«Вместо батальных сцен — тревога и любовь». Смотрим всей семьей «Летят журавли»

Как обсудить фильм с детьми.

«Уйти от тебя трудно. Но что же делать, иначе нельзя. Война!.. Нельзя жить прежней жизнью и веселиться, когда по нашей земле идет смерть». Это письмо Бориса к Веронике из фильма «Летят журавли» Михаила Калатозова. Как эта картина перевернула советский кинематограф и почему ее обязательно нужно посмотреть с детьми, рассказывает Надежда Железняк в книге «Кинорешебник», которая недавно вышла в издательстве «Эксмо».



Авторы сценария и актеры

В основе сценария — пьеса «Вечно живые» Виктора Розова, написанная еще в военном 1943-м. Спектаклем, поставленным Олегом Ефремовым по этой пьесе в 1956 году, открылся театр «Современник». 

Режиссер Михаил Калатозов, ознакомившись с пьесой, предложил Виктору Розову написать по ней сценарий на следующий же день после прочтения. 

В главной мужской роли режиссер сразу видел уже известного актера — Алексея Баталова. А вот женский образ никак не мог найти. 


Татьяна Самойлова.
Кадр из к/ф «Летят журавли»


Юная Татьяна Самойлова стала настоящим открытием Калатозова. Актриса стала одной из самых известных кинобрюнеток мирового кинематографа. Дело не только в удивительной игре и характере героини. Впервые на экране появляется подобный женский типаж. 

Сколько критиков пели оды ее красоте! Сколько спорили о характере и поступках героини!

Одна из них — легендарный культуролог и киновед Майя Туровская: 

«Урусевский открыл в асимметричном и странноватом лице Татьяны Самойловой целый мир человеческого упорства, гнева, скрытой силы. Он снял ее рельефно, крупно, с размахом и той значительностью, какую умеет придать его камера. Он рассмотрел ее лицо пристально во всех ракурсах, оттенках выражений и индивидуальном сочетании черт, как можно рассматривать пейзаж. Он извлек из лица Тани Самойловой целую зрительную поэму… 

После фильма “Летят журавли” стало ясно, что прежний “идеальный” тип героини — с правильно красивыми чертами лица или простушки с банально-хорошенькой мордашкой — безнадежно устарел. Стало ясно, что излишне “благополучные”, “бесконфликтные” лица уже не кажутся интересными. 

Стало ясно, что в человеческом лице сегодняшнему кинематографу интереснее всего его неповторимая индивидуальность, угадываемый за нею духовный мир. Стало очевидно, что само понятие “красивой” красоты изжило себя, и напряжение внутренней жизни современного человека, ее сложность легче угадать в лицах асимметричных, особенных, далеких и от невозмутимой классичности и от пошлой “милоты”»
(М. Туровская. Татьяна Самойлова // Актеры советского кино. Вып. 2. М.: Искусство, 1966). 


Кадр из к/ф «Летят журавли»



Кинопремии

Картина до сих пор остается единственным полнометражным советским и российским фильмом, награжденным главным призом Каннского фестиваля — «Золотой пальмовой ветвью».

Актриса Татьяна Самойлова была удостоена специального упоминания жюри, а оператор-постановщик Сергей Урусевский — Гран-при Высшей технической комиссии Франции «За виртуозное владение камерой». 

А также фильм получил: приз «Серебряное сомбреро» на I МКФ в Гвадалахаре, 1958 г.; почетные дипломы IX МКФ в Локарно, 1958 г.; I МКФ в Ванкувере, 1958 г.; МКФ в Хельсинки, 1958 г. и многих других. 



Что нужно знать о съемках фильма

Полноценным соавтором фильма был оператор Сергей Урусевский — настоящая легенда! Он учился на графическом факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры у знаменитых художников В. Фаворского, А. Гончарова, К. Истомина. На третьем курсе познакомился с великим фотографом А. Родченко. Вслед за ним он увлекается фотографией, а уже оттуда приходит в кино. Был фронтовым оператором. В сети можно найти потрясающую импрессионистскую графику Урусевского. 


Сергей Урусевский


Урусевский и Калатозов были крайне педантичными, поэтому делали десятки дублей! Они могли днями ждать удачной погоды. Например, в одной из начальных сцен фильма герои должны гулять именно на рассвете. Самойлова и Баталов начинали гримироваться в два часа ночи, а к половине четвертого были уже на площадке. И не только они: выезжали на место и осветители с аппаратурой, и звуковики, и операторская машина, и режиссерская группа. Так продолжалось больше недели, но камеру так ни разу и не включили. Небо было освещено не так, как нужно было создателям фильма. В итоге эту сцену вообще исключили. 

Есть такое понятие: «оправданность ракурса». Посмотрите немые фильмы, там много необычных ракурсов. Однако с приходом звука кино становится более реалистичным и операторы часто стремятся сделать кадр максимально натуралистичным. Необычные ракурсы будто становятся неоправданными. Да и советская идеология диктовала свои правила: подходить к съемкам следовало без формализма, картинка должна была быть предельно понятной и конкретной.

В этих условиях и появляется уникальное и бесстрашное творение Урусевского и Калатозова. В картине «Летят журавли» камера становится полноправным героем, она будто заявляет о себе.

Урусевский работает с новой широкоугольной оптикой. Обратите внимание на глубину композиции, использование переднего и дальнего плана. Каждый кадр словно удачная фотография, с интересной игрой света и тени, с героями, выходящими на передний план или осознанно спрятанными в тени. 

Еще одно операторское нововведение — камера не статична, она двигается вместе с актерами, следит за ними, даже преследует. Сейчас подобная съемка не редкость, но в те времена так практически не снимали. На самом деле благодаря конкретным видам съемки и возникает то самое волшебство кино: зритель будто становится полноправным участником событий! 

Особенно удивительно, что сняли «Летят журавли» вовсе не молодые экспериментаторы. Калатозову и Урусевскому на момент съемок было… около 60 лет! Сколько интересного и нового открыли они этим фильмом! 


Кадр из к/ф «Летят журавли»


Не только смотрите, но и слушайте кино. Музыку к фильму написал Моисей Вайнберг, друг и последователь Шостаковича, человек нелегкой судьбы, прошедший тюрьму и преследования. Также он был композитором в наверняка знакомых вам мультфильмах: «Двенадцать месяцев», «Каникулы Бонифация», «Винни Пух», «Гиперболоид инженера Гарина». 

Недавно альбом скрипача Гидона Кремера и камерного оркестра Kremerata Baltica с записями произведений Моисея Вайнберга был номинирован на музыкальную награду «Грэмми». 

А «Пассажирка» Вайнберга спустя десятилетия вышла на мировую сцену! В этой новелле Зофьи Посмыш рассказ ведется от лица бывшей надзирательницы фрау Лизы, случайно встретившей бывшую польскую узницу Марту. 

Произведение поразило Шостаковича. Он предложил взяться за нее своему товарищу Моисею Вайнбергу. Ему тема была особенно близка — его родители и сестра погибли в концлагере. 

Во Франции «Летят журавли» посмотрели 5,4 млн зрителей. Это был грандиозный успех! 

А журавлики-кораблики
Летят под небесами,
И белые, и серые,
И с длинными носами!



Кто такой Михаил Калатозов

Калатозов был учителем знаменитого режиссера Георгия Данелии (обязательно пересмотрите его «Не горюй» и «Слезы капали») и даже общался с Маяковским. 

Он зарабатывал с 14 лет. Испробовал почти все кинопрофессии: работал шофером в грузинском Госкинпроме, подсобным рабочим, затем был актером, помощником оператора и лишь потом стал режиссером. 

Калатозов начинал с немых кинолент и болезненно отнесся к появлению звукового кино. Сам режиссер писал: «Звук “забил” кинематограф, суть кинематографического языка». Обратите внимание на самые напряженные кадры фильма «Летят журавли»: они выполнены по всем правилам немых фильмов — свет, план, монтаж. Режиссер и оператор, пользуясь своим опытом, словно теряют речь от переполняющих их эмоций. 


Михаил Калатозов


После премьеры фильма «Летят журавли» у режиссера случился инфаркт. Говорят, что причиной стали негативные отзывы о картине. 

В 1943-м Калатозов на 2 года с официальной делегацией отправился в Голливуд. Цель? Голливудских режиссеров нужно научить создавать правдивые ленты о советских людях и их борьбе с фашизмом! А также необходимо наладить связи с американскими деятелями кино, закупить американские фильмы. Кстати, позже он напишет книгу — «Лицо Голливуда». Ее до сих пор можно найти в букинистических магазинах. 

Вечеринку по случаю приезда режиссера в Америку вел сам Чарли Чаплин. А за столом сидели Майкл Кертис (режиссер фильма «Касабланка»), Сол Юрок, Фриц Ланг (автор легендарнейшего фантастического немого фильма «Метрополис»), Орсон Уэллс и другие. 

Калатозов пытался создать советский Голливуд! После работы в настоящем Голливуде он предложил свою идею Сталину. 

И тот согласился! Кинофабрику Калатозов хотел создать в Ялте. Однако в последний момент не выделили финансирования. 

Сын Калатозова Георгий и внук Михаил тоже стали режиссерами. Фильм Михаила «Дикое поле» завоевал многочисленные награды. 


Кадр из к/ф «Летят журавли»



Почему этот фильм точно стоит увидеть

Это кино — абсолютно новый взгляд на военную тему. Здесь нет батальных сцен, а главная роль отведена далеко не идеальной героине. Мы видим человеческую боль, тревогу, а в центре — не только народный подвиг, но и любовь. 

Некоторые критики возмущались, достойно ли исследовать судьбу обычной неидеальной женщины в фильме о Великой Отечественной войне? Советский человек в нем уже не «сверхчеловек», он снова состоит из плоти и крови. Кинорежиссер Лео Арнштам метко заметил: «Что особенно привлекает в картине? То, что о простых людях, о простых вещах в ней говорится языком высоко поэтическим». 

Урусевский впервые в истории кино использовал круговые операторские рельсы, которые придумал и создал сам. Для легендарного эпизода, в котором Борис бежит к Веронике по лестнице, внутри декорации-колодца с лестницей был установлен столб, а на нем закрепили операторское место. Туда садился Урусевский, а помощники тянули его вверх при помощи веревки, и тот поднимался параллельно бегущему актеру. На 3 этажа вверх! 

Мы уже говорили о гениальной операторской работе. Обратите внимание и на монтаж. Например, сцена бомбежки: мы видим туфли Марка, давящие стекло, и тут же сапоги Бориса, утопающие в грязи. Весь фильм — это противопоставление: жизни и смерти, света и тени, крупного плана и взмывания камеры в небо. Зритель благодаря этому буквально кожей чувствует накал страстей. 

Обратите внимание на то, какая сцена является центральной, — смерть Бориса. Как лично вам кажется, почему? 

Мы видим кольцевую композицию: фильм заканчивается все тем же полетом журавлей. Вероника смотрит на птиц, как недавно Борис — на березы. Это ее символическая смерть, сопряженная с принятием гибели ее возлюбленного. Но смерть чревата жизнью. Именно в этот момент и происходит ее новое Рождение. Рождение к новой жизни.

Актеры на съемках проходили свои испытания. Татьяна Самойлова заболела туберкулезом. Прямо на съемках ей делали ежедневные уколы. А Баталов в сцене падения героя лицом в воду упал прямо на острые ветки. На лицо пришлось накладывать швы, такие травмы — часто приговор для карьеры артиста. Но, к счастью, остались лишь незаметные шрамы. 



Связь с другими произведениями искусства


Алексей Баталов.
Кадр из к/ф «Летят журавли»


Кадры со смертью главного героя отсылают нас к описанию Толстым ранения Андрея Болконского. Помните? Он падает и видит небо, верхушки деревьев. Кстати, для этих съемок оператор соорудил новое устройство — крутящийся диск — и снимал, лежа на нем. 

Фильм Калатозова «Я — Куба» отреставрировали Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе. 

Легендарный художник Пабло Пикассо был восхищен картиной и говорил, что каждый ее кадр — самостоятельное художественное произведение. Он признавался, что за последние сто лет не видел ничего подобного. А оператор Урусевский, в свою очередь, был под большим впечатлением от портретов, вышедших из-под кисти Пикассо. 

Любимый художник Урусевского — Анри Матисс. Оцените, как творчество импрессионистов отразилось на кадрах оператора! Найдете много общего! 

Удивительно, но на площадку «Журавлей» попал будущий знаменитый режиссер, автор фильма «Мужчина и женщина» Клод Лелуш. Именно он порекомендовал фильм на Каннский фестиваль. Ему достаточно было увидеть день съемочного процесса. 

Вот как он это описывал: «Когда мы попали на студию “Мосфильм”, русский режиссер Михаил Калатозов снимал там фильм под названием “Летят журавли”. Я сразу же был заворожен работой его камеры. Она была установлена в середине винтовой лестницы и, будучи закреплена на бесконечно длинном винте, следовала за новобрачными героями фильма, которые в день свадьбы поднимаются вверх по ступеням. Восхищенный, я не замечаю, как летят часы… Я вышел из киностудии взволнованным, испытав одно из самых потрясающих впечатлений. Этот день, наверное, останется самым значительным во всей моей жизни. Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а кинорежиссером». 


Вопросы, которые стоит задать себе после просмотра

Что вы чувствуете после просмотра фильма (используйте «колесо эмоций»)?

Какая сцена в фильме «зацепила» вас больше всего и почему?

Какой герой больше всего похож на вас, какие герои напоминают ваших близких?

Как вам развязка фильма? Может, придумаем другую? 

Автор
НАДЕЖДА ЖЕЛЕЗНЯК. Фото: kinopoisk.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе