Александр Градский: Для меня что Кончаловский, что Ленин, что Сидоров

В день рождения ГРАДСКОГО его комментарий на строчку в дневниках Владимира Высоцкого:

"Слышал в фильме, как работал А. Градский. Мне кажется, что он музыкален и у него есть прессинг..."


- Верно. Это 'Высоцкий написал в 1974-м по поводу "Романса...". Впервые русский рок зазвучал в кино. Я был молодым человеком 23 лет, когда меня пригласили сделать музыку для фильма А. Кончаловского. Сам Андрон в своей книге описывает нашу работу в фильме довольно-таки легковесно. Мне кажется, что режиссер сам до сих пор так и не понял, что он сделал в фильме! То, что я сейчас изложу, более соответствует истине, и Андрон вряд ли будет возражать против нее.

У меня есть друг, музыковед, теоретик джаза Аркадий Петров. Кстати, близкий друг Мурата Кажлаева, композитора. А последний хорошо был знаком с Кончаловским, который и просил Кажлаева сделать музыку к своему фильму. Андрон хотел предложить Кажлаеву сделать что-то в жанре симфо-джаза: красивой такой американизированной музыки типа "Лав стори" или типа М. Леграна. По причине занятости Кажлаев отказался от предложения Кончаловсксго.

Посему режиссер начал интересоваться у Аркадия Петрова, нет ли где-нибудь певцов странных, интересных, молодых. "Есть такой, - сказал Петров, - Саша Градский из группы "Скоморохи", они уже делают свою пластинку". И вот прямо в Дом звукозаписи на радиостанцию "Юность" приходят Кончаловский и Петров, и, кажется, Кажлаев. Происходит следующее: я записываю "плэй-бэк" в студии, это довольно трудная работа в технических условиях того времени, то есть я накладываю на свой голос партии разных инструментов, как бы "человек-оркестр" изображаю. А студия разделена на две части: аппаратная и зал. Я работаю в зале, они входят в аппаратную, а затем совершенно бесцеремонно открывают дверь и врываются в зал. Без всяких моих приглашений и просьб.

Ну и я (поскольку для меня что Кончаловский, что Ленин, что Сидоров в тот момент были совершенно одинаковы) довольно круто, как я умею это делать, вы, наверное, наслышаны, прогоняю непрошеных гостей (и меня можно понять). Они ретируются из зала и уходят в аппаратную, наблюдая за мной. Я продолжаю делать свою запись - Кончаловскому, видимо, нравится. И Кончаловский говорит доподлинно следующую фразу: "Градский не просто будет у меня петь, но и сниматься в главной роли. Вы только посмотрите, какие у этого парня выразительные голубые глаза!". Справка: глаза у меня вообще-то зеленые. В общем, Кончаловский назначил встречу, послушал мои песни в моем исполнении и после спрашивает: "Можешь ли писать музыку для кино?". Я отвечаю: "Могу!". Он: "Почему так уверен?". И тут я говорю безумную фразу: "Конечно, я пока не писал для кино, но я гениальный, поэтому смогу сделать ВСЕ!". Тут же Кончаловский мне дал стихи Булата Окуджавы, Николая Глазкова. Одни стихи последнего в фильм не вошли.

Это была "Песня про морскую пехоту". Там была замечательная рифма: "Известие это - не то, нет, не то, нет, не то, нет. Морская пехота не тонет, не тонет, не тонет...". Это, кстати, вполне рокерская рифма. А вот глазковская "Песня о птицах" с моей музыкой в фильм вошла. Я в фильме на голос распел сценарный текст в эпизоде драки - белым стихом! Написал шесть песен и несколько музыкальных эпизодов. Пора было заключать договор.






Человек я был тогда молодой и небогатый. И вот мне приносят договор на страшные по тем временам деньги - тысячу рублей! Однако один из моих друзей из музыкальной редакции "Мосфильма", Саша Костин, сообщил мне, что меня обманывают:

"Старик, возьмут твои песни, музыкальные темы, заплатят тысячу, потом придет член Союза композиторов, возьмет твою музыку, скомпилирует ее и получит кучу денег! Так уже случалось с молодыми талантливыми ребятами".




Тогда я позвонил Андрону и сказал:

"Я буду автором музыки к фильму, сам аранжирую свою музыку без помощи кого-либо. Что не смогу - попрошу помощи. И получу причитающийся гонорар".


Автор
РУССКИЙ РОК VS ПОПСА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе