«Три пятых фильма отдадим под бытовую русскую душевность»

Евгений Гришковец начинает съемки нового фильма «Сатисфакция», где он является сценаристом и исполнителем главной роли. В этом же фильме снимается Денис Бургазлиев, известный по фильмам «Апрель» и «Консервы». О новом проекте Гришковец и Бургазлиев рассказали корреспонденту GZT.RU.

Е. Г.: Я скажу сразу, что самые главные фигуранты, которые должны здесь быть, находятся в Иркутске. Это режиссер фильма, оператор и второй режиссер и соавтор сценария. У нас два режиссера – Юрий Дорохин и Анна Матисон. С Анной мы вместе писали сценарий. Они ждут нас там, и мы в 0.50 сегодня вылетаем в Иркутск. Все будет происходить там.

Самый опытный в кинематографической сфере у нас Денис Бургазлиев. А через некоторое время приедет из Тбилиси Гио Накашидзе. Это грузинский актер, которого российский зритель пока не знает. Остальные актеры в фильме иркутские: часть из них – профессионалы из местного драмтеатра, часть – совершенно даже непрофессиональные люди.

 

В этом фильме я присутствую как соавтор сценария и исполнитель одной из главных ролей. Вторую главную роль, точнее, первую главную роль, играет Денис Бургазлиев, которого мы пригласили поучаствовать в этом фильме, и он согласился, прочитав сценарий. Первый съемочный день у нас в пятницу 17 июля.

- Подробнее о фильме расскажите, пожалуйста. О чем он, в каком жанре?

Е. Г.: Это очень сложно. Его можно было бы, наверное, назвать психологической драмой. Так обычно пишут. Обычно я очень слаб в коротких формулировках, и даже написание синопсисов мне не дается никогда. И то, что пишут на видеокассетах или в аннотациях к книгам, я считаю, что это пишут гениальные люди. Я так не умею, не могу. Я скорее толстую книжку напишу.

Фильм – это современная история, происходящая в большом провинциальном городе. Это принципиальный момент. Иркутск выбран не потому, что там дешевле снимать, а потому, что в Москве такая история вряд ли могла бы произойти. Или она бы происходила по-другому, не так драматично.

В фильме не будет мата. Совсем. Практически не будет стрельбы. Может, пара выстрелов. И то в тире. Да и бандитов не будет.

- Что, и секса не будет?

Е. Г.: И секса не будет. Постельных сцен, имеется в виду. Обнаженной натуры не будет. Зато будет вид Байкала! Женщина очень будет присутствовать, но не в кадре.

А название фильма исходит из дуэльной ситуации. Дуэльная ситуация требует сатисфакции. Конечно же, все в фильме из-за любви.

Что касается женщины, которую никто не увидит, – она жива. Жива и процветает. Здесь тот же самый принцип, что и в моем романе «Рубашка». Герой очень любит эту женщину, но неизвестно, как ее зовут, как она выглядит. По сценарию известно только, что она молода.

Очень жаль, что здесь нет режиссеров. Именно они отвечают за язык фильма. Я хочу подчеркнуть сразу: то, что зритель увидит в виде картинки, – я в этом участия никакого не принимал. Я просто был одним из тех людей, которые написали сценарий, которые придумали эту историю. Дальше я буду только актером.

Актер я дисциплинированный и очень люблю сниматься в кино. В жизни мне приходится отвечать сразу за все. Но только в кино мне ставят задачу, и я должен ее исполнять, и мне хочется ее исполнять максимально точно, как мне ее поставили.

Я отдаю себе отчет в том, что мы хотим сделать кино. И это будет кино, а не какие-нибудь там пьеса или диалог, похожий на спектакль, написанный мной как драматургом. Мы хотим снять именно кино, в котором большое значение придается киноязыку, а не что-то пограничное.

Те, кто будет снимать кино, – профессиональные в этом смысле люди, хотя раньше большого кино не снимали. Для всех нас это во многом дебют, но не эксперимент. Мы все понимаем ответственность и перед профессией, и перед тем, что мы делали раньше, и не экспериментируем. Хотим снять кино, которое дойдет до зрителя. И у нас есть претензия, чтобы это не прозвучало просто на фестивале как какой-нибудь артхаус. А будет нормальное кино.

Еще хочу кое-что важное отметить. Основная творческая группа фильма – режиссер, продюсер, я как автор сценария и исполнитель главной роли в этом фильме – гонораров не получает. Это наша часть финансового вклада в фильм. И Денис Бургазлиев также согласился в этом фильме участвовать за несвойственный ему гонорар. Он тоже относится к этому как к серьезной творческой работе.

Д. Б.: Дело совсем не в этом. Я хочу сказать, что серьезный и интересный сценарий – это такая большая редкость. И гонорар, вот честно, это не второй вопрос и даже, может, не третий. Очень плотно работая на телевидении уже три года, я получаю – не могу жаловаться – большое количество предложений. Хороший сценарий – это очень, очень большая редкость. Я прочитал сценарий, сразу же с удовольствием согласился и жду с нетерпением начала. Мне очень интересно.

Е. Г.: А Бургазлиева я нашел благодаря телевидению. В «Часе Волкова» я увидел Дениса и понял, что именно он должен участвовать со мной в той самой дуэли в фильме «Сатисфакция».

- Как возникла идея сценария и как долго вы над ним работали?

Е. Г.: Мы писали совершенно другой сценарий. Сценарий документального фильма о Москве. Работали над ним довольно долго. И вдруг возникла идея. Раз – и все. Как это произошло, непонятно. Мы этот сценарий придумали с режиссерами втроем: мы сидели у меня дома – и родилась идея.
Над первым вариантом «Сатисфакции» мы работали совсем недолго. Может быть, недели две-три. И название «Сатисфакция» появилось сразу.

А потом была детальная проработка. Я снимался в шести картинах или больше даже, я снимался у больших режиссеров, снимался у Панфилова, снимался у Учителя, но я ни разу не видел прорисованной раскадровки всего фильма.

Сценарий, по которому мы будем сниматься, – вот такая книжка (показывает толщину пальцами. GZT.RU) – был готов вот недели две назад.

- Денис, расскажите, чем так хорош сценарий, что вы решили сниматься бесплатно?

Д. Б.: Я не бесплатно согласился сниматься, а почти бесплатно. Чем хорош? Очень просто, это история, в которой нужно играть.

- А для вас обоих что самое главное в этой истории?

Е. Г.: Возможность много говорить о том, о чем действительно хочется сказать в широком формате. Или, как это правильно, подскажите? Да, в широком формате высказывания.

- Расскажите о персонажах. Какие они?

Е. Г.: Я скажу про своего персонажа. Провинциальный, значимый для своего города бизнесмен, делающий много разных дел. Возраст – 43-45. Богатый, уверенный, с каким-то, видимо, очень непростым прошлым. Хорошо одет. Симпатичный, склонный к красивым жестам, не чуждый некоторой пафосности. Такой, каких в провинции очень много. Все мое поколение – такие. Я очень хорошо знаю людей, которых предстоит играть, и отношусь к ним с теплотой.

Д. Б.: Моего персонажа зовут Дмитрий. Он приятель, коллега и партнер хорошо одетого бизнесмена. Он тоже достаточно хорошо одет, как я обратил внимание, когда мы подбирали костюмы. Его любимый город – это Лондон.

Е. Г.: Герой Дениса там учился. А мой герой учился там, где живет. В этом уже есть предмет для противостояния.

- Евгений, вы в своем творчестве обычно тяготеете к теме бытовой русской душевности. Мы можем того же ждать от фильма по вашему сценарию?

Е. Г.: В полной мере! Там будет столько бытовой русской душевности! Три пятых фильма – это бытовая русская душевность. Исключительно русская. Исключительно бытовая.

В фильме, кстати, будет довольно много выпито алкоголя. В этом как раз и будет заключаться та самая русская душевность.

- А вы не боитесь, что тотальная антиалкогольная компания, которая сейчас идет, помешает выходу фильма на большой экран?

Е. Г.: Боимся. Но надеемся, что этого не произойдет. Все-таки в нашем случае алкоголь – это зло, а вовсе не пропаганда алкоголя.

- Сколько дней будет длиться съемочный период и когда фильм готовится к выходу на экраны?

Е. Г.: Ровно месяц. Я не могу и не хочу позволить себе роскоши больше 30 съемочных дней. Постпродакшн будет закончен до конца календарного года. Фильм появится, скорее всего, к лету 2010-го. Точно я не знаю.

- А государственных денег в фильме нет?

Е. Г.: Нет. И не обещают. И мы не ходили даже. И для меня это какая-то таинственная штука – государственные деньги. Я их лично в руках никогда не держал. Единственное – когда я служил на флоте, мне платили семь рублей государственных денег в месяц. Все. Больше с тех пор я никогда государственных денег не видел.

- Вы ждете, что фильм потом выйдет в широком прокате. Вы беспокоитесь о финансовой отдаче фильма?

Е. Г.: Я очень рассчитываю на широкий прокат. Это очень много работы. Хочется получить за эту работу какие-то деньги, ну и потом хочется, чтобы фильм увидело как можно больше людей. Да и хочется, чтобы людям понравилось, чтобы они полюбили этот фильм.

Беспокойство есть, конечно. Но я лично готов приложить большое количество усилий, чтобы фильм дошел до зрителя. В связи с этим, в частности, я буду вести у себя в блоге дневник съемок.

Но все же, да простят меня инвесторы, я про деньги думаю в последнюю очередь.

- А в связи с вашим беспокойством вы учитываете как-то, что самыми кассовыми фильмами являются у нас «Адмиралъ», «Самый лучший фильм»?

Е. Г.: Ну я оцениваю эти фильмы только с позиции зрителя – это очень плохо. Но у нас нет такого, что «мы вам покажем щас не только, как надо снимать отечественное кино, а еще и как дойти с ним до массового зрителя». Я не знаю, как это, я еще не знаю, что получится.

- А за количеством читателей в своем блоге вы следите?

Е. Г.: Нет, это невозможно. Комментарии пишут совсем немногие. Но сейчас их примерно 100 тыс. Когда больше, когда меньше.

- Как вы относитесь к вашим читателям? Кто они для вас?

Е. Г.: За два года у меня в блоге сменилось уже несколько поколений читателей и комментаторов. Вот, кажется, этот человек уже будет всегда. А нет, куда-то исчезает, появляются другие. Иногда я от них устаю, иногда начинаю по ним скучать. Эти взаимоотношения еще пока складываются.

- А ответственность перед читателями вы чувствуете?

Е. Г.: Временами очень большую. Когда у меня бывает гневный порыв какой-то, хочется прокомментировать какую-нибудь новость или очередную трагическую гибель, я себя порой останавливаю. Говорю себе: «Кто ты, чтобы писать некрологи?» или «Здесь надо чуточку потерпеть и не гневаться». Не про все надо писать. Бывает даже, что я напишу целый большой текст, а потом стираю его, если понимаю, что он слишком горячо написан.

- Вы читаете чужие блоги?

Е. Г.: Нет. И блогов со съемок никогда не читал. Я вообще такой человек, что не знаю, как туда зайти. Я умею писать только ручкой на бумаге. Когда нужно что-то разместить в блоге, я диктую, потом читаю. Мне помогают жена или еще кто-то.

 

Я не умею пользоваться этим. Представляю, что, если бы я не удержался и полез туда со всеми спорить, если бы, например, написали: «Гришковец такой и сякой», – я лишился бы большого количества нервов и времени. Я очень рад, что не владею этим.

 

GZT.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе