СКИТ НА БОЛОТАХ

Беседа с режиссером Ежи Калиной (Польша)

В конце января – начале февраля нынешнего года в Днепропетровске проходил четвертый кинофорум документалистов. «Международная киноассамблея на Днепре», проводимая Центром православной культуры «Лествица» по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, традиционно объединяет тех мастеров докуметального кино, которые в своей работе опираются на христианские нравственные ценности. 

Одним из участников кинофорума стал православный режиссер из Польши Ежи (Георгий) Калина, фильм которого «Архимандрит» был очень тепло встречен зрителями.

Кадр из фильма "Архимандрит". Фото Ежи Калины

– Ваш фильм посвящен истории создания скита во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, строителем которого стал бывший наместник Супрасльского Благовещенского монастыря архимандрит Гавриил (Гиба). Расскажите, как возник замысел картины?

– Отца Гавриила я знаю давно – уже более 20 лет. Еще будучи наместником в Супрасльском монастыре, он решил устроить скит в уединенном болотистом месте на северо-востоке Польши, близ маленькой деревушки. Место, как явствует из фильма, было выбрано не случайно.

Когда я впервые приехал туда, отец Гавриил очень уверенно говорил мне, что через три года на этом болоте будет стоять храм. Даже показывал: вот здесь будет братский корпус, здесь – мост через болото, а здесь – прудик, где мы будем разводить рыбу для трапезы братии. Слушая отца архимандрита, я тогда подумал, что он – большой фантазер. Но, оказалось, я воспринимал его слова как человек малой веры. Если у человека есть истинная вера и желание сделать что-то хорошее во имя Господа, то это получится.


Ежи Калина в Киеве на фестивале Покров

О том, что можно снять фильм обо всем этом, я подумал только тогда, когда архимандрит Гавриил, передав обязанности наместника Супрасльской лавры, насовсем уехал в это глухое место. Тогда там было просто болото и вокруг много речек. Не было – и нет – электричества, водоснабжения, даже телефон не работает! Когда дождь идет, туда не дойти и не доехать, только на большом тракторе.

Очевидно, что такая стройка требовала больших денег. У Польской Православной Церкви их нет, государство на подобные цели средств не дает, у самого отца Гавриила тем более ничего не было. Все получилось благодаря простым верующим, которые его поддержали, потому что он обладает внутренней духовной силой, притягивающей людей. Эти люди – и мужчины, и женщины, и молодые, и пожилые – безвозмездно трудились на строительстве скита вместе с отцом Гавриилом, приносили свои пожертвования.

Сегодня этот скит – единственный православный скит в Польше. Возможно, и в Западной Европе.

– Как вы познакомились с отцом Гавриилом? Вы из православной семьи?

– Я из православных белорусов. Это такое этническое меньшинство в Польше, они проживают в Белостокской области, на севере-востоке страны, на границе с Белоруссией. Там много православных – около 200 тысяч, а население всей области – 1 миллион человек. Православные белорусы – коренные жители этих мест, они тут живут многими поколениями. На территории современной Польши они оказались потому, что польские границы не раз меняли свои очертания.

Я был крещен в детстве, как мои отец и дед. В тех деревнях, где белорусы проживают компактно, почти нет римо-католиков. В нашей деревне был всего один на 300 человек. Но, надо сказать, сейчас на эти земли переселяется все больше жителей из центральной Польши, а они католики. Вторая проблема – это смешанные браки: в подавляющем большинстве такие пары идут венчаться не в православную церковь, а в католический костел, а дети в таких семьях почти всегда становятся католиками. Это неизбежный процесс ассимиляции. Боюсь, лет через 20 немного останется православных в Польше. Но своих детей мы с женой воспитали в Православии.


Отец Гавриил с послушником. Фото Ежи Калины

С отцом Гавриилом я познакомился, когда был еще студентом Белостокского университета. Это были годы вскоре после празднования 1000-летия Крещения Руси, когда люди начали обращаться к вере, хотя у нас это было не так, как в бывшем Советском Союзе. В это время в Польше многие молодые люди вступали в братства православной молодежи и участвовали в молодежных встречах. Такие встречи в Белостоке вел и отец Гавриил, который тогда был игуменом в Супрасльском монастыре. Я посещал эти встречи, тогда еще не столько, чтобы общаться с отцом Гавриилом, сколько потому, что встретил там девушку, которая мне понравилась. Эта девушка стала моей женой. Мы вместе уже 20 лет, у нас двое детей, слава Богу!

Тогда еще молодыми мы ездили в Супрасльскую лавру, помогали, чем могли. Архимандритом там тогда был ныне покойный епископ Мирон. Вы, наверное, знаете, что владыка Мирон вместе с президентом Польши погиб в авиакатастрофе под Смоленском. Хороший был владыка, Царствие ему Небесное! Тогда нам довелось чаще общаться с отцом Гавриилом. Надо сказать, что он, кроме того, что является духовником многих людей в Польше, еще занимается лечением травами. Он это практиковал, еще живя в Супрасльском монастыре, даже написал книгу о лекарственных травах. К нему за помощью приезжали тысячи людей, не только православные, но и католики. Это такой удивительный человек, который с каждым умеет говорить, для каждого находит время. Все те люди, которые раньше ездили к нему в обитель, теперь приезжают в эту деревню. Он там еженедельно, по вторникам, принимает их – в здании старой школы. Принимает больных не только с физическими недугами. За кадром он мне говорил, что приезжает все больше и больше людей, которые больны духом, иногда одержимы злыми силами. И эти несчастные тоже приезжают к нему за помощью.

Фильм был очень хорошо принят в Польше и других странах, он получил призы многих православных кинофестивалей – в 2012 году на фестивалях «Покров» в Киеве, «Лучезарный ангел» в Москве; был показан на «Радонеже». Благодаря этому фильму люди узнают о ските, а это в нынешних условиях очень важная позитивная информация.

– Насколько важна для вас тема Православия?

– Я уже 20 лет работаю на государственном телевидении в Белостоке, делаю программу, адресованную белорусскому населению. Она выходит раз в неделю, длится полчаса. Снимал документальные фильмы о святых местах Восточной Европы, Белоруссии прежде всего, а также Украины, Литвы, Грузии.

Съемки во время крестного хода. Фото Ежи Калины

У нас в Польше есть православный монастырь во имя великомученика Димитрия Солунского. Так вот, снимая фильм об этой обители, мы сначала поехали в Грецию – в Салоники, проводили съемки в Словакии и Чехии, чтобы показать, что Православие в Польше пришло не от русского царя, как думают многие поляки, что у него своя история на этих землях.

– Как обстоит дело в Польше с документальным кино?

– Плохо. Финансирование осуществляет только государственное телевидение и в очень малом объеме. Я уже 20 лет работаю на телевидении, но так плохо, как сейчас, дело не обстояло еще никогда. По моему опыту, приходится тратить 80 процентов времени и сил на то, чтобы найти и убедить спонсора, и только 20 собственно на работу.

– В вашем фильме есть эпизод, когда отец Гавриил приходит на разоренную неизвестными монастырскую пасеку, показаны также Святые врата скита с вырванным из главки купола крестом. Это простое хулиганство или свидетельство того, что какие-то люди против появления нового места молитвы православных?

– Трудно сказать. Полиция этих преступников так и не нашла. Хочу отметить, что в последние годы в Польше нарастают радикальные националистические настроения, особенно среди молодых людей 20–25 лет. Они стригутся наголо и внешне очень напоминают скинхедов. В Белостокской области было много случаев, когда эти люди вели себя агрессивно, особенно по отношению к иностранцам, например подожгли дом, принадлежащий мусульманам. Они заявляют о себе как об антисемитах, но враждебно настроены и к русским, и к православным. Я убежден, что эпизод, показанный в фильме, не является единичным. Сорванный крест – только один факт. К архимандриту Гавриилу в скит часто приходят непрошенные гости и отнюдь не для молитвы.

Но будет неправильным говорить, что в Польше плохо относятся к православным. Люди хорошие и плохие есть везде. Беда именно в росте числа националистически настроенных людей.

Храм скита. Фото Ежи Калины

Когда произошли эти случаи, местные жители некоторое время держали вахту в скиту. Ночами мужчины из близлежащей деревни – а там живут почти одни православные – оставались с отцом Гавриилом и поочередно обходили территорию, проверяя, все ли в порядке. Приезжали и молодые люди из Белостока и из городка Нарва. Но фактически архимандрит живет один в безлюдном месте. Правда, после случившегося полиция стала чаще наведываться в скит, стали приезжать и пограничники, так как это приграничная территория. Но постоянно они там находиться не будут, конечно. Сейчас отец архимандрит живет в этом скиту все еще один.

– В фильме отец Гавриил, отвечая на ваш вопрос: «Почему у него до сих пор не появилось послушников в скиту?», говорит, что желающие были, но никто не выдерживает скитской жизни из-за царящей вокруг тишины. Вам удалось ощутить эту тишину?

– Дело в том, что отец Гавриил, благословляя меня снимать этот фильм, настойчиво приглашал приехать тогда, когда в скиту будет много людей. Я отснял кучу материала, но тишину услышать так и не смог. Так что сам я эту скитскую атмосферу не прочувствовал, но, возможно, это и не нужно – до конца показывать сокровенную жизнь монаха. Это та тайна, о которой должен знать лишь Господь.

С режиссером Ежи Калиной беседовала Ольга Кирьянова

Православие.Ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе