Рэп революции

Как мюзикл «Гамильтон» превратился в политический феномен.
Фото: Joan Marcus


В первый же уикенд сетевого показа киноверсии бродвейского мюзикла «Гамильтон» количество ее просмотров на новой платформе Disney+ побило все рекорды. О том, как музыкально-театральный феномен под названием «Гамильтон» стал еще и медийным, и политическим, рассказывает Борис Барабанов.


Регулярные показы мюзикла «Гамильтон» начались в офф-бродвейском Общественном театре на Лафайет-стрит пять лет назад. В роли заглавного персонажа — одного из «отцов-основателей» США, первого министра финансов страны Александра Гамильтона — на сцену выходил автор музыки и либретто Лин-Мануэль Миранда. Он же впоследствии играл главную роль на первых показах «Гамильтона» в театре Ричарда Роджерса. Переезд на солидную бродвейскую площадку позволил увеличить посещаемость спектаклей в четыре раза, но ажиотаж не уменьшился. Все спектакли проходили с аншлагом, билеты продавались на полгода-год вперед, а у спекулянтов их цена доходила до $11 тыс.

Уникальным предложением Лин-Мануэля Миранды стал музыкальный язык. Да, это был не первый мюзикл, в который авторы пытались интегрировать хип-хоп, достаточно вспомнить «Звездный экспресс» Эндрю Ллойда Уэббера. Критики указывали и на то, что манера читки актеров из «Гамильтона» не свойственна ни одному рэперу в мире — это не «рэп с улицы», она адаптирована для музыкального театра. И тем не менее уличная культура впервые была так глубоко интегрирована в жанр мюзикла.

Для истинных фанатов рэпа актеры читают слишком чисто, внятно и академично, но это не снижает эффекта от переклички с классикой хип-хопа. Драматургически дружба-соперничество Гамильтона и вице-президента Аарона Берра зарифмовалась с отношениями Тупака Шакура и Бигги Смоллза. В «Кабинетных баттлах» (Cabinet Battles) с участием Томаса Джефферсона, Джеймса Мэдисона, Джорджа Вашингтона, Александра Гамильтона и других политиков слышны отголоски «The Message» Грандмастера Флэша. Трансформация характера Жильбера Лафайета показана через трансформации стиля читки: от легкого рэпа 1980-х к ураганной подаче, в два-три раза превосходящей по скорости основной бит. Сцена дуэли Джона Лоуренса и Чарльза Ли в либретто носит название «Ten Duel Commandments», напоминающее о треке Notorious B.I.G. «Ten Crack Commandments».

Хип-хоп-фэны на протяжении нескольких лет искали и находили в мюзикле отголоски текстов Мобб Дипа, Эминема, DMX и других звезд рэпа. А еще один корифей, Эл Эл Кул Джей, настоял на том, чтобы в текст одного из героев вернули цитату из его хита «I Need Love», которую оттуда убрали по соображениям защиты авторского права. Быть процитированным в «Гамильтоне» стало своего рода предметом доблести.

Лин-Мануэль Миранда разбросал по партитуре отсылки к самым разным стилям черной музыки, но не забыл, что на спектакль придут и поклонники традиционного бродвейского мюзикла и они тоже должны уйти из зала довольными. А король Георг III у него выдает несколько эффектных арий в типично британском поп-стиле.

Создатели спектакля получили Grammy, 11 Tony и Пулитцеровскую премию. Альбом с ариями из «Гамильтона» возглавил чарты и был продан шестикратно платиновым тиражом. На протяжении нескольких лет поход на «Гамильтона» был несбыточной мечтой десятков и сотен тысяч людей. Но 3 февраля 2020 года стало известно, что Walt Disney Studios приобрела за $75 млн права на прокат киноверсии спектакля, сделанной на основе съемки 2016 года в театре Ричарда Роджерса. Премьера должна была состояться в октябре 2021 года, однако эпидемия COVID-19 внесла коррективы в планы прокатчиков. В уикенд Дня независимости начались показы на платформе Disney+, запущенной в США в ноябре 2019 года и доступной в Северной Америке, Австралии и частично в Европе и Азии (открытие Disney+ в России пока не анонсируется). Компания Apptopia, фиксирующая частоту загрузок приложений, сообщила, что в период премьеры «Гамильтона» приложение Disney+ скачивали на 74% чаще, чем в июне.

Этот показатель — не только свидетельство интереса к новой цифровой площадке, но в первую очередь интерес к спектаклю об отцах-основателях, в котором всех, кроме мерзкого Георга III, играют цветные артисты. Когда Миранда запускал спектакль, этот ход выглядел как постмодернистская рифма с президентством Барака Обамы. Видеозапись спектакля стала массово доступна на пике движения Black Lives Matter и неожиданно зарифмовалась с тезисами самых радикальных его идеологов о необходимости «капитального ремонта» в Америке. Музыкальный новатор и реформатор любимого американцами зрелища Лин-Мануэль Миранда не только совершил революцию в медиа, заработав только на сделке с Disney+ $30 млн, но и, как теперь выясняется, дал активистам BLM гимн длительностью 2 часа 40 минут. Эндрю Ллойду Уэбберу такое и не снилось.

Автор
Борис Барабанов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе