Галина Хомчик: «Имеет смысл слушать тихие вещи»

Творческая жизнь одной из наиболее известных российских представительниц бардовской культуры Галины Хомчик необычайно насыщенна. 
В середине сентября певица выпускает новый альбом, а несколько дней назад вернулась с фестиваля авторской песни «Лето — это маленькая жизнь», проходившего в Сочи. 
С вопроса об этом мероприятии мы и начали беседу.  


культура: Как все прошло, какие впечатления? 

Хомчик: Замечательно, фестиваль удался на славу, как, впрочем, и всегда. Думаю, участники и зрители довольны. С учетом многих благоприятных факторов — Сочи, солнце, лето, море, — иначе, наверное, и быть не могло. Хорошее настроение традиционно определяется уже самой атмосферой песенного форума — расслабленной, доброжелательной, отпускной. Состоялся красивый концерт на роскошной сцене, которая специально спроектирована для подобных выступлений. 

культура: «Лето — это маленькая жизнь» проводился уже в седьмой раз.   Какие изменения претерпел фестиваль? 

Хомчик: Прежде всего стало больше людей. За минувшие годы зритель успел хорошо познакомиться с этим событием и примерно знает, чего ожидать. Отличительной особенностью на сей раз явилось отсутствие конкурсной программы. В нынешнем формате это, по сути, один многочасовой концерт. 

культура: Какое место занимает сочинское действо среди подобного рода бардовских съездов — таких, как, например, Грушинский или Ильменский фестивали? 

Хомчик: Оно — другое. Во многом, кстати, именно благодаря отсутствию конкурсной составляющей. Это просто праздник авторской песни, где выступают лучшие представители направления. Костяк пусть и небольшой, зато крепкий и профессиональный. Порой на сцену выходят приглашенные звезды, но они гармонично вписываются в общую концепцию. То есть здесь всегда присутствуют преимущественно наши люди. От классических бардов — Александра Городницкого, Юрия Кукина, Алексея Иващенко — до звезд эстрады: в разные годы в Сочи приезжали Тамара Гвердцители, Дмитрий Певцов, Валерий Сюткин, Дмитрий Харатьян и многие другие известные певцы и актеры.


«Лето — это маленькая жизнь»-2016


культура: Еще сравнительно недавно жанр авторской песни был практически мейнстримовым, но сейчас создается впечатление, что бардовское движение держится на плаву лишь усилиями и энергией отдельных личностей, того же Олега Митяева...    

Хомчик: Это верно, но лишь отчасти. Авторская песня жива прежде всего благодаря неравнодушной аудитории. Ведь средствами массовой информации она практически не поддерживается: неинтересна, поскольку не является коммерческим продуктом — с точки зрения размещения рекламы, зрелищности. Но вопреки этому есть определенный пласт людей, пронесший любовь к данной эстетике сквозь годы. Немаловажно также, что жанр подпитывается талантливой молодой порослью, передача традиции из поколения в поколение продолжается. Неверно предполагать, будто юные к авторской песне равнодушны. Показательно, что на право выступить на Грушинском фестивале ежегодно претендует несколько сотен начинающих исполнителей — конкурс огромный. 

Другое дело, что наше направление нельзя отнести к массовому искусству: оно находится поодаль от основного течения, сохраняя некоторую элитарность. Это, скажем так, думающая песня для думающих людей. Поскольку в ее основе всегда лежала поэзия — хорошее, красивое, настоящее русское слово. И для тех, кому такое слово интересно и важно, жанр продолжает оставаться дорогим. В чем легко убедиться на примере небезызвестного бард-кафе «Гнездо глухаря»: проводимые там концерты ежедневно собирают значительную аудиторию. А на выступлениях проекта «Песни нашего века», которые устраиваются несколько раз в году, в зале и вовсе биток. Лишние билетики найти проблематично. 


«Лето — это маленькая жизнь»-2016


Тем не менее шансы на то, чтобы этот песенный сегмент апеллировал к широким слоям населения, думаю, невелики. У нас, к сожалению, все делается для того, чтобы массовым являлось совсем другое искусство и, соответственно, песня. Бардовское движение существует как бы в противовес насаждаемой псевдокультуре — проще говоря, попсе, смотрящей на нас со всех экранов и звучащей во многих концертных залах. Мы пытаемся показать: в мире есть нечто негромогласное и неназойливое. Имеет смысл слушать тихие вещи, сопереживать, думать, доверительно общаться. Но бороться с попсой авторская песня способна только своим существованием. Кстати, здесь немаловажную роль может сыграть — и уже играет — интернет. 

культура: Интернет? Его же принято ругать на чем свет стоит, в особенности когда речь заходит о музыкальном творчестве.  

Хомчик: Что и говорить, это глобальная свалка. Просто в ней надо уметь разбираться и отдавать себе отчет, что именно туда сваливаешь. Скажем, некоторые видеоконтенты и соцсети предоставляют неплохую возможность для общения — по этим каналам песня распространяется и дает о себе знать. Благодаря Сети можно открыть новые имена, услышать свежие композиции. Так что для тех, кто интересуется, а главное, знает, что хочет найти, интернет не столько помойка, сколько подмога. 

культура: К слову, о новых именах. На минувшем сочинском мероприятии с отдельной программой выступал ансамбль «Мировые песни», где задействованы молодые вокалисты со всех уголков земного шара. На Ильменском фестивале в начале лета эти ребята произвели очень приятное впечатление. 

Хомчик: В Сочи они тоже не подкачали. Весьма достойный коллектив с мощной энергетикой. Особенно подкупает то, что это дети с непростой судьбой. «Мировые песни» выросли из благотворительного проекта Фонда Олега Митяева, решившего собрать детей из неблагополучных семей и познакомить их с прекрасным — создать нечто наподобие юношеской музыкальной элиты. По сути, Фонд осуществил просветительскую миссию.


Олег Митяев и ансамбль «Мировые песни». Сочи. 2016


Репертуар для ребят отбирается очень тщательно. Им прививается хороший, правильный вкус. Всех участников ансамбля объединяет искренняя любовь к песне. Немаловажно, что к высокому искусству они приобщаются на коллективной основе. И сегодня «Мировые песни» представляют собой уникальное, культурно-созидательное объединение. 

Кстати, насколько мне известно, приезд юных артистов в Сочи стал возможным благодаря деятельному участию Национального фонда поддержки правообладателей и Национального фонда культурных инноваций «Петр Великий». Они взяли на себя всю организационную сторону вопроса — оплатили дорогу, проживание и так далее. Олег Григорьевич, как один из главных идеологов фестиваля, был весьма тронут проявленной заботой о молодых талантах. 

культура: Расскажите о ближайших планах. Слышал, у Вас готов новый альбом. 

Хомчик: Да, 15 сентября в «Гнезде глухаря» пройдет его презентация. Он называется «Биография». Решила поделиться этапами собственного пути в песенном виде. Важным толчком к работе над диском послужила песня Александра Городницкого «Переулки Арбата», которую он мне два года назад подарил. Было вдвойне приятно, ведь в данном жесте есть нечто символичное — я же арбатская, родилась в этом районе. 

Разные моменты моей жизни так или иначе связаны с какими-то песнями. Из них пластинка и состоит. На ней, безусловно, присутствуют произведения бардовских классиков — без них никак нельзя. Есть композиции Олега Митяева, дуэта Алексея Иващенко и Георгия Васильева, Юлия Кима, Александра Дольского, то есть тех друзей, с которыми связана моя творческая судьба. Но записаны также и песенки авторов полузабытых, но лично для меня очень дорогих, поскольку они ассоциируются со счастливым детством в пионерском лагере. 

культура: А насколько благодарным занятием сегодня вообще является выпуск альбомов? То и дело доводится слышать от артистов, работающих в самых разных жанрах, что дело это с материальной точки зрения не очень оправданное. 

Хомчик: Да, особой выгоды от реализации дисков ждать не приходится. Но мы продолжаем выпускать записи, ибо желаем поделиться тем, чем не поделиться не можем. Авторская песня потому и хороша, что люди сочиняют не на потребу, не на заказ, а по велению сердца — просто чувствуют необходимость выговориться, стремятся что-то передать другим, родственным душам. 

Когда записываю песни, мне, конечно же, хочется, чтобы они были интересны слушателям: возможно, кто-нибудь о чем-то вспомнит, что-то узнает. А упадет ли зерно в благодатную почву, предсказать нельзя... Не исключено, что в широких массах большого отклика и не будет, но кого-то, надеюсь, альбом согреет.
Автор
Денис БОЧАРОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе