И оркестр был в ударе

Музыканты духовых оркестров в старом ярославском посаде играют и в праздники, и в будни с особым настроением. Может быть оттого, что в старину, начиная с екатерининских реформ, во всю ширину нынешних бульваров от храма Ильи Пророка до самой Соборной площади на Стрелке пролегала ещё одна площадь – прямоугольная Плацпарадная. По ней печатали шаг военные трубачи и барабанщики – «Гром победы» здесь и сегодня, можно сказать, у себя дома.


На фестивале «Ярославские фанфары-2010» внимательное ухо могло уловить это и на марш-параде по улицам города, и на плац-концерте музыкантов из Москвы и Минска, Владимира и Рыбинска, Ярославля и Ставрова, районного городка из Владимирской области. После того, как сводный оркестр в три сотни исполнителей не оставил на стадионе «Спартаковец», наверное, ни одного равнодушного, в едином порыве сыграв «Патриотическую песню» Глинки и фрагмент из увертюры Чайковского «1812 год», началось дефиле участников – с барабанщицами впереди, с замысловатыми перестроениями музыкантов, раскачиванием в унисон ин­струментов элегантными подтанцовками, хоровыми «лирическими отступлениями».

Мелодии звучали те, что и стар и млад слушает, подтянувшись и выпрямив спину, – герои­ческий «Варяг» («Наверх вы, товарищи, все по местам...»), чеканные строевые марши, чьи названия не всякий знает – «Егерский», «Витязь», «Гренадёр», садовые вальсы, танго и фокстроты в стиле ретро, попурри, где никому не режет слух соседство «Вечернего звона» и «Московских окон», куплетов из мюзикла «Хэллоу, Долли!» и могучего раздольного русского напева «Эй, ухнем!».

Завершал плац-концерт оркестр штаба Московского военного округа великим перронным маршем «Прощание славянки». Именно этот оркестр легендарный марш Василия Агапкина играл в составе сводных оркестров на исторических парадах на Красной площади 7 ноября 1941 года и летом победного года войны.

Показали свой класс и красавцы гусары нашего муниципального духового оркестра под управлением Сергея Болдырева. На фестивале, марш-параде, плац-концерте, вечером на танцах на «пятачке» у художественного музея исполняли они мелодии на любой вкус, включая «Ярославский марш» с музыкой одного из соз­дателей оркестра и его многие годы главного дирижёра Александра Клименко.

Гусары были в ударе все три дня. Какие неординарные люди есть среди них, выяснилось на одном из привалов, когда наш корреспондент неожиданно встретился... со своим старым знакомым, которого не видел, наверное, целую вечность. Владимира Воробьёва хорошо знают наши любители джаза: в 90-е годы был он руководителем ярославского молодёжного биг-бенда, партнёром в ансамбле Владимира Майнугина «...Плюс один», постоянным участником фестивалей «Джаз над Волгой». Фанаты прицельно ходили послушать тромбон Воробьёва, виртуоза с тёплой элегической интонацией. Выпускник Гнесин­ского училища, он после его окончания пару сезонов играл в знаменитом джаз-оркестре Утёсова.

Мы давно не видели Воробьёва в Ярославле. «Лет семь», – сразу же уточнил наш собеседник. И не дожидаясь вопросов, объяснил: был на гастролях в Италии, в Германии, потом жил в Соединённых Штатах. Попал туда, как он выразился, проверенным дедовским способом – по рекомендации. Играл в ансамблях плавучих музыкальных театров на океанских лайнерах, что доставляют туристов и отдыхающих из курортного Майями в штате Флорида на Багамы и Карибы.

Послужить довелось ему и в той, самой почтенной в Америке, круизной компании, которая в своё время отправляла в рейс печально знаменитый «Титаник». Ярославец аккомпанировал спектаклям по бродвейским мюзиклам, в программах ревю, эстрадным звёздам из столицы игорного бизнеса Лас-Вегаса. На вопрос, как ценится в Америке труд и мастерство музыканта его уровня, Воробьёв ответил так:

– Всё ведь очень относительно. Семь лет назад месяцев за девять там можно было заработать на двухкомнатную квартиру в Ярославле. Но времена, вы знаете, поменялись, и сейчас с такими заработками ни о какой квартире даже и мечтать не пришлось бы.

А вписаться в американ­ский шоу-бизнес ярославскому музыканту, по его собственному признанию, помогла игра у причалов речного порта. Тогда диксиленд с участием Воробьё­ва выступал перед туристами с круизных теплоходов, исполняя всё, что было на слуху у целого света, – от Гершвина и Армстронга до «Трёхгрошовой оперы», «Рио-риты» и русской народной песни «Семёновна».

Знающие люди говорили тогда, что играть у причалов музыканты не рискуют даже в консерваторских волжских городах Нижнем Новгороде и Саратове. Кроме мастерства как такового тут нужен кураж. Он-то, добавим от себя, наверняка и помог ярославцу прижиться на родине джаза и мюзикла. О своих планах гусар Воробьёв намекнул старинной мудростью «В гостях хорошо, а дома лучше».

После возвращения он уже сыграл с ансамблем Майнугина, а местом его постоянной работы стал коллектив крепких профессионалов – муниципальный духовой оркестр. Эти оркестры давно перестали ходить по одной половице, и как показал юбилейный фестиваль «Ярославские фанфары», для них ничего невозможного нет. Ведь к ним ещё больше, чем к уличному диксиленду, подходят слова «играют всё, что на слуху у целого света».
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе