Евгений Нестеренко отмечает 75-летие

Оперному певцу Евгению Нестеренко исполняется 75 лет. Народного артиста СССР и исполнителя одной из главных арий великой оперы "Борис Годунов" поздравили с днем рождения премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и мэр Москвы Сергей Собянин, сообщает Интерфакс. Медведев отметил уникальный голос и артистическое дарование именинника. "Вас по праву называют преемником великих традиций Федора Шаляпина. Благодаря уникальному голосу, артистическому дарованию и удивительной работоспособности вы исполнили огромный по диапазону репертуар, в котором порядка 80 партий на разных языках, но вашей коронной ролью, конечно, считается Борис Годунов", — говорится в поздравительной телеграмме главы правительства.

"Более 30 лет вы отдали большому театру, много гастролировали, выступали на лучших сценах мира. Талантливый человек, вы нашли себя и в педагогике. Ваши ученики — ведущие артисты в крупнейших театрах России, Европы и Америки", — отметил Дмитрий Медведев.


Также Евгения Нестеренко поздравил столичный мэр Сергей Собянин. В поздравительной телеграмме мэра артисту, в частности, говорится: "Вас знают как блестящего оперного певца, обладающего удивительными вокальными и драматическими данными. Исполненные вами сольные партии в Большом театре снискали вам признание и любовь миллионов поклонников".

Вести.Ru

НЕСТЕРЕНКО

Евгений Евгеньевич


Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, лауреат международных конкурсов, профессор, академик Международной академии творчества


Родился 8 января 1938 года в Москве. Отец — Нестеренко Евгений Никифорович (1908—1996), сын самаркандского сапожника, инженер-танкист, участник Великой Отечественной войны, уволился в запас в звании генерал-майора. Мать — Бауман Велта Вольдемаровна, прожила трагически короткую жизнь (1912—1938). Она была дочерью латвийского сельского учителя, революционера-подпольщика, которого судьба привела в Санкт-Петербург, затем в Ташкент, где он участвовал в Октябрьской революции, после чего занимался хозяйственной и книгоиздательской деятельностью в различных городах страны, приехав, наконец, в 1928 году в Москву. Супруга — Нестеренко (Алексеева) Екатерина Дмитриевна (1939 г. рожд.), инженер-строитель, в настоящее время на пенсии. Сын — Нестеренко Максим Евгеньевич (1964 г. рожд.), художник-график, член Союза художников России, работает креативным директором дизайнерской фирмы, преподает в московском филиале Британской высшей школы дизайна. Внук — Степан, школьник.


Путь Евгения Нестеренко в искусстве нельзя назвать простым. Правда, он всегда любил музыку и пел, сколько себя помнит, но далеко не сразу понял, что пение — его профессиональное призвание. Среди ярких воспоминаний о детстве: предвоенная Москва, первые месяцы войны, воздушные тревоги, эвакуация в Ташкент, возвращение в конце 1943 года в столицу — и первые музыкальные впечатления: песни тех лет, которые звучали по радио. Когда он подрос, у него появилось увлечение — слушать пластинки Ф. И. Шаляпина (монолог Бориса), С. Я. Лемешева, исполнявшего песенку и куплеты Герцога из "Риголетто" Дж. Верди, И. С. Козловского (серенаду Арлекина из "Паяцев" Р. Леонкавалло). Евгений сразу же запомнил эту музыку и часто напевал ее, хотя сюжетов опер, естественно, не знал.


В 1949 году семья переехала в Челябинск. Здесь Евгений впервые услышал и увидел оперный спектакль — "Снегурочку" Н. Римского-Корсакова в постановке Пермского театра оперы и балета. В школе Евгений почти не выступал, зато как солист часто выходил на сцену летом в пионерском лагере, пел под аккомпанемент пианино, аккордеона. Его хвалили, говорили, что у него красивый голос, но он тогда еще не думал о профессии артиста. Тем не менее его все больше увлекало творчество Ф. И. Шаляпина. На слух, с пластинок, Евгений знал многие произведения его репертуара, пробовал их петь, аккомпанируя себе (он брал уроки фортепиано в течение 2—3 лет), и чувствовал, что голос у него стал низким, похожим на бас.


Когда в 1955 году Евгений Нестеренко приехал в Ленинград и поступил на военно-морской факультет Инженерно-строительного института (в молодости семейные традиции особенно много значат), он почувствовал острую потребность в пении. Вся атмосфера этого удивительного города, в котором родились величайшие шедевры русской культуры, в том числе и музыки, словно активизировала творческие силы, дремавшие в нем. Вначале с друзьями пели песни из курсантского фольклора и народные песни. Приходилось запевать и в строю — Е. Нестеренко был ротным запевалой. Однако когда на факультете организовали хор, Евгений почему-то в него не попал. Однокурсник, в прошлом военный музыкант, привел его к руководителю хора Ильинскому и попросил прослушать. Когда Евгений исполнил песню Варяжского гостя из оперы Н. Римского-Корсакова "Садко" и русскую народную песню "Есть на Волге утес", хормейстер не выдержал: "А почему, собственно, вы здесь учитесь?" — "Как почему? — удивился Евгений. — Я хочу стать военным инженером". — "Нет, вы должны учиться не здесь, а в консерватории". То же самое Ильинский сказал начальнику курса.


Конечно, в консерваторию Евгения никто не перевел, но отнеслись к курсанту доброжелательно и постарались помочь. Один из преподавателей посоветовал ему проконсультироваться у бывшей певицы, а в то время педагога класса сольного пения при хоре Ленинградского университета Марии Михайловны Матвеевой (о ней Евгений Евгеньевич навсегда сохранил благодарную память). М. М. Матвеева стала заниматься с Нестеренко, и Евгению пришлось нести на своих плечах две тяжелые ноши: учебу в одном из самых трудных технических институтов и, уже в свободное время (которого практически не было), всерьез заниматься вокалом.


Через 3 года М. М. Матвеева, понимавшая, что ее ученика ждет большое будущее, рекомендовала его известному профессору консерватории Василию Михайловичу Луканину, считая его лучшим педагогом для баса. Когда Нестеренко спел несколько произведений, В. М. Луканин сказал: "Хорошо. Поступайте в консерваторию. Если вас примут, я возьму вас в свой класс".


Спустя 2 месяца Е. Нестеренко легко поступил на 1-й курс Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, сдав на "отлично" и специальность, и музыкальные дисциплины. В. М. Луканин, как и обещал, взял его в свой класс. Однако когда началась учеба, Евгению пришлось трудно. Во-первых, 1-й курс консерватории совпал с последним курсом института (в 1957 г. он демобилизовался и перевелся на строительный факультет), работой над дипломным проектом. Во-вторых, началась ломка привычных навыков и привитие других. Хотя М. М. Матвеева и направила его голос, подготовила к консерватории, но школу пения ему дал в основном В. М. Луканин. Эта школа имеет франко-итальянские корни и восходит к одному из первых профессоров Санкт-Петербургской консерватории К. Эверарди, ученику М. Гарсиа-сына и Ф. Ламперти.


Осенью 1959 года Евгений Нестеренко встретил Екатерину Дмитриевну — нашел свою судьбу, свою Катю, которая стала ему верным другом и прекрасной женой, помощницей, опорой на всю жизнь, первым советчиком и критиком.


2-й курс консерватории Е. Нестеренко начал уже дипломированным инженером. По просьбе консерватории он получил распределение в Ленинград и стал работать прорабом. Строителем Евгений пробыл всего год: у него появилась надежда на то, что из него получится профессиональный певец. Кроме того, совмещать учебу на вокальном факультете с работой на стройке оказалось невозможным. Евгений Нестеренко перешел на дневное отделение консерватории. На 3-м курсе ему стало легче — давали плоды два предыдущих года занятий, пусть не совсем полноценных, но с прекрасным педагогом — В. М. Луканиным.


В консерватории сокурсницами Е. Нестеренко были Ирина Богачева — в будущем народная артистка СССР, ведущая солистка Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, и Елена Образцова — его будущая партнерша и в Большом театре, и в "Ла Скала". В 1977 году им выпала особая честь — они стали первыми советскими певцами, приглашенными в Милан на итальянский репертуар, да еще на спектакли, посвященные 200-летию "Ла Скала" и транслировавшиеся на весь мир по телевидению. Тогда в "Доне Карлосе", в завершающей сцену Филиппа (Е. Нестеренко) с Великим Инквизитором фразе русский бас, мощно взяв нижнее "фа", тянул ноту до конца последнего аккорда, что еще не удавалось ни одному исполнителю, любуясь сияющим лицом выдающегося дирижера Клаудио Аббадо. Впереди у него была знаменитая "неделя Нестеренко в “Ла Скала”", когда весной 1979 года он пел там 6 вечеров подряд "Моисея" Дж. Россини и "Богему" Дж. Пуччини, когда артист посчитал невозможным сорвать спектакли, на которые билеты были давно распроданы, так как из-за каких-то трудностей с выпуском премьеры расписание спектаклей изменилось, а замены ему не было.


Конечно, от Ленинградской консерватории до "Ла Скала" лежал долгий путь овладения мастерством и преодоления трудностей. Будучи третьекурсником, Е. Нестеренко исполнил в оперной студии консерватории крохотную роль царского истопника в "Царской невесте" Н. Римского-Корсакова. Далее выступил в роли Зарецкого в "Евгении Онегине" П. Чайковского, а затем спел партию Гремина в той же опере.


В октябре 1963 года, только что став студентом 4-го курса, Е. Нестеренко поступает в Малый театр оперы и балета. Его пригласил Э. П. Грикуров — в ту пору главный дирижер МАЛЕГОТа, — услышав во время консерваторского исполнения "Магнификата" Баха. Молодого певца сразу взяли в труппу и предложили интересную большую роль — короля Треф в готовившейся опере С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам". Тогда же он стал активно сотрудничать с Союзом композиторов, филармонией и Ленконцертом, исполняя советскую, классическую и старинную музыку.


В театре Е. Нестеренко начал с маленьких ролей. Его первое выступление состоялось 16 ноября 1963 года в роли генерала Ермолова в опере С. Прокофьева "Война и мир". При этом он продолжал заниматься у В. М. Луканина, проходя с ним каждую новую роль, каждую концертную программу. Более того, в течение 2 лет после получения диплома Е. Нестеренко имел счастливую возможность время от времени посещать класс своего профессора, чтобы контролировать вокальную технику и пропевать для него новые партии.


Консерваторию Е. Нестеренко окончил 6 июня 1965 года, а на следующий день уехал в Москву, где через 3 недели завоевал 4-ю премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки. К этому моменту у него за плечами были уже 2 года работы в Малом оперном театре, где он освоил довольно много солидных басовых партий. В 1967 году, после успешного выступления на Международном конкурсе молодых оперных певцов в Софии (2-я премия и серебряная медаль) он начал работать в труппе Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Вместе с этим ему пришлось начать педагогическую деятельность: неожиданно заболел Василий Михайлович Луканин, и он взял его осиротевший класс. Именно с той поры Е. Нестеренко полюбил работу со студентами, которая продолжалась 35 лет: 25 лет он отдал русской вокальной школе, 10 — австрийской. И это одновременно с интенсивнейшей карьерой оперного и камерного певца.


В 1970 году Евгений Нестеренко удостаивается 1-й премии и золотой медали на IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. "Евгений Нестеренко пленил всех ровностью и благородством звука, музыкальностью, настоящим художественным вкусом", — писал о его выступлении на этом труднейшем состязании вокалистов великий С. Я. Лемешев. Эта победа открыла артисту путь на сцену прославленного Государственного академического Большого театра. В 1973 году Е. Нестеренко присвоили почетное звание заслуженного артиста РСФСР.


За свою творческую карьеру Е. Е. Нестеренко выступил на сцене более 3500 раз, в том числе в 1700 оперных спектаклях и 1800 концертах. Голос редчайшего великолепия и мощи — от глубочайших басовых низов до баритоновых верхов — голос, который называют "басом планетарного звучания", "голосом века", а самого певца — самым выдающимся басом мира, позволяет ему исполнять огромный по диапазону репертуар. Е. Е. Нестеренко отличает способность и к лукавому юмору, и к трагическому переживанию, удивительное обаяние артистической личности. Человечность и особая теплота, жизнелюбие и жизнерадостность натуры стали свойствами его таланта. Среди его вокально-сценических работ — колоритнейшие персонажи в операх русских и зарубежных композиторов. И все же его коронной ролью, несомненно, считается царь Борис в опере М. Мусоргского "Борис Годунов".


По словам критиков, Нестеренко-Борис поражал уже своим внешним обликом, в котором не было ничего от царя-убийцы. Его Борис величествен и красив, но прежде всего благороден; скорее романтик и идеалист в душе, опередивший свое время, чем трезвый и расчетливый политик. Годунов в исполнении Нестеренко поражал филигранностью психологического портрета. Переживания царя и человека раскрывались до тончайших нюансов чувств: нежность к дочери, отцовская гордость за сына и одновременно страх за него, стремление разгадать хитроумие бояр, нарастающие муки совести, доводящие до безумия. Триумфальный успех сопутствовал Нестеренко-Борису во всех городах, где он выступал, — в Ницце, Нью-Йорке, Варшаве, Вене, Буэнос-Айресе, Братиславе, Вашингтоне, Афинах, Бонне, Висбадене, Будапеште, Париже, Стокгольме, Праге, Таллине, Милане, Токио, Гонконге, Вильнюсе, Свердловске и других.


3 октября 1977 года опера "Борис Годунов" транслировалась по Интервидению из Большого театра на Италию. Очевидцы вспоминают, что это был особенный вечер, Е. Нестеренко пел Бориса с огромным подъемом. Никому и в голову не могло прийти, что за два дня до этого спектакля с ним случилось несчастье: в том же "Борисе Годунове", неосторожно упав в сцене смерти, артист повредил правую руку, и каждое движение причиняло нестерпимую боль. Таков жизненный принцип певца: "В любые опасные, трудные моменты жизни артист все равно должен выходить на сцену, петь, играть, находить в себе силы для выступления, и никаких поблажек себе делать нельзя".


Всего Евгений Нестеренко исполнил 80 оперных партий. Только Ф. Шаляпин имел столь обширный репертуар, включающий музыку таких несхожих, стилистически разных композиторов, воплощение контрастных, принадлежащих разным эпохам и народам образов. Среди них нельзя не назвать Досифея и Ивана Хованского из "Хованщины" М. Мусоргского — два полюса одной оперы. И сразу трех героев "Князя Игоря" А. Бородина: князя Галицкого (высокий бас), князя Игоря (драматический баритон) и хана Кончака (низкий бас). Кончак стоит на особом месте в ряду созданий Нестеренко. Это одна из любимых работ певца, с ней связана вся его творческая жизнь: он пел арию Кончака на концертах самодеятельности, при поступлении в консерваторию, в Малый оперный и Кировский театры, на всех конкурсах. Дебют на сцене Большого театра тоже состоялся в этой роли. Когда Е. Нестеренко готовился к IV Международному конкурсу имени П. И. Чайковского, все исполнители партии Кончака в ГАБТе заболели, и конкурсанта попросили выручить театр. В этот же вечер он был приглашен в труппу.


Евгению Нестеренко, человеку доброму, скромному в жизни, интересны роли, противоположные его собственной натуре: Кончак, холодный и жестокий тиран Филипп II ("Дон Карлос" Дж. Верди), безжалостный и грозный Мефистофель. Артист спел трех Мефистофелей: в "Фаусте" Ш. Гуно, "Мефистофеле" А. Бойто, в "Осуждении Фауста" Г. Берлиоза. И так же, как Борис, как Филипп, Нестеренко — непревзойденный Мефистофель современности, получивший признание во всем мире.


 Е. Е. Нестеренко стал инициатором воссоздания в Большом театре и первым исполнителем главной роли оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя" с оригинальным текстом и сюжетом барона Розена.


Постигнув все тайны искусства пения, обладая даром драматического актера, Е. Нестеренко постоянно работает над словом. Слушателя поражает его дикция (недаром критики называют ее "бриллиантовой"): каждое слово, обласканное, омытое его великолепным, могучим, не знающим технических преград голосом, предстает перед нами во всей своей смысловой точности. Е. Нестеренко так доносит фразу, смысл музыкального произведения не только когда поет по-русски. Он поет на языке оригинала и итальянскую, и немецкую, и французскую, и чешскую, и эстонскую, и венгерскую музыку... Всего — на 12 языках! При присуждении Гран-при за запись оперы Б. Бартока "Замок герцога Синяя Борода" особо отмечалось его "прекрасное венгерское произношение". Он — первый и последний иностранец, исполнивший партию герцога Синяя Борода на венгерском языке на сцене Венгерской национальной оперы. Е. Нестеренко был также первым русским артистом, сыгравшим и спевшим по-чешски Водяного в "Русалке" А. Дворжака в Народном театре в Праге.


Триумфальные выступления Евгения Нестеренко состоялись на сценах лучших театров мира: Венской Штаатсопер, Мюнхенской оперы, опер Гамбурга, Сан-Франциско, театра "Колон" в Буэнос-Айресе, "Ла Скала" в Милане, Лондонского "Ковент-Гардена", Нью-Йоркского театра "Метрополитен", Венгерской Национальной оперы, Немецкой оперы в Берлине, опер Цюриха, Марселя, Ниццы, Мадридского театра "Сарсуэла", Барселонского "Лисеу", Парижской "Опера комик", Финской национальной оперы, Королевской оперы Стокгольма, "Арена ди Верона" и многих других. Он неоднократно участвовал в музыкальных фестивалях: в Мюнхене, Савонлинне, Брегенце, Висбадене, Зальцбурге, Вероне, Дрездене, Праге, Оранже и других.


Театр "Ла Скала" специально для Е. Е. Нестеренко поставил "Моисея" Россини — оперу, в которой никогда не пел ни один русский бас. Он был первым из советских, российских басов, кто выступил и в других партиях из опер, никогда не шедших и не идущих в России, исполнив их на языке оригинала в Милане, Вероне, Барселоне и других городах: Массимилиано, Заккарии, Аттилы, Генриха VIII, Аркеля, берлиозовского Мефистофеля и других. Он стал первым советским басом, спевшим и сыгравшим Зарастро на венской и немецкой сценах. Е. Нестеренко — первый русский певец, выступивший на сцене "Арена ди Верона", вмещающей до 20 тысяч зрителей. Так же, как и в "Ла Скала", он пропел там много сезонов.


Евгений Нестеренко работал с крупнейшими отечественными и зарубежными дирижерами: Р. Б. Баршаем, В. А. Гергиевым, А. Жюрайтисом, Д. Г. Китаенко, Э. Класом, К. П. Кондрашиным,  А. Янсонсом, К. Аббадо и др.


Е. Е. Нестеренко довелось работать с выдающимися режиссерами, среди которых Г. П. Ансимов, А. Н. Киреев, А. Микк, Э. Е. Пасынков, Б. А. Покровский, Е. Н. Соковнин, Р. И. Тихомиров, Л. Дамиани, Дж. Дью, Дж. Кокс, А. Мико, Дж. дель Монако, Л. Ронконе, П. Л. Пицци, Ж.-П. Поннель, О. Шенк, А. Эвердинг.


Весной 2002 года Е. Е. Нестеренко, спев 2 раза Бориса на гастролях ГАБТа в Гонконге и 2 раза Заккарию в Москве, завершил свое 32-летнее сотрудничество с Большим театром.


Евгений Нестеренко завоевал международный авторитет и как выдающийся камерный исполнитель. В камерной музыке раскрываются богатейшие возможности его голоса и мощный талант художника-интерпретатора. Программы, с которыми артист выступал и в России, и за рубежом, насыщены именами авторов разных музыкальных эпох и стилей.


Евгений Нестеренко по праву считается одним из лучших исполнителей М. П. Мусоргского — любимого композитора певца еще с консерваторской скамьи. Редкими по вдохновению и мастерству являются его записи вокальных циклов композитора. "Песни и пляски смерти", "Раек" и другие чисто русские произведения в исполнении Евгения Нестеренко зрители восторженно принимали во многих странах мира. В 1980—1981 годах (к 100-летию со дня смерти гения русской музыки) певец создал и провел цикл из 4 концертов "М. П. Мусоргский. Полное собрание камерных сочинений". Концерты, в которых впервые в истории звучали все песни и романсы, а также все без исключения фортепианные произведения композитора в исполнении В. Постниковой, Г. Рождественского и В. Крайнева, прошли в Ленинграде, Москве, Свердловске.


Е. Е. Нестеренко стоял у истоков создания Дома-музея Модеста Петровича Мусоргского в городе Кареве-Наумове Псковской области, ему удалось добиться открытия первого в истории памятника великому композитору на Каревском холме, неподалеку от его родной усадьбы. Он уже 30 лет дружит с великолукским писателем Н. С. Новиковым, который работал в архивах и написал удивительную книгу о Мусоргском: в ней впервые опубликованы до тех пор неизвестные и важные факты из жизни композитора. Эта книга и работа в музее Мусоргского помогли Е. Нестеренко по-новому взглянуть на личность и творчество русского гения. Сердечная дружба долгие годы связывает Е. Е. Нестеренко также с Музеем-заповедником "Пушкинские Горы" на Псковщине и с Музеем М. И. Глинки в селе Новоспасском в Смоленской области, которому певец передал целый ряд экспонатов, собранных им по всему миру, и, конечно, с Домом-музеем Ф. И. Шаляпина в Москве. В этих музеях Е. Е. Нестеренко неоднократно давал шефские концерты.


Е. Нестеренко является первым исполнителем многих произведений Д. Шостаковича и Г. Свиридова. Его увлечение творчеством этих великих композиторов началось еще на первых курсах консерватории и в итоге вылилось в творческую дружбу с ними. Д. Шостакович высоко ценил певца, называя его "достойным продолжателем новаторских традиций русской вокальной школы". После исполнения его "Сюиты" на слова Микеланджело в Доме композиторов 24 марта 1975 года Д. Д. Шостакович, поздравляя Евгения Нестеренко, восторженно сказал: "Я испытал потрясение. Для меня большое счастье — встреча с вами". Г. В. Свиридов посвятил Е. Нестеренко три произведения: "Петербургскую песенку", "Папиросники" и "Когда невзначай в воскресенье...".


Концерты Е. Нестеренко — особая и прекрасная страница его творчества. Именно на концерте певца можно услышать и увидеть сразу трех персонажей "Князя Игоря" А. Бородина, услышать подряд пять, а то и больше арий "высшей категории трудности", а также то, что может себе позволить только "король басов": спеть в головокружительном искрометном темпе рондо Фарлафа и сразу, не боясь сбить дыхание, — арию Руслана с ее труднейшей, далеко не всем солистам поддающейся второй частью.

Важнейшим творческим достижением певца стало создание (с 1978 г.) совместно с В. Н. Мининым и его камерным хором первой в стране концертной программы православной духовной музыки, которая исполнялась сначала на закрытых концертах, на гастролях в Италии в сентябре 1983 года, а затем, в январе и феврале 1984 года, в Больших залах Ленинградской филармонии и Московской консерватории. В июне — июле того же года эта программа была записана на грампластинку в Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Участие в концерте после торжественного заседания в Большом театре, посвященного 1000-летию Крещения Руси, стало логическим и счастливым завершением этого прекрасного периода творческой жизни певца.


Е. Е. Нестеренко записал около 70 пластинок и дисков на отечественных и зарубежных фирмах грамзаписи (Всесоюзная фирма "Мелодия", "EMI", "Ariola", "Hungaroton", "Philips", "Deutsche Grammophon"), в том числе 25 полных опер, а также арии, романсы, народные песни. Он снялся в 20 кино- и видеофильмах. Английская фирма "NVC ARTS" выпустила видеозаписи опер "Аттила" в "Арена ди Верона", "Борис Годунов" и "Жизнь за царя" в Большом театре, американская "RBC" — "Хованщину" и "Князя Игоря", "Лентелефильм" — "Алеко". В 1995 году Театрально-концертное агентство "Жар-птица" совместно с издательством "Антиква" выпустило красочную книгу-альбом "Евгений Нестеренко", включающую весь репертуар и дискографию певца, а также цитаты из рецензий.


Еще одна грань творческой личности Евгения Нестеренко — педагогика. Его аналитический ум, самоотдача в профессии снискали ему уважение и любовь учеников и в Ленинградской консерватории (1967—1971), и в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1972—1974), и в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (1975—1993 гг. — профессор, заведующий кафедрой сольного пения), и в Венской консерватории (1993—2003), когда он первым из русских педагогов-вокалистов стал штатным профессором зарубежной консерватории. Его ученики более 30 раз становились лауреатами международных конкурсов, поют на сценах Большого театра России и других крупнейших театров Европы и Америки. Е. Е. Нестеренко проводил мастер-классы в Австрии, Венгрии, Германии, Финляндии, Японии, США, Бразилии, много раз был членом жюри международных и национальных конкурсов вокалистов.


Евгений Евгеньевич — автор свыше 220 печатных трудов — книг, статей, интервью. После смерти своего учителя на основании 16 общих тетрадей с записями о занятиях, которые вел В. Луканин, его заметок, рукописей, опубликованных статей и конспектов выступлений, Е. Е. Нестеренко как редактор-составитель выпустил книгу (по существу — школу пения) "Мой метод работы с певцами" (В. Луканин. Л., 1972). Переработанная и расширенная, она вышла под названием "Обучение и воспитание молодого певца" (Л., 1977). Е. Е. Нестеренко — автор монументальной книги "Размышления о профессии" (М., 1985). Эти книги стали значительным вкладом в методику современной российской музыкальной педагогики.


Евгений Евгеньевич продолжает выступать на крупнейших мировых сценах, за последние годы подготовил ряд оперных премьер, новых ролей, сольных концертов, дает мастер-классы по всему миру. В сезон 2005/06 года Е. Е. Нестеренко участвовал в новой постановке оперы "Мазепа" П. Чайковского в Швейцарии, дал сольные концерты в Бельгии, Венгрии, Бразилии, принимал участие в работе жюри конкурсов в Китае и Испании, выступал в концертах в Вене и Москве. В его репертуаре по-прежнему звучат партии Бориса, Филиппа, Базилио, Гремина.


Евгений Нестеренко — Герой Социалистического Труда (1988), народный артист СССР (1976), лауреат Ленинской премии (1982), профессор (1981), обладатель многих почетных титулов, наград, премий. Среди них: приз "Ванни Марку" Национальной академии оперных грамзаписей (Франция) — за исполнение мужской партии в опере М. И. Глинки "Руслан и Людмила" (1980); медаль "Золотой Виотти" (Италия), которой он удостоен "как один из величайших Борисов всех времен" (1981); памятная медаль "Бела Барток" (Венгрия), которая была вручена ему в связи со 100-летием со дня рождения композитора, за заслуги в пропаганде его творчества (1982); "Золотой диск" (Япония) — за оперу "Иван Сусанин", признанную лучшей записью года (1982); "Золотой диск" Всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия" — за пластинку "Романсы и песни М. П. Мусоргского" (1984); Гран-при "Золотой Орфей" Французской академии звукозаписи — за оперу Б. Бартока "Замок герцога Синяя Борода" (1984); почетный диплом и медаль "Pro Cultura Hungarica" (Венгрия, 1985); приз "Джованни Дзенателло" (Италия) — "за прекрасный голос и блестящую актерскую работу в качестве исполнителя главной роли в опере Дж. Верди “Аттила”, за глубину и масштабность созданного образа" (1986); Шаляпинская премия Академии творчества (Москва) — "за выдающиеся достижения в исполнительском искусстве" (1992); приз Театрально-концертного агентства "Жар-птица" (Москва) — "за вокальное мастерство и яркую индивидуальность" (1994); приз "Вильгельм Фуртвенглер" (Германия) — "как одному из величайших басов столетия" (1992); премия "Casta Diva" в номинации "Кавалер оперы" (Россия, 2001); театральный приз "Золотой Пегас" (Польша, 2004). Евгений Евгеньевич — почетный профессор Венгерской государственной музыкальной академии имени Ф. Листа (1984). Ему присвоено почетное звание "Каммерзенгер" (Австрия, 1992).


Е. Е. Нестеренко — академик Международной академии творчества, член наблюдательного совета Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского. Являлся членом центрального совета Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры, членом редколлегий Музыкального энциклопедического словаря, энциклопедии "Опера", журналов "Театр" и "Музыкальная жизнь". Долгие годы был членом худсовета Большого театра и Союзконцерта, совета Московской консерватории, председателем оперной секции Всесоюзного музыкального общества, членом президиума правления Советского фонда культуры, членом правления Ассоциации музыкальных деятелей Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, членом центральных правлений Общества советско-венгерской дружбы и Общества дружбы СССР — ФРГ. В 1989—1991 годах был народным депутатом СССР.


Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, венгерскими орденами Звезды и Мира и Дружбы.


Увлекается коллекционированием сортов чая.


Живет в Вене (Австрия) и в Москве.


Источник


Источник  видео

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе