Что подарил в свой юбилей уходящей эпохе легендарный маэстро Паулс

У любого, даже самого креативного решения, судя по всему, не исключены и экстравагантные отступления, с толикой доброй самоиронии утверждают музыкальные критики в Риге.
Фото: Александр Саверкин/ТАСС


Вот, скажем, для того, чтобы 12 января избавить 85-летнего маэстро Раймонда Паулса от синдрома коронавирусного одиночества, в эфире местного радио, сообщает агентство LETА, решено устроить в течение четырех суток, начиная с 9 января, нон-стоп из шедевров латвийской легенды.


Во время "Музыкального марафона маэстро" длиной в 85 часов свое слово о том, что для них означает творчество прославленного композитора и пианиста, успеют сказать многие известные на балтийском побережье персоны. Но о чем бы в их "мемуарах" ни заходила речь, они, конечно, отметят, что, перешагнув за горизонт ХХ века, именно великий гражданин страны вошел в текущее столетие не только подлинным джентльменом музыкального искусства, но и уникальным модератором сценического мастерства. Хотя, как и к любому гению, к его творчеству относились в минувшей эпохе по-разному, признавался сам кумир миллионов.


Было время, когда "кое-кто говорил, что мои произведения чересчур сентиментальны", и флегматично добавляет, что в принципе, "все люди по своей сути сентиментальны, только некоторые это скрывают. Если бы это было не так, они бы не пели мои песни. Но ведь поют!", - с лукавой улыбкой признается маэстро.

Задавая риторический на первый взгляд вопрос: "Почему?", аналитики склонны утверждать, что талант, в том числе, - это и вопрос количества. Ведь именно с его именем в музыкальной партитуре навечно отпечатана богатейшая история национальной эстрады и мюзикла. Да и автор более пятисот музыкальных шедевров, музыки к трем балетам и театральным постановкам, композитор как щедрый родитель, взрастил целую плеяду и для советской эстрады. Между прочим, он до сих пор сожалеет, что творческие перекрестки не соединили его с Муслимом Магомаевым - почти ровесником, блестящим вокалистом, который пользовался невероятной мировой популярностью.


Фото: Дмитрий Беркут/ТАСС


Но биографии самородков редко похожи на традиционные трафареты. Вот, скажем, если бы не воспоминания сестры моей матери, которая почти 30 лет провела у стекольной печи на латвийском заводе, возможно, мне было бы проще отнестись к яростному стремлению отца-стеклодува будущего композитора и пианиста Раймонда Волдемаровича Паулса пробуждать с ранних лет в сыне латышской белошвейки более возвышенное вдохновение.

Хотя, вспоминая свое детство, будущий вундеркинд обычно кратко говорил: "бедно жили" и тут же добавлял, но…под звуки музыки. В их квартире практически на побережье Даугавы по вечерам он увлеченно слушал репетиции ансамбля "МиХВо", названного так по именам его энтузиастов: Михаила, Хария и отца Раймонда. Михаил играл на гитаре, Харий на скрипке, а Волдемар - на барабане.

Больше тридцати лет назад его сестра, мастер гобелена Эдита Вигнере-Паулс, создала яркое полотно из шерстяных и льняных ниток под название "Гармония". Оно посвящено знаменитому брату, на котором маэстро изображен за роялем, в окружении музыкантов. Эмоциональность композиции, утверждают знатоки, передает радостную атмосферу творчества в поисках интонационного идеала для песен. Проще говоря, образное поэтическое слово, в котором присутствует сюжет, любит повторять юбиляр. Именно этот алгоритм и составлял потребность в творческом тандеме с Андреем Вознесенским и Евгением Евтушенко, Янисом Петерсом и Михаилом Таничем, Робертом Рождественским и, конечно, с Ильей Резником.


Автор самой популярной в Риге книги о маэстро и бывшая коллега по журналистскому цеху утверждает, что было время, когда под окнами его городской квартиры в день рождения долгие годы играл оркестр под аккомпанемент юрких "Жигулей", которые, огибая уютный квартал в центре столицы, ритмично подавали сигналы. А сам виновник торжества, судя по его признаниям, в такие минуты не прятался за шторами глубоких окон. Он с любопытством приветствовал своих фанатов, хотя буквально через несколько минут его фигура опять сливалось в экстазе с любимым клавишным инструментом.


Фото: Л. Балодис/РИА Новости


Паулс счастлив только когда играет, одними глазами дает понять его единственная муза, рожденная у побережья Черного моря - супруга Светлана. Да и сам музыкант, перешагнув вместе со всей страной из одного тысячелетия в другое, признался как-то с улыбкой просветленного мудреца, что "раньше он занимался разными делами, а теперь только главным - музыкой".

Кстати, и автор этих строк, усвоив со временем добрые советы биографа Шопена Фаины Оржеховской о том, что "люди, с детских лет приученные к хорошей музыке, не могут быть грубыми и жестокими, а музыка более, чем другие искусства, смягчает нравы", привык воспринимать откровения прославленного музыкального виртуоза, как непрерывный диалог с просветленным собеседником, который имел особое чутье не только на хиты, но и на эстрадных "звезд".

Ведь в когорте соловьев нашей эстрады наравне с примадонной Аллой Пугачевой в музыкальной аранжировке его песен блистали Лайма Вайкуле и Лариса Мондрус, Эдита Пьеха и София Ротару, Николай Гнатюк и Александр Малинин, Андрей Миронов и Ренат Ибрагимов. Словом, целая кавалькада известных исполнителей ушедшей эпохи.


Время, как известно, либо подтверждает творческую интуицию, либо освобождает от поспешных иллюзий. А Раймонд Волдемарович, в привычной только ему манере, всегда умеет улавливать внутреннюю природу артиста. И затем находить решения в духе привычных для него импровизаций. Например, Валерия Леонтьева, который долгое время вызывал идиосинкразию у советских чиновников от культуры, маэстро решил как-то отправить статистом в зрительный зал, а затем, как в сказке про репку, "вытащил" его на сцену. И тот классический трюк стал для вокалиста прологом к грандиозному триумфу. Кстати, интуиция не подвела Паулса и на прослушивании еще 15-летней Лаймы Вайкуле, вспоминает актриса.

Но с тех пор прошла целая эпоха. Исчез Советский Союз, Латвия стала суверенным государством. А чем же был занят лидер музыкального олимпа в "лихие девяностые"? Конечно, признавался он сам, не избежал и политической турбулентности, но продолжал концертировать и творить все с тем же азартом.


Фото: РИА Новости www.ria.ru


Душой отдавался любимому джазовому жанру, писал музыку для мюзиклов, создавал ансамбли, в частности, детский "Кукушечка", который имел долгие годы грандиозный успех. "Испытываешь особое чувство, когда учишь песни и репетируешь с певцами, которым всего 4−5 лет от роду. А приводят их папы и мамы, которых я знаю ровно с такого же возраста. Здесь искреннее увлечение и интерес", - говорил маэстро.

А вот его увлеченность смолоду джазом, как и для его сверстников и друзей, было чем-то большим, чем выбор из дежурного музыкального меню. Это была философия поступка: душевный отклик и внутренний протест - одновременно. Может быть, поэтому его рижские ноктюрны в синкопической аранжировке для многих почитателей таланта композитора до сих пор звучат из открытых окон квартир, овеянные сюжетами архитектурного стиля старого города и великими именами янтарного побережья.

Да и сам юбиляр не скрывает, что сам вырос на волне джазовых фантазий. А помощь в официальном признании его как музыканта нарождающегося жанра в стране оказал профессор консерватории Петр Печерский, бетховенская шевелюра и мефистофельский профиль которого и сегодня напоминает Паулсу демона музыкальных страстей.


Именно мудрый педагог не только угадал масштабы своего ученика, но и раскрыл полвека назад в нем чувство богатейшей гармонии, одухотворенного ритма, разговорных интонаций мелодий.

Неслучайно парадоксы в эмоциональной партитуре латвийского музыканта, по оценке музыковедов, составляют содержание его творческих рассуждений. Ни для кого не секрет, например, что маэстро всегда относил себя к наследникам и представителям русской пианистической школы. При всей своей увлеченности джазом, он и сегодня считает себя академистом и консерватором, поклонником романтической музыки. Кто самый популярный в мире из русских композиторов, любит повторять он свой вопрос и сам отвечает: "конечно, Чайковский, и добавляет: а рядом с ним - великолепный Рахманинов".

За свою долгую, как дорога в дюнах, карьеру он руководил Рижским эстрадным оркестром, основал популярный ансамбль "Модо". Успел побывать и в руководящем кресле министерства культуры независимой Латвии. А на грани веков - в 1999 году - баллотировался на пост президента. Однако для миллионов его поклонников на всем постсоветском пространстве Раймонд Паулс по-прежнему, в первую очередь, автор знаменитых хитов "Маэстро", "Старинные часы", "Миллион алых роз", "Полюбите пианиста", "Вернисаж", "Бабушка рядышком с дедушкой"… Его музыка не стареет, а с годами знаменитые мелодии не забываются, повторяют в эти юбилейные дни исполнители его шлягеров.

Но как быстро чередуются минувшие десятилетия. Вот и с поклонником миллионов в последний раз мы пересекались более двадцати лет назад в осыпанном звездной мишурой "Вернисаже". В популярном столичном клубе, принадлежавшем ему в начале века, проходила новогодняя встреча очередного тысячелетия в присутствии президента Латвии. И тогда хотелось верить, что впереди у стран Балтии и России новые горизонты сотрудничества, открытия новых имен, которые в те годы, как россыпи янтаря, царствовали на музыкальных площадках Юрмалы.


Фото: Александр Макаров/РИА Новости


Увы, политическая элита в Латвии предпочитает об этом сегодня не вспоминать. Время другое и иная стихия, которая не перестает штормить на побережье Балтики, накрывая ареал культурного обмена. Хотя, оптимист по натуре, маэстро и сейчас признается, что он " не из тех, кто готов громко кричать, что раньше все было плохо. Не было. Было много хорошего, в том числе - отличное музыкальное образование, прекрасные классические школы в Москве и Ленинграде".

Но "когда политика начинает играть свою роль, запрещая российским звездам въезд в страну, это плохо. Продолжаем искать оккупантов и шпионов", - констатировал с грустью в одном из интервью народный артист СССР Раймонд Паулс, не теряя в глубине души надежду, что гармония музыки и здравого смысла сможет со временем совершить очередной поворот колеса истории.

Автор
Текст: Юрий Сизов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе