Время небольшого кино

Алена Солнцева — о том, какие новые имена и тенденции выявил «Кинотавр».
С 6 по 13 июня в Сочи снова пройдет национальный кинофестиваль "Кинотавр". Очередной годовой срез родного кинематографа оценивает наш обозреватель.
Фото: filmz.ru


Каждый год "Кинотавр" непроизвольно демонстрирует моментальный снимок кинематографического сегодня. В этом году стало ясно, что нынешняя политика Минкульта и Фонда кино, направленная на поддержку прежде всего коммерческих фильмов, вытеснила авторское кино на боковую дорожку: бюджеты независимых фильмов стали совсем скромными, больших проектов нет. Не снято не только ничего подобного "Левиафану" Звягинцева, или "Трудно быть богом" Германа, или "Фаусту" Сокурова, не предвидится "новой российской волны". При этом желание снимать кино невозможно заглушить. Снимать будут все равно, хотя и с минимальными затратами. Вот, например, фильм "Коллектор", снятый дебютантом Алексеем Красовским по собственному сценарию. В кадре одна декорация и один герой. Играет его, правда, известный актер — Константин Хабенский. Герой фильма — коллектор, вокруг него внезапно и очень остро закручивается детективный сюжет. Скромнейший бюджет нашли сами, без помощи Минкульта и надеются отбить его в прокате. Автор фильма "Рыба-мечта" Антон Бильжо, сын известного художника-карикатуриста Андрея Бильжо, на свой фильм о странной русалке, которую питерский филолог выловил в Балтийском море, собирал деньги на ресурсе "Планета", вложил свои личные сбережения, многие актеры согласились сниматься бесплатно. И это тоже малофигурная композиция. В выборе тем малобюджетные фильмы столь же скромны и ограниченны, как и в средствах. Пока официальный кинематограф больших студий снимает исторические полотна, независимое кино, за редким исключением, сосредоточено на внутреннем мире вне социального или политического контекста.


"Врач", режиссер Гоша Куценко
Фото: filmz.ru


Из 14 фильмов конкурса — девять дебютов, часть снята на деньги Минкульта, полученные еще в прошлые годы, но сюжеты не устарели. Как фильм "Врач", например. Минкульт его профинансировал еще в 2014 году, но закончен он только сейчас. Это дебют известного актера Гоши Куценко, который и снялся в главной роли, и сам написал сценарий. В 2013 году получил субсидию от Минкульта фильм "Иван" — дебют Алены Давыдовой, эту картину продюсировала кинокомпания "Север" Германа-младшего. Долго шел к завершению и проект продюсеров Софико Кикнавелидзе и Дмитрия Улюкаева "Я умею вязать", дебют Надежды Степановой. Фильм "Огни большого города" в 2014 году затевался как совместный проект Жоры Крыжовникова и Алексея Учителя, но ситуация изменилась: фильм снял сын известного режиссера и продюсера — Илья Учитель, по сценарию неизвестного автора Константина Челидзе (возможно, еще один псевдоним Андрея Першина, знакомого всем как Крыжовников).

Вряд ли "Кинотавр" претендует на открытие сразу девяти новых режиссерских имен, но сейчас ситуация такова, что именно в первых фильмах у режиссера еще есть возможность высказаться "от себя". Дальше в дело вступает логика новой культурной политики: основные бюджетные ресурсы вкладываются в потенциальные блокбастеры, количество картин сокращается, сектор некоммерческого кино, прокатом которого никто не хочет заниматься, сужается, рисковать никто не хочет. В результате каждый большой российский фильм делается по общему шаблону.

Генеральный директор фестиваля Александр Роднянский давно мечтает и в конкурс "Кинотавра" включать хорошее жанровое кино. Над созданием таких фильмов бьется и наш кинематограф, но настоящих удач почти нет. Снять фильм, который бы посмотрели с одинаковым удовольствием и массовый, и элитарный зрители, не получается, хотя ради этого усложняют простые жанры и облегчают сложные. Но гибриды редко жизнеспособны, хотя то, что авторское, независимое кино, в принципе, задумалось о зрителях,— тенденция важная. Беда в том, что в этом году уменьшилось и общее количество фильмов. Чтобы не понижать качество конкурса, программный директор фестиваля Ситора Алиева приняла решение включить в программу и неигровое кино, ведь сейчас границы жанров все больше размываются. Фильм "Чужая работа" Дениса Шибаева, показанный на международных фестивалях, включая "Артдокфест", некоторые документалисты упрекали в том, что режиссер сознательно подстраивает героев под свой сюжет, тем более что главный персонаж фильма — гастарбайтер из Таджикистана, в прошлом актер, подрабатывает съемками в сериале, где играет эпизодическую роль дворника, то есть, в общем, самого себя. Такое интересное отражение отражения: в результате с помощью документального материала выстраивается художественная реальность. Герои фильма "Год литературы", лауреат Букеровской премии Александр Снегирев и его жена, с помощью документальной камеры, наблюдающей за их жизнью, пытаются понять собственные желания, и это создает художественное напряжение.


"Иван", режиссер Алена Давыдова
Фото: filmz.ru


Наличие документального кино нового формата дает возможность придать конкурсу больший объем. Однако документальный стиль, модный в прошлые годы, явно уступает место новой тенденции, игры с жанровыми структурами. В тизере к фильму "Огни большой деревни" есть слова о том, что "не беда, если нет опыта, денег и сценария", ведь всегда можно воспользоваться тем, что уже снято. Так в основном и поступает наше коммерческое кино, когда хочет понравиться зрителю. Из прежних режиссерских имен, открытых "Кинотавром", в этом году в конкурсе участвуют только двое: Кирилл Серебренников и Иван Твердовский. Про "Ученика" Серебренникова многие уже слышали в связи с его участием в "Особом взгляде" Каннского фестиваля. Это перенесенный на экран спектакль "Гоголь-центра", правда, с заменой главного героя — вместо Никиты Кукушкина, играющего в театре, школьника сыграл совсем юный Петр Скворцов. Фильм оказался нетрадиционно для нынешней России прямым и публицистическим и в то же время изощренным. Редкое сочетание вообще и у нас в частности. Ситуация, автором которой является известный немецкий драматург Мариус фон Майенбург, за счет переноса действия в реальную российскую провинциальную среду сильно видоизменилась, при всей узнаваемости в ней появилось нечто фантасмагорическое. В конфликте между учеником и учительницей поначалу невозможно выбрать ни одну сторону, а давление все усугубляется, доходя до подлинного трагизма.


"Чужая работа", режиссер Денис Шабаев
Фото: filmz.ru


Фильм "Зоология" Ивана Твердовского рассказывает про немолодую женщину, из тех, кого считают неудачницами. Однако то, что с ней происходит в рамках диковинного сюжета, ломает границы ее опыта, и, как следствие, совершенно меняет ее самосознание. Если эти два фильма отвечают за сильное авторское начало, то два других, напротив, ориентируются на привычный телевизионный формат, но смотрят на него через собственный занятный ракурс. В фильме Анны Матисон "После тебя" Сергей Безруков сыграл неприятного, но гениального балетного артиста. В этой картине есть неожиданно объявившаяся дочь, и внезапная смерть, и клевета, и непонятый талант, но, несмотря на весь этот мелодраматический набор, в образе главного героя есть нечто, поворачивающее ситуацию под неожиданным углом. Так же и в "Хорошем мальчике", снятом Оксаной Карас по сценарию Михаила Местецкого, типичное доброе школьное кино превращается в историю, куда менее тривиальную. То, что отечественное кино продолжает выбрасывать боковые побеги, говорит о наличии глубоких корней, которые при всех непростых обстоятельствах пока еще этот процесс питают. Насколько их хватит — станет ясно в ближайшие два-три года, когда полностью будет исчерпан задел относительно сытых и вольных 2000-х.
Автор
Алена Солнцева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе