Не выходя из наркоза

Что ж сделаешь, если парадный фасад в нашей жизни никак не хочет гармонировать с загаженной лестничной клеткой! Не жевать же землю из горшка и не бить же себя веригами!.. Телевидение не лучше и не хуже нашей жизни, но иногда – морально ущербней, за счёт публичности. Порок напоказ пошлее порока, нежно таимого в собственной спальне.

Моя хорошая знакомая считает крысу лучшим домашним другом. Я её мнение не разделяю. Но… Недавно в передаче «Здоровье» на Первом зашла речь о болезни Гийена-Баре, которая венчается параличом дыхательной мускулатуры. Для демонстрации крысе ввели плазму крови такого больного, крупным планом показав её дей­ствие. Эксперимент привёл к полной неподвижности грызуна. И вот на этой неделе не только крысолюбы пожаловались на Первый канал в Генпрокуратуру, Минкультуры и другие инстанции в связи с показом «жестокого опыта над лабораторной крысой». Трансляция шла утром, в воскресенье, и зрители возмутились тем, что этот эксперимент видели дети.

Ведущей «Здоровья» Елене Малышевой пришлось оправдываться . «Телевидение – это фабрика грёз, – сказала она. – Поэтому подопытной крысе было введено обыкновенное вещество для наркоза. Объясняя происходящее, я сказала, что крысу парализовало, но она жива. На самом деле она просто заснула на два часа, а потом пробудилась от наркоза и продолжила жить своей замечательной крысиной жизнью».


Показали и эту крысу, живую и здоровую. Но не все поверили, что это та самая. Доверие к ТВ у нас давно хромает.


Ещё печальнее, когда речь заходит о людях, умирающих или гибнущих. Меня, признаться, покоробили половецкие пляски над бездыханным телом Бадри Патаркацишвили в передаче Максима Шевченко на том же Первом. Не стая воронов слетелась… Главный эксперт по отравлениям Луговой, профессиональный телепифия Леонтьев, пара политических шоуменов Пушков&Кургинян… Но лишь редактор «Коммерсанта» Васильев пытался сохранить адекватность в ситуации, когда смерть миллиардера и лучшего друга Березовского активно пытались использовать для сведения политических счётов с нелюбимым грузинским президентом, завершив этот митинг голосованием телезрителей по вопросу: умер Патаркацишвили сам – или ему помогли.


Я, конечно, могу представить себе, что сидит где-нибудь в глухом углу России наш Шерлок Холмс и на ночь глядя, за рюмкой шотландского виски объясняет своему приятелю, док­тору, предположим, Астрову, как там, в туманной Альбионщине, было дело… Но принимать решение по вопросу о смерти большинством голосов – это, простите, кажется мне и безвкусным, и аморальным.


И ещё один трудный эпизод. Кольчугинская история. Суда ещё не было, и я передам ту версию, которую транслируют наиболее часто. Хотя есть и другие.


В ночь на 2 января в центре города Кольчугино Владимир­ской области сожгли на Вечном огне молодого рабочего металлургического завода Алексея Денисова. Алексей сделал замечание четверым подросткам, которые курили и пили пиво прямо на постаменте. В ответ те избили парня и продержали над пламенем, пока Алексей не сгорел заживо…


Поначалу власти пытались замолчать происшествие, объявив его просто пьяной дракой (да и сейчас так считают), но информация просочилась в СМИ. Дискуссия в блогосфере Рунета и публикации в газетах показали, что здесь есть о чём поговорить. И о кризисе веры, отсут­ствии идеалов у многих наших современников. И о социальных тупиках малых городов. И о страшно низкой цене человеческой жизни в современной России. И о феномене «быдла». И о факторе 101-го километра (я знаю такие места, похожие есть и в нашей области). И о заброшенности и одиночестве. И о моральном упадке в обществе и на ТВ как стимулах асоциального поведения. И о физическом вырождении народа (подозреваемые – выпускники коррекционной школы-интерната, скорей всего, олигофрены)…


Жутчайший, в сущности, узел запущенных, нерешаемых проблем.


И вот обсуждение этого случая в телепрограмме «Пусть говорят» у Андрея Малахова. Ой, лучше бы он продолжал практиковать свои инсценировки, разыгрывать выдуманные истории! Но не касался руками жизни, загоняя её в стандарт своего шоу.


Многое цепляло и вызывало оторопь. И присутствие в публичных ролях родителей и бабушки погибшего – и родителей подозреваемых. И подробности, которые уместны в уголовном деле, но выглядят невыносимо на экране, да ещё в изложении бабушки Алексея Денисова, которая рассказывает об опознании внука по остаткам свитера, подаренного ею на двадцатипятилетие. Надо ли это смаковать?.. И рукоплескания зала в ответ на призыв публично наказать убийц прямо в Кольчугине. Ветеран-орденоносец напомнил, что предателей в войну расстреливали перед строем. Актриса Маркова просила вернуть смертную казнь. Считали, сколько будет обвиняемым, когда они выйдут, если получат по 15 – 18 лет. Выходило, что рано и что надо что-то сделать, чтобы так рано не выходили…


Приглашённые родители подозреваемых ничего не признавали, прощения не просили и напоминали, что и в армии сами служили, и у них родные в войну тоже погибли. Правы они?.. А как отнестись к показанным в записи словам матери одного из подростков, осудившей сына? («Нет, не прощаю!» – крикнула мать.) Напомню, что дело пока не дошло до суда. Я не заблуждаюсь, общество наше нередко жестокосердно и редко великодушно. «Они жалеть умеют только мёртвых». Хорошо хоть присутствующий священник (хотя не факт, что ему здесь было место) возразил, что жестокостью жестокости не извести… И подростки сейчас попадаются пустые. Тем что попроще – побухать-срубить чуток бабла-дать кому нить в бубен. «Продвинутым» – сходить в клубец-покурить чего-нить. Мозги не выходят за пределы мобильника, а творчество – дальше СМС. Приехали… Мало, наверное, провозгласить, что Денисов – герой (как поспешили сделать некоторые журналисты). Да и герой ли он? Скорей, человек с чувством достоинства; это тоже нечасто бывает. Но даже если обвиняемые виновны, задача ли ТВ возвращать общество к истерической патетике 30-х годов в манере «кровавых убийц – на плаху!»?..


Есть в этой истории много трудного и горького для общественной совести. Есть о чем подумать. Проблема в том, что передача Малахова запрограммирована на примитивные реакции и решения. Других тут не водится. Здесь предъявляют чув­ства, проговаривают слова. И реальные человеческие драмы, тонкие мотивы и глубокие отклики не могут быть выражены и осмыслены в этом формате.


В финале программы нам ещё раз напомнили, чем для всех россиян является Вечный огонь. «Далее – ералаш» – сообщала появившаяся под эти слова рекламная врезка.


Справедливости ради: Тигран Кеосаян в своей передаче на РЕН ТВ как обычно был более адекватен. Для него главное всё-таки не шоу, а урок, социальная или моральная польза.


Ну и напоследок. Бывает, и на ТВ срабатывает моральный рефлекс. Или как это назвать… Всю минувшую неделю по НТВ демонстрировался скандальный анонс передачи «Русские сенсации», посвящённой кандидату в президенты В. Ж. Анонс состоял из нецензурной брани этого деятеля, прикрываемой характерным «пиком». Резонно предположить, что Ж. в свойственной ему манере перед выборами решил поднять свою популярность у маргинального избирателя. Но накануне «Интерфакс» сообщил о протесте Ж.: «Один из каналов, который не участвует в выборной кампании и не имеет никакого права давать соответ­ствующую информацию, подготовил к показу целую передачу, в которой пытается дискредитировать и очернить кандидата в президенты».


И вот после этого протеста содержание передачи было изменено – вместо сюжета, по­свящённого Ж., показали сюжет про актёров фильма «Неуловимые мстители»… Без комментариев.

Северный край
 
 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе