою. Вот такой бабий период в жизни у нас тогда был. Я понял, что если я не напишу реп, то придется как-то разгружать себя иначе, например, выколоть зенки нах**й. Вот так и получился наш альбом»


«У нас почти не было времени на редактирование альбома, поэтому есть небольшие косяки на пластинке. Хотя х***й с ними, мне это даже нравится»,

— добавляет Евгений.


Для «Макулатуры», по их собственному признанию, рэп – это всего лишь малая часть жизни, то дополнение, которое помогает им разгрузиться и выплеснуть свои эмоции в перерывах между другими занятиями. Константин учится в магистратуре на истории, а Евгений работает в издательстве и иногда подрабатывает фотографом.



«Помогает ли нам наша обычная работа в творчестве? Конечно, помогает. Вот я, к примеру, верстаю книги, а это самая нудная работа в мире. Вот иногда у тебя плохой день, а ты начинаешь верстать книгу. И так легчает на душе от этого. Плюс еще деньги зарабатываешь. А я деньги люблю»


Здесь музыканты начинают вспоминать свое детство и спорить о том, у кого из них оно было беднее. А на вопрос о выборе не самой оплачиваемой в мире профессии Алехин отвечает:


«Я е***л потому что все другое. Да это и не профессия. Я стремился всегда делать только то, что мне нравится, вот и все»


Безразличие к правилам, отстраненность и некая расслабленность – то, что характеризует не только творчество «Макулатуры», но и их образы в реальной жизни. Кажется, что Алехин и Сперанский полностью следуют правилам жизни своего кумира Чарльза Буковски (своим названием группа обязана одному из романов писателя) – они не стремятся загнать себя в общественные рамки, любят оспаривать все, что так нравится «массам», а еще верят в принцип «все, что ни делается, то к лучшему»:


«Перед записью предыдущего альбома у меня сломался ноутбук. А там были все мои черновики. Я никогда ничего не заливаю на гугл диск или яндекс, храню все в ноуте. И вот я прое***л весь материал к альбому. Правда, в тот момент мне было совсем не грустно. Было ощущение, как будто я снял какой-то балласт с себя и можно было начать писать новые песни».

С таким же минимальным вниманием дуэт размышляет о своем будущем и творческих планах, лишний раз подтверждая, что мечты, красивые ответы в интервью и самореклама им не нужны:


«Чем планируем заниматься дальше? Я с собой планирую покончить», — отвечает Сперанский, а Алехин добавляет: «А я планирую хорошенько потусить… На его похоронах. Мы уже договорились»


На концерте у «Макулатуры» — аншлаг, а разговорчивые поклонники не отпускают ребят даже во время интервью, прерывая беседу и неустанно благодаря за концерт. Их искренность и открытость сквозит сквозь мрачные тексты песен и они, в отличие от сухого интервью, могут достучаться до сердца любого, кто хоть раз их услышал.


Фотографии: Наталья Агафонова, Илья Привезенцев
Автор
Мария Шуляк
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе