12 ноября 2010 ● Валерий Выжутович
Александр Прошкин снимает кино о России - стране, духовная жизнь которой заключается в постановке вопросов без ответов
Его фильм "Холодное лето пятьдесят третьего...", выйдя на экраны в 87-м, стал хитом проката. Потому что попал в точку.
Страна еще жила по-старому, но что-то в ней уже пришло в движение - как было и тридцать четыре года назад, когда после смерти Сталина Берия выпустил из тюрем более миллиона уголовников из числа "социально близких". Свобода, данная сверху, прежде всего оборачивается свободой криминала. Фильм во многом предсказал атмосферу России "лихих девяностых". "Русский бунт", снятый по "Капитанской дочке" Пушкина, и 11 серий пастернаковского "Доктора Живаго", и "Николай Вавилов"... Вечно злободневный сюжет о России. "Мы столько нахлебались за XX век, такая у нас трагическая история, что мы обязаны в ней разобраться, чтобы ее не повторять снова, - говорит Прошкин. - Но мы ходим уже по второму или даже по третьему кругу".