Элла Должикова: "Духовой оркестр – это коллективное творчество, самый мощный и притягательный элемент для привлечения внимания молодёжи".

XI Международный конкурс-фестиваль исполнителей на духовых и ударных инструментах имени Ю.Н. Должикова состоится с 25 по 31 мая 2022 года.
Элла Должикова. 
Фото: Иван Оноприенко.


Должикова Элла Олеговна (флейта) – Президент Благотворительного Фонда развития культуры им.Ю.Н.Должикова, Председатель жюри конкурса, лауреат Международных конкурсов, преподаватель Колледжа музыкально-театрального искусства им Г.П.Вишневской.


Форма участия очная и заочная. В период работы Международного конкурса им. Должикова будут отбираться участники для Всероссийского сводного духового оркестра им. Должикова к концерту закрытия Международного конкурса-фестиваля.

Состав жюри формируется из профессорско-преподавательского состава ведущих вузов искусства и культуры, ученых, музыковедов и концертных исполнителей России и зарубежья.

Клевицкий Александр Леонидович (дирижер, композитор) – Заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и главный дирижер Большого концертного оркестра им. Ю.В. Силантьева, Генеральный директор ООО "Российский музыкальный союз".

  
Элла Олеговна! Примите поздравления с предстоящим конкурсом-фестивалем, который всегда ожидаем детьми, родителями, педагогами. Обычно конкурс проходил на весенних школьных каникулах, а тут немного сдвинулись даты. Есть на это какие-то причины?

Спасибо  за поздравления, и я рада сказать, что наш конкурс и в этом году будет проходить при  поддержке Президенсткого Фонда культурных инициатив. Без этой поддержки мы не смогли бы реализовать многие наши идеи, которые сегодня благополучно воплощаются в жизнь, делая наш конкурс уникальным. В этом году перенос сроков на май получился в основном из-за организационных моментов, но в какой-то степени, может быть, и к лучшему. Для многих этот период оказался очень удобным, потому что все отболели в январе и феврале, подготовили свои программы к концу года, и с готовой программой выступят на конкурсе. Возможно, мы так и закрепим эти даты.

На предыдущем конкурсе был замечательный ансамбль юных саксофонистов из Крыма. Будут ли крымчане нынче? 

Да, все будут. Мы много общаемся с регионами, у них огромное желание действовать, развиваться. Несмотря ни на что, люди стараются приезжать. Не смогли приехать те, кто сдают в конце мая ОГЭ и ЕГЭ – это участники группы "С". В этой ситуации наш конкурс предлагает возможность принять участие заочно. Этот формат объективно очень удобен для всех, никто не обижен, и все полноценно будут участвовать в прослушиваниях. 

Что говорит статистика нынешнего конкурса? Сколько заявок, какие инструменты преобладают?

Количество участников у нас по-прежнему стабильно – 250 человек каждый год. Флейты всегда лидируют, их мало никогда не бывает. В этом году очень много саксофонистов, более 40 желающих. Ударников – более 30 участников. Медные, как обычно, держатся в хорошем режиме. Их не мало и не много, но они стабильны. С медными духовыми мы проводим работу и по привлечению жюри, и по привлечению педагогов и участников из различных регионов. Это, прежде всего, способ приобщения молодёжи к изучению духовых инструментов. Медные духовые инструменты – это база, основа нашего конкурсного духового оркестра. Мы прикладываем большие усилия для этого. Из года в год видим прогресс. И без медных духовых инструментов  мы не выживем, как говорится, поэтому отслеживаем эти процессы.

Какой состав жюри в этом году?

Кто-то из членов жюри остался, кто-то новый вошел в состав. Через членов жюри мы пытаемся привлекать различные инструменты в том или ином количестве, потому что эта система должна касаться всех направлений и категорий в конкурсном состязании. С одной стороны, у нас гибкость в этом вопросе, с другой – есть стабильные партнёры, которые нас поддерживают. Александр Леонидович Клевицкий является постоянным и основным, можно сказать, любимым председателем жюри всего конкурса. Он следит за нашим развитием. В его лице я вижу независимый взгляд и творческое отношение к нашему конкурсу и его участникам. По специальности Клевицкий – дирижёр, композитор и пианист. В нём огромное сочетание музыкальных профессий. Под его флагом мы движемся вперёд.  Наш постоянный партнёр конкурса "Российский музыкальный союз", президентом которого является  Александр Леонидович Клевицкий.

Среди постоянных партнёров конкурса – московское  государственное объединение детских школ искусств "Кусково": ДМШ им. Д.Д. Шостаковича, ДШИ им. Ф. Листа, ДМШ им. Н.П.Будашкина, ДШИ им. Н.А. Римского-Корсакова. В прошлом году это объединение предоставило для конкурса школу им. Римского-Корсакова, в этом году – школу им. Шостаковича, с которой когда-то мы начинали сотрудничество. Хочу выразить огромную благодарность всем руководителям МГОДШИ "Кусково", которые во все этапы конкурса помогали нам развиваться и набирать силу: Марина Анатольевна Пантелеева, Ирина Андреевна Городничева, Алина Олеговна Березина, Александр Борисович Яцкевич, Татьяна Александровна Столярова. 

Вот уже 5 лет, как мы сотрудничаем с камерным симфоническим оркестром "Antonio-orchestra" под управлением Антона Паисова. Солисты старшей группы "D", прошедшие в финал, играют свой заключительный тур в сопровождении оркестра.

Какие возможности предоставляет конкурс своим победителям?

Благотворительный фонд развития культуры им. Должикова ведет очень широкую деятельность. Помимо конкурса, который является основным проектом, существуют другие начинания - интернет-конкурс, творческие школы, где дети плавно перемещаются из одного проекта в другой. Делают они это по собственной инициативе, самостоятельно и с огромным удовольствием, не оповещая нас. Мы сами наблюдаем, как они мигрируют из одного проекта в другой. Эти процессы сложились в некое воспитание-образование. Тандем наших проектов в целом создает положительную атмосферу для развития ребёнка. Не то, чтобы конкурс взял победителя и куда-то конкретно поместил его или направил. Хотя такая конкретизация тоже неплохо, и мы работаем над этим. Но на сегодняшний день это выглядит, скорее, как доступ детей к хорошим педагогам, школе, методикам, поэтому юные музыканты рядом с нами во многих наших проектах. Через них они имеют возможность получения мастер-классов очно и онлайн.

Так как наш постоянный партнёр симфонический оркестр "Antonio-orchestra", то у наших детей есть прекрасная  возможность выступить с оркестром в течение года, принять участие в его концертных программах. Это тоже хороший бонус. В этом году к нам подключается Концертное агентство Ивана Дымы. Мы придумали совместный проект, когда наши лауреаты, один или несколько, имеют возможность в течение года дать сольный концерт в одном из ведущих концертных залов Москвы. Это очень важно для практики и развития сольного исполнительства у ребят. Вот таким образом мы их точно поддерживаем. Уже не одно поколение детей, выросшее на нашем конкурсе и творческих школах, поступили в колледжи, вузы. Мы наблюдаем за их успехом, следим за их творческой жизнью, и мы приложили к этому свои усилия, свою профессиональную руку. Это очень важно.

А как вырос сам конкурс за прошедшее десятилетие? Что он приобрёл?

Во-первых, конечно же, конкурс приобрёл статус и популярность. Я как организатор и человек, непосредственно занимающийся организацией конкурса, особых усилий не прикладывала. Или это отражение положения вещей в нашем обществе в виде того, как без каких-либо усилий конкурс набрал за эти 11 лет положительную и качественную репутацию. У нас сложилась большая аудитория. Приятно, когда вскользь от кого-то  услышишь: "Конкурс Должикова – это очень солидно!". И все говорят о нём положительно. Поначалу, когда конкурс рождался, было много сомнений. Со стороны я слышала разные скептические высказывания. Сейчас это практически не присутствует на нашем творческом пути. Мы стараемся из года в год делать какие-то расширения в нашем конкурсе, совершенствуем то, что есть. Духовой оркестр как существовал, так и продолжает существовать. У нас есть мысли на то, чтобы ещё шире это развить, придумать систему цикличных концертов духового оркестра с выездом по разным городам России. В голове очень много идей, другое дело – реализация всего этого.

В этом году у нас есть ещё одно новшество – мы делаем международную конференцию перед началом конкурса. Были большие сомнения насчёт участия иностранных деятелей. Как ни странно, все согласились. Это  представитель Yong Siew Toh консерватории Сингапура, профессор-флейтист Евгений Брокмиллер, представитель венской флейтовой академии Мария Коша. Представители Российского культурного центра государства Танзания тоже хотят проявить интерес к нашей конференции. Будут представители Германии и Франции, Казахстана и Белоруссии, конечно же, многочисленных региональных городов России. Темы предполагаются очень разные, начиная от музыкальных инструментов, заканчивая методиками, образованием. Особый вопрос повестки – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Это всё векторы развития нашего конкурса. Я была очень удивлена в прошлом году, когда к нам пришёл юный участник на ударных инструментах, мальчик маленького роста с маленькими ручками и ножками, даже шокирована, как он, не боясь ничего, соревновался наравне с другими, показал хороший профессиональный уровень. Он получил у нас лауреатство. Более того, он и в этом году будет участвовать. Я буду ждать его выступления. Если конкурс вызывает такое доверие, то, конечно, мы будем пытаться открыть официально эту состязательную категорию для детей ОВЗ.

Сегодня мы продолжаем  возрождать духовое искусство. Всем известен провал, который произошёл у нас в музыкальном образовании, в обучении игры на духовых инструментах. Начиная с 90-х годов, в результате перестроек, которые происходили в нашей стране, случился застой – в музыкальных школах стали убирать единицу духового оркестра. Раньше в школах всегда был детский духовой коллектив, постепенно оркестры прекратили своё существование в музыкальных школах. Сегодня родители приводят детей на приёмные экзамены в  музыкальную школу и не знают, куда их определить. Они в принципе не знают, что такое духовые инструменты, мало понимают разницу между флейтой и трубой. Наш конкурс во многом помогает возрождать те традиции, которые были заложены еще в советское время. Духовой оркестр – это коллективное творчество, которое является единственным самым мощным и притягательным элементом для того, чтобы привлечь внимание молодёжи.

Как не спросить про дирижера Снежану Владимировну Завзину. Она, без всяких изменений, будет стоять у руля духового оркестра?

Без всяких изменений, потому что лучше неё я кандидатуры не вижу. В школе им. Римского-Корсакова, где она работает, она возродила  духовой оркестр и подняла его на высокий уровень. Снежана Владимировна Завзина – идейный человек, энтузиаст, профессионал. Опыт, который мы приобрели совместно на конкурсе – это незаменимый, бесценный опыт. Безусловно, она будет у руля Сводного духового оркестра  лауреатов конкурса им. Должикова.

В будущем может появиться номинация "дирижер духового или военно-духового оркестра"?

Не исключено, идея вполне реализуема. У меня в голове сразу пронеслось: а сколько же дней тогда будет идти конкурс, если он сейчас идёт почти неделю? Но, помимо количества дней, надо ещё найти помещение, разместить такое количество оркестрантов, ведь приедут духовые коллективы.

В смысле инструментария, профессиональных аксессуаров какие награды ждут ребят?

Компания "Авалон" является одной из ведущих фирм в России по реализации музыкальных инструментов и аксессуаров. Мы сотрудничаем уже не один год, и я очень рада, что и в этом году компания "Авалон" предоставит нам много подарков и музыкальных аксессуаров для лауреатов конкурса. Спасибо директору этого магазина Наталье Сергеевне Ващенко. Все дети уйдут с подарками. Очень дорожу такой дружбой, потому что профессиональные и искренние отношения превыше всего. В компании "Авалон" это всегда есть. Я очень это уважаю.

Прошли прослушивания. Есть какие-то уже звёздочки, которые нарисовались среди участников? Или это интрига и секрет?

Секретов нет. На региональном этапе конкурса, где мы смотрели и слушали, даже гении есть. Их не так много. Их никогда не бывало много. Их звёздный путь предопределён в чём-то. Но мы обеспечиваем широкое поле деятельности для очень талантливых детей, которых точно много. Мы даём им шанс приехать в Москву и посоревноваться друг с другом. Послушать других, сравнить с ними себя, поучиться у больших профессионалов и своих соперников. Конкурс в момент проведения похож на большую школу или творческую кухню. С одной стороны – это борьба, с другой – столько различных взаимодействий и контактов. Многие родители говорят, что готовы приезжать на конкурс хотя бы ради духового оркестра. Для меня это было откровением.

Региональный этап прошёл, дети готовы приехать в Москву – это только начало. Самое интересное начнется в Москве. Мы максимально даём возможность приехать большому количеству детей и здесь показать себя. Тем более, ребята сейчас очень соскучились по сцене, по общению, по хорошим и качественным творческим соревнованиям. Уже многие утомились от онлайн-конкурсов. Уверена, будет активный всплеск творческой активности.

В этом году, как и в прошлом, 31 мая нас посетят телеканал "Культура" и телеканал "Карусель". Основной концерт лауреатов у нас планируется 30 числа, потому что их будет много, надо дать всем выступить. 31 числа ожидается торжественная часть, награждение, концертные номера звёздных лауреатов и, как всегда, яркое выступление духового оркестра.

Автор
Елена Алексеева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе