Никита Михалков: «У тех, кто вкладывает в слово «барин» отрицательный смысл, - психология холопов!»

Большой стиль или вышивание крестиком?

- На мой взгляд, творчество Михалкова можно условно разделить на две главы, два периода. Ранний Михалков был достаточно «камерным» художником. Этот период закончился первой серией «Утомленных солнцем». Со времен «Сибирского цирюльника» вас, насколько я понимаю, интересуют большие сложнопостановочные проекты... Даже «12», несмотря на то, что все действие там происходит в спортзале, имеет эпическое дыхание и является едва ли не «энциклопедией русской жизни»... Мой вопрос такой: к «камерному» Михалкову возврата уже нет?

- Ну почему?.. Однажды у меня был смешной разговор с Юрием Озеровым (знаменитый режиссер советских военных эпопей «Освобождение», «Битва за Москву» и т. д. - С. Т.). Мы с Адабашьяном сидели в приемной у замминистра кино Павленка, ждали своей очереди. Вошел Озеров в окружении соратников. И говорит: «Как же хочется снять обыкновенную, маленькую картину! Чтобы два человека в одной комнате...» «А за окном танковая дивизия!» - брякнул я. Он: «Что-о-о?!» Я: «Ничего, ничего...»

Понимаете, для меня это миссия, что ли. Меня можно извратить как угодно, но миссия в каком смысле? Если мы хотим, чтобы наше кино вернуло себе свой былой масштаб, нам абсолютно необходим Большой стиль. Иначе его будут нам привозить. Во всех кинематографиях, которые существуют как индустрия, этот стиль неизбежно присутствует. «Аватар» - это ведь тоже Большой стиль. А потерять Большой стиль на собственном историческом, культурном материале - обидно, неправильно. Невозможно жить только за счет артхаусного, фестивального кино. Вот вы, например, любите устрицы, но невозможно же одни только устрицы есть.

- Ну почему? В Каннах очень даже возможно.

- Ну, вы там максимум две недели, а вы попробуйте питаться устрицами в Вологде или Костроме! Нам необходимо возрождение этого большого дыхания, Большого стиля. Мне кажется, что Федя Бондарчук занимается этим в какой-то степени. Другой разговор, что я не большой приверженец жанра фэнтези. Но Большой стиль - это же совершенно другая поступь! У нас огромная страна, столько часовых поясов! Невозможно, чтобы мы снимали только маленькие, «рукодельные» фильмы.

- А мне вот нравятся маленькие, «рукодельные» фильмы Михалкова.

- Но я, извините, делал не только такие! «Обломов», например, - это тоже Большой стиль в какой-то степени. Или, скажем, «Очи черные». Или даже, если хотите, «Раба любви» и «Свой среди чужих, чужой среди своих». Вот «Пять вечеров», «Без свидетелей» - это другое кино, такое аккуратное вышивание крестиком. Я никогда не был против артхауса, я сам такое кино снимал. Вот вы видели турецкую картину «Три обезьяны»? Это большое, серьезное, потрясающей режиссуры кино. И при этом чистый артхаус.

- По-моему, эта картина принадлежит прошлому веку.

- Хорошо, а что принадлежит XXI веку?

- Скажу, только вы со мной не согласитесь. Мне кажется, «Аватар» принадлежит XXI веку. И китайская картина «Натюрморт», пару лет назад победившая в Венеции.

- Согласен.

- Я вот все не могу взять в толк, как это может статься, что такая неумелая поделка, как «Черная молния», понравилась вам больше, чем «Аватар».

- Ну, это моя индивидуальная точка зрения. Я же говорю не о том, что «Черная молния» с точки зрения технологии сделана лучше «Аватара». Я говорю о том, что в этой картине я узнаю все и всех. Понимаете, я помню артистов, которые снимались в «Черной молнии», я их лица могу узнать. А вы узнаете на улице артиста, который играл в «Аватаре», если у него отпадет хвост?

Меньшиков устал

- Как на этот раз сложилось ваше сотрудничество с Олегом Меньшиковым? Он ведь очень изменился как артист. Даже по сравнению с первыми «Утомленными...».

- Мне кажется, что Олегу стало менее интересно работать. Может, он решил путешествовать или просто заниматься своей жизнью. Если есть какие-то деньги, накопления, можно спокойно их тратить и жить своей жизнью. У меня это не вызывает никакой антипатии. Это воля человека. Он так хочет жить, он так живет. И Олегу, по-моему, лицедейство начинает доставлять все меньше наслаждения. Вот Люся Гурченко готова маму родную продать, если есть для нее роль хорошая. Она живет своей работой, она для нее существует, она для нее создана. Все остальное ей абсолютно неинтересно. Думаю, Сергей Маковецкий устроен примерно так же. Но все люди разные. Кто-то устает от своей профессии просто физически. Кому-то она становится элементарно неинтересна. Мне не хочется думать, что Олегу было неинтересно играть в «Утомленных солнцем 2». Уверен, что такой драматургический материал ему предлагают нечасто. Но того внутреннего драйва, который был у него на «Сибирском цирюльнике», в этот раз не было. Может быть, потому, что в «Цирюльнике» он д

олжен был играть героя намного моложе себя, а это требовало больших усилий - нужно было худеть, держать форму... Но все это вовсе не значит, что класс Олега как актера стал ниже. Он остается таким же высоким, как раньше. 

- Не видя фильма, рискну предположить, что вы как режиссер использовали эту усталость Меньшикова во благо образа? Он же играет, по сути, мертвого человека, ведь его персонаж покончил с собой в конце первой картины.

- Абсолютно! Это основополагающее качество характера его героя Мити. Все живое прожито. Он умен. Талантлив. Стал истеричным немножко. Обидчивым. Стал иезуитом. И в то же время это человек, полный достоевских комплексов самобичевания. Зачем он в результате спасает Котова? Почему меняет ему статью? Убили бы и все. Но он так не хочет. Ему скучно жить без его вечного оппонента и противника. Герой Меньшикова - человек невероятной внутренней сложности. И вся его внешняя бытовая жизнь отдельна от того, что реально с ним происходит. Как говорил Грибоедов, жизнь внутренняя намного более интересна, чем внешняя. В какой-то момент он проваливается в пропасть страха. Его просто уволокло в атаку, а назад нельзя - там заградотряд. И он, полковник НКГБ, вынужден бежать со штрафниками, спасаясь от ужаса быть убитым своими же. Он попадает в воронку, где не может вспомнить молитву. И где встречается с Котовым... И это уже абсолютно другой человек! Потом он не сможет простить Котову того, что тот стал свидетелем этой невероятной

его слабости. И, конечно, спустя время возьмет верх в их отношениях. В общем, это сложнейший персонаж. Но вы совершенно правы: внутренняя усталость Олега работала на этот образ.

«Я понимаю привязанность наших стариков к Сталину»

- Роль Сталина у вас играет высокий и красивый артист Максим Суханов.

- Гениально, между прочим, играет. Не знаю, понимают ли это другие, но я считаю Суханова великим артистом. Настоящим русским театральным артистом, способным на потрясающие перевоплощения. 

- Вы сразу увидели его в этом образе? Ведь он на Сталина решительно не похож.

- Я увидел его в «Детях Арбата» Андрея Эшпая. Он там тоже Сталина играл. Я даже его не узнал. В общем, на эту роль мне и искать никого не надо было. Он понимает, чувствует этот характер, знает, как его играть. Показательный, странный пример. Сидит съемочная группа на ближней даче Сталина в Кунцеве. 80 человек греются на солнышке. Все уже освоились, все посмотрели диван, на котором он умер, его стол, гостиную, его халат в ванной... И вот в какой-то момент выходит в гриме Сталина артист Суханов и останавливается на крылечке. Члены группы, в основном молодые люди, к нему поворачиваются и... все встают. Это меня поразило просто невероятно. Что-то такое магическое в этом было. Я не говорю, хорошо это или плохо. Я говорю о том, насколько наполнен был артист Суханов в этом образе, находясь на реальной сталинской даче.

- А как вы относитесь к тому, что старушки просят повесить им везде плакаты Сталина? Им говорят: «Давайте мы вам пенсию повысим», - а они: «Нет, повесьте нам, пожалуйста, Сталина».

- А что вы хотите? В самом вашем вопросе сквозит огромное заблуждение сегодняшнего поколения. Вы не понимаете, что старики хотят иметь подтверждение тому, что они не зря прожили жизнь.

- Так им и так по всем телеканалам с утра до вечера внушают, что они не зря прожили жизнь. При чем тут Сталин вообще?

- Как при чем? Со Сталиным связаны лучшие годы их жизни, когда они были молодые, здоровые, красивые... Именно этот период жизни был для них самым созидательным. Они были совершенно убеждены в том, что все, что происходит в стране, правильно. Они были так воспитаны. Вся огромная пропагандистская машина работала на создание этой иллюзии. Они в ней жили, ее любили. И теперь они хотят, чтобы у них не отнимали то единственное, что у них есть. Не надо денег, дайте почувствовать себя теми, кто не зря прожил жизнь. Я абсолютно их понимаю! Другой разговор, что за этим идет. Как это может вывернуться в обществе, нужно это или не нужно. Может быть, и вправду нужно было дать им то, что они просят? Пусть бы они получили это и тихо ушли на покой...

«187 сантиметров и свои зубы»

- Как-то незаметно ваша дочь Анна, снявшаяся и в «Утомленных 2», стала ведущей актрисой своего поколения. Как получилось, что девушка, родившаяся с золотой ложкой во рту, сумела так замечательно воплотить русский национальный характер?

- А Наташа Ростова родилась с тремя золотыми ложками во рту, и ничего! Помните в «Войне и мире»? Ай да Наташенька, танцует барыню с крестьянами!

- То, что она активно снимается в картинах молодых режиссеров, которые по идеологии, можно сказать, противоположны тому, что вы делаете; то, что она даже продюсирует такие картины, говорит о том, что Михалков, возможно, не такой тиран, как о нем думают.

- Послушайте, во-первых, мне совершенно наплевать, если про меня думают, что я тиран. Или что я - барин. Потому что у человека, вкладывающего отрицательный смысл в слово «барин», психология холопа. «Барин» - это обращение. Как «товарищ», «гражданин» или «сэр». В том, как относятся ко мне некоторые мои коллеги, есть некое демонизирование, которое позволяет им оправдать свою нелюбовь или зависть: «Он - тиран, он выгнал из дома Надежду, а Анне не давал сниматься в артхаусном кино!» Чем-то же надо мотивировать свое отношение. Как можно пережить то, что 187 сантиметров и зубы свои? Ну, как это все можно вытерпеть? И не нищий. И вроде как не совсем больной. А если и «барин», ну, так я же, блин, работающий барин. Я - очень много работающий барин!

Второе, вы знаете, мужик на барина сердился-сердился, а барин-то и не знал... А третье, что я хочу вам сказать по поводу «другой идеологии»: кино может и должно быть разным. У меня есть один критерий - волнует оно или не волнует. Если волнует, то хорошее. Если не волнует - значит, плохое. Вот и все. 

- Анна была сопродюсером ужасного, на мой взгляд, фильма «Скажи Лео». Она с вами советуется по своим продюсерским проектам?

- Иногда да, иногда нет. По поводу этой картины не советовалась. Как и по поводу фильма «Я». А в картине «Россия 88» я предлагал ей сделать всего лишь одну поправку, но они с режиссером меня не послушали.

- Какую поправку?

- Главный герой-нацист убивает в финале свою сестру, убивает ее парня, засовывает пистолет себе в рот, нажимает на курок - а патроны кончились. И он не умирает, как у них, а остается со всем этим грузом жить. Хотим мы этого или не хотим, для русской культуры катарсис был всегда очень важен. Даже у Достоевского, хотя он далеко не самый оптимистичный писатель. Но оставить человеку надежду, по-моему, принципиально важно.

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе