Никита Михалков: «Каждая новая картина — это ужас и счастье»

В воскресенье, 27 апреля, в Омске завершился Второй национальный фестиваль кинодебютов «Движение». 

Этот молодой форум еще в прошлом году сам выступал в роли дебютанта. Начало оказалось успешным — судьба картин-лауреатов сложилась удачно. 

Например, фильм «Линар» (история маленького мальчика, ожидающего пересадки сердца в Италии), после фестиваля прокатился по всему миру от Португалии до Латинской Америки, а потом вышел на экраны в Москве. В этом году «Движение» выступило уже в роли традиционного фестиваля. В списке участников и гостей стало больше известных имен.

— Интерес к фестивалю, демонстрирующему многополярное отношение к кинематографу, в этом году выше, чем в прошлом. Это говорит о многом, ведь зрителя не обманешь, — отметил, выступая перед участниками и гостями «Движения», председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. — Фестиваль важен не только для омичей, но и для тех, кто привозит сюда картины. Ведь душа России находится не только в Москве и Петербурге. В каждом регионе есть невероятные бриллианты — исторические, культурные, традиционные…

Нынешний фестиваль открыла картина Алексея Учителя «Восьмерка». Режиссер перенес две вечные темы — любви и дружбы — в российскую реальность начала 90-х. Получился симбиоз «Ромео и Джульетты» с «Тремя мушкетерами», экшн-драма, в которой неожиданно хватило места и для мордобоя, и для высокого смысла. Мировая премьера «Восьмерки» состоялась в Торонто. А в России с экранизацией повести Захара Прилепина первыми познакомились омские зрители. Получилось весьма символично — поскольку главную роль исполнил актер Омского академического театра драмы Алексей Манцыгин, а саундтреком к «Восьмерке» стала песня омской группы «25/17».

В конкурсной программе работали две секции. Полнометражные фильмы — дебютные для режиссера, сценариста, оператора или актера. И короткий метр — с участием игровых, документальных, анимационных и экспериментальных работ. Полнометражных фильмов оказалось семь — среди них два документальных и один мини-сериал. С крупнобюджетными соседствовали экспериментальные студенческие фильмы.

«Движение» следует обозначенным в прошлом году курсом — ориентируясь на мультиформатность, открытость в выборе тем и отдавая приоритет тому кино, которое умеет откликается на события, происходящие «здесь и сейчас». Предоставляя молодым режиссерам уникальную возможность быть увиденными.

— Молодежь нужно впустить в новое кинематографическое пространство, иначе мы не поймем, что происходит с нашим кино. Во Франции за год снимается 90 дебютов, нам нужно снимать хотя бы 50, — отметил на открытии фестиваля председатель жюри режиссер Владимир Хотиненко, который ради поездки на фестиваль на время оставил съемки «Бесов».


На творческой встрече с омичами Никита Михалков рассказал о своем дебюте на большом экране — фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих».

— Мы были безбашенными — неслись куда-то, все трюки делали сами, ничего не боялись. Не то, что хотели сделать лучше других, а просто летели — хохоча, подпрыгивая и не оглядываясь по сторонам, — вспоминал мастер. — Картина имела большой успех. На Московском кинофестивале я показал ее польскому режиссеру Ежи Кавалеровичу, и он сказал: «Немедленно начинай новое кино. Я потерял 20 лет жизни — сняв «Поезд», я боялся сделать хуже. Забудь — пусть картина живет сама»». Это меня спасло. Не случайно великие японские художники, достигнув славы, уезжали из родных мест, меняли имя, почерк и начинали все с нуля. Каждый фильм нужно снимать, как в первый раз. Для меня каждая новая картина — это ужас, неуверенность и счастье в поисках выхода из этой неуверенности…

Президент Московского международного кинофестиваля дал совет молодым коллегам:

— Самая большая ошибка — это снимать фильм, думая, как сделать его интересным и зрителю, и фестивалю. Единственный верный путь — быть самим собой. Через твою картину я должен видеть твое лицо.

И поделился своим взглядом на перспективы отечественного кинематографа.

— Мне кажется, что у нашего кино есть будущее, и заключается оно в том, чтобы люди, которые снимают кино, уважали тех, кого они снимают и для кого они снимают.


Конкурсная программа «Движения» вновь напоминала яркий коллаж. Главной оказались тема, созвучная названию фестиваля — путешествие. Например, авторы фильма «Выпрямительный вздох» Никита Тихонов-Рау и Ольга Арлаускас путешествовали из Москвы во Владивосток. Летели вроде на самолете, а получилось — на машине времени. Причем непонятно, куда прилетели: в прошлое, будущее или вообще в параллельную реальность.

Завершивший фестиваль фильм Леонида Парфенова «Цвет нации» показывает страну, к корням которой мы во многом стремимся вернуться — Российскую империю начала ХХ века. Он был снят к 150-летию Сергея Прокудина-Горского — родоначальника цветной фотографии, оставившего потомкам полную «коллекцию достопримечательностей».

Интерес вызвал и «Переводчик» Андрея Прошкина — рассказ о событиях Великой Отечественной. О войне внутренней, о выборе, который в итоге делает скромный учитель химии из русской глубинки Андрей Стариков.

Основанный на реальных событиях фильм-предостережение «Белый день» Михаила Лукачевского страшит неприкрытой правдой жизни — в экстремальной ситуации люди показывают свое истинное лицо, и оно не всегда оказывается человеческим. В происходящее на экране верить не хочется. Особенно потому, что такая история может произойти с каждым из нас — на обычной зимней дороге.

Общее впечатление от увиденного — режиссерам интересны люди. Самые разные — от легендарного русского борца Ивана Поддубного (Глеб Орлов, «Поддубный») до простого камчатского священника отца Владислава, который участвует в самой протяженной в России гонке на собачьих упряжках, чтобы посетить прихожан, живущих в поселках, разбросанных по огромной Камчатке (Серик Бейсеуов, «Русские гонки»).

Газета "Культура"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе