Олег Богатов: «Писать надо не то, что требует рынок, а то, что велит душа»

В Год российского кино «Ярославский регион» продолжает знакомить своих читателей с яркими представителями отечественной киноиндустрии.
О Ярославской киношколе, сценаристах и современных трендах в кинематографе рассказал продюсер, сценарист, преподаватель, член Союза кинематографистов России Олег Богатов.

– Осенью в Ярославле открывается киношкола, где вы будете читать лекции. О чем они будут?

– Моя задача – сценарное мастерство. Мы будем учить написанию сценариев для короткометражных фильмов, затем полнометражных картин и сериалов. Кроме того, будет и режиссерская мастерская, которую будет вести Виктор Ман (российский кинорежиссер, член Гильдии кинорежиссеров). В зависимости от выбора студентов он будет заниматься с ними режиссурой документального или художественного кино. С тем материалом, на котором им хочется снять фильм в качестве дипломного проекта. Мы предполагаем, что по результатам сценарных курсов будет питчинг (конкурс сценариев), который может привести к тому, что какая-то из предложенных студентами историй заинтересует продюсеров и будет снята.

– Кто может стать студентом или слушателем Ярославской киношколы, что для этого нужно?

– Студентом или слушателем киношколы может стать любой человек, заинтересованный в овладении новой профессией. Специальное филологическое образование для этого необязательно. Мой опыт показывает, что чаще всего в сценарную профессию приходят люди с богатым жизненным опытом – журналисты, рекламщики, но бывают и юристы, менеджеры по персоналу. Люди, которые, может быть, раньше не чувствовали в себе силы написать сценарий, но попробовать хотели. Мы даем им такую возможность, и уже есть хорошие результаты – люди пишут интересные сценарии, и их замечают продюсеры.

– Есть ли сегодня в России проблема с качеством и количеством сценаристов?

– Проблема есть, и она на самом деле неоднозначная. Сценаристов работает не так много, как хотелось бы. Те, кто становится хорошим автором, с большим трудом пробивают себе дорогу. Это очень сложно. С другой стороны, те, кто уже попал в профессию, востребованы, и у них много заказов. По большому счету именно через киношколу мы делаем некий мостик между начинающими и профессиональными сценаристами. Если человек очень хочет стать сценаристом – он должен им стать и работать.

– На ваш взгляд, какое кино сегодня нужно снимать в России, и что для этого необходимо?

– Кино нужно любое, но главное, чтобы оно было интересно зрителю и несло что-то новое. Важно, чтобы зритель хотел смотреть дальше. Молодым авторам я бы не рекомендовал увлекаться какими-то картинными драмами и фантастическими эпическими вещами. Рисковать сценарием стоимостью, скажем, в 500 миллионов рублей, когда его написал дебютант, продюсер вряд ли захочет.

– А что бы вы посоветовали посмотреть начинающим сценаристам? Есть эталоны, на которые стоит ориентироваться?

– Конечно, студентам я рекомендую смотреть лучшие кинокартины. Например, на курсах мы будем разбирать фильм «Начало» Кристофера Нолана. Он очень хорошо построен драматургически. Считаю, что все хорошие фильмы так или иначе помогают сформировать внутреннее понимание киноязыка и людям будет потом гораздо проще писать свои истории.

– Есть такое мнение, что если в картине снимается звезда, то фильм будет точно интересным и кассовым, и не важно, какой сценарий. Насколько важно, кто из актеров снимается в фильме?

– Это правда, есть такое предположение, но оно не работает. Есть много провальных фильмов со звездами и у американцев, и у нас просто потому, что зритель уже «наелся» звезд. Ему нужны истории, в которых есть, за что зацепиться. Звезда может украсить фильм, если есть хороший сценарий. Да и убедить звезду сыграть в вашей картине будет проще с хорошим сценарием, потому что он может увидеть в этом что-то новое и интересное для себя как для актера. Пригласить звезду и уповать на это, а то, что написано в сценарии, не важно – точно не стоит. Это провальный путь и выброшенные на ветер деньги. В итоге продюсер очень сильно пожалеет, что сэкономил на сценарии.

– Есть ли какая-то тенденция в кинематографе сегодня? Героика, ужасы, мелодрама, кинокомедия – что в тренде?

– Сейчас совершенно разный продукт требуется. Комедии востребованы. Новый тренд – хорроры и триллеры, большие фильмы, типа фильмов-катастроф, батальные фильмы, например «Сталинград». С другой стороны, очень активно развивается телевизионный формат: многосерийные, малосерийные картины и мини-сериалы. Там больше требуется драм, любовных историй, историй предательства, жизненных становлений. На самом деле писать надо не то, что требует рынок, а то, что велит душа. Если пишете талантливо – обязательно найдется продюсер, который захочет это снять просто потому, что увидит в этом перспективу и поймет, для какого рынка это надо выпускать.

Фото из архива Олега Богатова
Автор
Андрей Серов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе