«Современник»: новый сезон

Рыбинский киноклуб празднует день рождения в подполье

Рыбинску однажды здорово повезло. Должна же была удача посетить город хотя бы в отдельно взятой микросреде! Вот и посетила: в ноябре 1969 года руководитель клуба «Современник» Борис Крейн подарил городу элитарное кино.

Точка отсчета

В 70-х кинотеатры собирали очереди на любые премьеры. О войне, о любви, о партийном собрании – людям было все равно, что смотреть. Главное, достать билет, вытерпеть обязательную часть программы – двадцатиминутную советскую документалку – и окунуться в волшебную атмосферу. В общем, тот образ жизни не предусматривал выбор развлечений.

И в это время Крейн начал привозить фильмы из «малого проката». Три копии на все кинотеатры Союза, и одна из них – в Рыбинске! Это было так необычно, так «элитарно» – ходить «на Крейна». «Ах, – томно закатывали глаза юные барышни, – сегодня в «Современнике» Феллини! И еще скоро приедет Тарковский! И может, даже обожаемый Никита!».

– Уже потом, спустя годы, помогая Крейну перевозить на санках тяжелые пленочные бобины, мы понимали, что прокатные копии не выдавались ему добрым дядей на складе «Мосфильма» за красивые глаза, – рассказывает постоянный посетитель «Современника» Владимир Коршунов. – Они выпрашивались, выхаживались, выбивались одному ему известными методами. И еще непонятно, кому мы больше должны быть благодарны: Феллини за то, что снял «Репетицию оркестра», или Крейну за то, что открыл нам Феллини.

– Началось все банально: середина 60-х, студенты, портвейн, песни под гитару на свои стихи, – продолжает тему сам Борис Крейн. – Назвали мы это клубом поэзии «Современник». Уже потом, закончив РАТИ, я предложил «переквалифицироваться» с самодеятельной рифмы на профессиональное кино. Тогда это было модно – клубы друзей кино собирали зрителей по всей России. А 11 ноября 1969 года нас пригласили в ДК моторостроителей на молодежный вечер с обычным сценарием: концерт–кино–танцы. Показали фильм Панфилова «В огне брода нет». И это для нас стало точкой отсчета.

На первых заседаниях «Современника» зрители смотрели «Земляничную поляну» Бергмана, «Фокусника» Тодоровского, «Андрея Рублева» Тарковского, шедевры Куросавы и Антониони. О том, чтобы пригласить кого-то из великих к себе в гости, даже речи не шло.

– Кинематографисты тогда казались нам небожителями, общаться с которыми позволено лишь избранным, – говорит Крейн. – И только в конце 70-х мы осмелели. И у нас были Иоселиани, Норштейн, Хржановский, Осепьян с запрещенным тогда «Ивановым катером». Самые яркие воспоминания оставили Андрей Тарковский, Сергей Соловьев, Кира Муратова, Никита Михалков, Марлен Хуциев, Юрий Щекочихин, Кшиштоф Занусси...

Две большие разницы

Сейчас, правда, многие поклонники киноклуба отмечают: два «Современника» – сегодняшний и из прошлого века – стали двумя разными половинками. Сегодня в Рыбинск едут не только Арбатов с «Чудо» и Пускепалис с «Как я провел этим летом», а еще и сериальные режиссеры и актеры. Что это? Дань попсовой моде? Или просто арт-хаус занял свое привычное место на задворках массовой киноиндустрии?

– Недавно Алексей Федорченко сказал, что в России изготовлено 12 копий его фильма «Овсянки». Всего 12 на все кинотеатры нашей необъятной страны! Во Франции – в два раза больше. Вот вам и арт-хаус. Он был, есть и, наверное, будет искусством «подполья». Ну, или, если хотите, элитарным. А значит – для избранных, – объясняет Крейн. – Конечно, хочется сохранить атмосферу высокого искусства. Но мы все время вынуждены мириться и приспосабливаться. Я могу хотеть сколько угодно, а жизнь заставит выбрать то, что возможно. Да и что плохого в знакомстве с Евгением Серовым, автором сериала «Подкидной»? В конце концов, снимали его в Рыбинске и Тутаеве.

Впрочем, самый серьезный удар «Современнику», по словам его руководителя, нанесло законодательство.

– Для публичных кинопоказов, к которым относятся и просмотры фильмов в «Современнике», нужны прокатные удостоверения. Они нам и нашим зрителям не по карману, – сокрушается Крейн. – Так что сейчас мы, дабы не иметь претензий со стороны правоохранителей, собираемся «не публично», а как в студенческие времена. Только уже без портвейна. Но планов тем не менее много. Ждем в гости Светлану Проскурину, получившую главный приз на «Кинотавре». Обязательно приедет «сериальный» Евгений Серов – он наш земляк. И самый грандиозный проект – «100 лучших фильмов». Но о нем пока говорить рано, как бы не сглазить.

Юлия МУРАТОВА

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе