Сказки, притчи и предсказания

Андрей Плахов о 10 фильмах в программе Каннского фестиваля
Каннский фестиваль в этом году проходит в 68-й раз. Из его огромной программы Weekend выбрал 10 фильмов, которые уже вовсю обсуждают. 

Тех картин, что интригуют, безусловно, больше, но о них почти ничего не известно, так что придется дождаться премьер.

«С высоко поднятой головой» 
режиссер Эмманюэль Берко


Фото: © Luc Roux

Второй раз в истории фестиваля его открывает фильм, снятый женщиной. Пафосное название дополняется актуальной темой ювенальной юстиции. В центре истории — судьба неблагополучного подростка, с которым носятся педагоги. Главного из них играет Бенуа Мажимель, а в роли судьи выступает Катрин Денев, без участия которой не обходится практически ни один Каннский фестиваль вот уже полвека. Художественный директор Тьерри Фремо подчеркивает, что организаторы сознательно нарушили традицию и выбрали для светского открытия фестиваля серьезную социальную картину.

«Сын Саула» 
режиссер Ласло Немеш


Это единственный режиссерский дебют и единственный восточноевропейский фильм конкурсной программы. Отчасти и этот выбор объясняется актуальностью — не хочется говорить юбилейной, но в этом случае речь действительно идет о круглой дате — годовщине освобождения Освенцима. Герой фильма, узник, принужденный работать в зондеркоманде крематория, пытается вытащить из адского пламени и похоронить тело мальчика, которого принимает за своего сына. Дебютирующий в режиссуре Ласло Немеш — бывший ассистент гуру венгерского интеллектуального кино Белы Тарра.

«Море деревьев» 
режиссер Гас Ван Сент


Из американских режиссеров постклассического периода, ныне классиков независимого кино, мало кто сумел избежать увлечения японской философией и экзотикой. Вслед за Джармушем и Тарантино настал черед Гаса Ван Сента. Его в данном случае вдохновила восходящая к самурайским культам эстетика самоубийства. Мэттью Макконахи выступает в роли бродяги, который добирается до "леса самоубийц", чтобы покончить там со своей никчемной жизнью. Но тут его ждет встреча с другим потенциальным самоубийцей в исполнении Кэна Ватанабэ. Возможно, минус на минус дает плюс, а возможно, нас ждет столкновение двух культур — подлинной и имитаторской.

«Кэрол» 
режиссер Тодд Хейнс


Чрезвычайно утонченный американский режиссер Хейнс экранизировал роман Патрисии Хайсмит "Цена соли" (в 1950-х изданный под псевдонимом Клер Морган, а в 1990-м переизданный под названием "Кэрол" и под собственным именем Хайсмит). Тереза, юная работница нью-йоркского универмага (Руни Мара, первоначально в этой роли предполагалась Миа Васиковска), мечтает о лучшей доле и видит воплощение своей мечты в шикарной покупательнице Кэрол (Кейт Бланшетт). Любимые Хейнсом 1950-е годы стилизовала выдающаяся художница по костюмам Сэнди Пауэлл.

«Макбет» 
режиссер Джастин Курзель


Шекспировская трагедия выдержала множество экранизаций, пересадок на новую географическую и культурную почву, но по-прежнему манит кинематографистов. На этот раз за дело взялся австралиец Джастин Курзель, несколько лет назад заявивший о себе режиссерским дебютом "Сноутаун". В новой версии Макбета играет Майкл Фассбендер, роль леди Макбет должна была достаться Натали Портман, но в итоге ее заменила Марион Котийяр. Массовку режиссер набирал в Шотландии, заставив всех мужчин отрастить аутентичные бороды.

«Сказка сказок» 
режиссер Маттео Гарроне


Итальянский режиссер прославился награжденной в Канне "Гоморрой", но еще до того снял несколько крайне экстравагантных картин вроде "Таксидермиста" и "Первой любви". Его новая работа, судя по трейлеру, может поспорить с ними. Барочное попурри по мотивам страшных сказок ХVII века кишит шутами, карликами, всевозможными монстрами, а также сексом и насилием. В центре этого фантасмагорического мира демонстрируют свое звездное обаяние Сальма Хайек и Венсан Кассель.

“Rak ti Khon Kaen” 
режиссер Апичатпонг Вирасетакул


Прошло пять лет с тех пор, как загадочный тайский режиссер отхватил "Золотую пальмовую ветвь" за мистическую медитацию "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни". На сей раз он представляет свою новую работу в программе "Особый взгляд". Это история одинокой домохозяйки и солдата, больного сонным недугом. Важнейшую часть фильма составляют сны, галлюцинации и призраки, лихорадка и эйфория джунглей, в которых открываются тайны мироздания — неотъемлемая часть художественного мира режиссера, один из прежних фильмов которого назывался "Тропическая болезнь".

«Тысяча и одна ночь» 
режиссер Мигел Гомеш


На фоне весьма насыщенной именами программы "Двухнедельник режиссеров" (Филипп Гаррель, Шарунас Бартас, Такаси Миикэ) выделяется работа португальца Мигела Гомеша. Еще сравнительно недавно его знали только профильные киноманы, но начиная с "Табу" Гомеш становится режиссерской звездой, различимой и для более широкой публики. Хотя тот фильм появился одновременно с "Артистом" Мишеля Хазанавичюса, взявшим немыслимое количество наград, игра в немое кино принесла Гомешу гораздо более весомый в художественном смысле результат. На сей раз он решил сразиться с Пазолини, предложив свою версию "Тысячи и одной ночи". Она длится шесть часов и состоит из новелл, сюжеты которых навеяны новостными сводками.

«Рокко и его братья» 
режиссер Лукино Висконти


Висконтиевский шедевр нисколько не стареет с годами, покрываясь ностальгической патиной. Из трех героев трагического любовного треугольника двоих — Анни Жирардо и Ренато Сальватори — уже нет в живых, а блистающий юной красотой Ален Делон вскоре встретит свое восьмидесятилетие. Из всех фильмов Висконти "Рокко" самый демократичный: это мелодрама, чего она нисколько не стыдится, это смесь Достоевского с бульварным романом, и в бесстрашном смешении, в вызывающей эклектике гений Висконти проявляется не менее отчетливо, чем в эстетизме "Людвига". Это, конечно, еще и опера — наряду с мелодрамой исконно итальянский жанр, пересаженный Висконти в кино, даже в те фильмы, где не поют и не танцуют. В Канне будет показана реставрированная с помощью новейших технологий версия "Рокко и его братьев". (Реставрация осуществлена фондом Мартина Скорсезе в коллоборации с компанией Gucci. Это десятая классическая лента, восстановление которой спонсирует Gucci.)

«Лед и небо» 
режиссер Люк Жаке


На закрытии кинофестиваля покажут новый документальный фильм Жаке, оскароносного автора фильма "Птицы-2. Путешествие на край света". В его последней работе зритель знакомится с открытиями гляциолога Клода Лориуса, который начал изучение антарктических льдов и первым заговорил о глобальном потеплении и его угрозе для планеты. Режиссер называет свое кино политическим, а Каннский кинофестиваль надеется, что этот фильм будет хорошим прологом для конференции по изменению климата, которая состоится в конце года в Париже.
Автор
Андрей Плахов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе