«Не одной Олимпиадой жив Берлин»

Сергей ПУСКЕПАЛИС: «Не одной Олимпиадой жив Берлин» 

Главный режиссёр Волковского театра Сергей Пускепалис на 60-м Берлинском кинофестивале удостоен приза за лучшую актёрскую работу. Это высокое звание Сергей разделил со своим партнёром по фильму «Как я провёл этим летом» Григорием Добрыгиным. Второго «Серебряного медведя» картина режиссёра Алексея Попогребского получила в номинации «За выдающийся вклад в искусство». Обладателем этой награды стал кинооператор Павел Костомаров.

Мы встретились с Сергеем Пускепалисом сразу по его возвращении с Берлинского кинофестиваля.

– «Северный край» от всей души поздравляет вас с очередной высокой наградой! Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от фестиваля.

– Больше всего меня поразило отношение к фестивалю. Более радушного приёма я, хоть и бывал на многих кинофестивалях, не встречал. Этому событию подчинён весь Берлин, горожане прекрасно понимают, что значит привлечение внимания мировой общественности к их стране, к её столице. Едва берлинцы видели бейдж, свидетельствующий о твоей профессиональной причастности к фестивалю, они тотчас забывали обо всех своих делах и останавливались, чтобы поприветствовать тебя, поговорить, просто минутку постоять рядом. Я даже позавидовал этой удивительной атмосфере единодушия и гостеприимства. И ещё я подумал вот о чём: подобный фестиваль – прекрасный повод, вокруг которого можно объединить людей всей страны, не одной Олимпиадой жив человек.

– Как зрители принимали ваш фильм? Было ли какое-то публичное обсуждение?

– Регламент фестиваля предполагает пресс-показы до даты официальной премьеры картины, которая состоялась 17 февраля. Уже на пресс-конференции, предварявшей показ, было видно, что вокруг нас возникла какая-то очень тёплая атмосфера. Признаюсь, впервые полностью я посмотрел «Как я провёл этим летом» вместе со всеми, и мне как зрителю этот фильм понравился.

– Фильм снимался в очень трудных условиях, на Чукотке…

– Мне кажется, что именно место действия, которое было определено режиссёром по сценарию, в первую очередь сработало на идею фильма. Потому что только в крайних условиях, когда человек не может быть подстрахован благами цивилизации и предоставлен сам себе, только тогда в полной мере может проявиться твоя подлинная сущность – кто ты есть на самом деле. Можно было бы снимать ту же картину в Крыму, имитировать перед камерой жизненные трудности, а после съёмочного дня возвращаться в комфортабельный отель… – но это было неправдой и, безусловно, сказалось бы на качестве фильма. Нам было важно, чтобы зазор между нашим существованием в кадре и вне его был минимальным. До начала съёмок мы три недели обживали то место на Чукотке, где предстояло снимать фильм, потому что оно было абсолютно не приспособлено для человеческого жилья. Физически это было очень непросто. Но режиссёр Алексей Попогребский был заражён идеей снять почти документальную историю, а поскольку и его личность, обаяние, и человеческая сущность вызывают у меня чувство глубокого уважения, я пошёл на все эти трудности.

– Насколько для вас было ожидаемым приглашение этого фильма для участия в фестивальной программе?

– Ни насколько. Есть замечательные специалисты, которые занимаются отбором кинокартин на тот или иной фестиваль, и они отлично знают, что и куда предлагать. Например, фильм «Простые вещи» Алексея Попогребского, который стал лауреатом многих кинофестивалей, даже не стали рассматривать в качестве возможного участника на Берлинский фестиваль, потому что это «другой формат». А «Как я провёл этим летом» подошёл, вписался в концепцию фестиваля, только и всего. На самом деле, и я, и Алексей Попогребский, мы очень спокойно относимся к этой фестивальной карьере, потому что что бы ни говорили критики и жюри, мы про себя знаем гораздо больше. Конечно, получая приз, я был счастлив, но не за себя, а за то дело, которое мы довели до такого блестящего конца.

– Какая, на ваш взгляд, может быть прокатная судьба у этой картины?

– Сейчас всё говорит в пользу того, что эта судьба сможет сложиться достаточно успешно. Фильмом заинтересовался центральный телеканал «Россия», и это очень важно для нас. А на Западе прокатом нашей картины будет заниматься очень солидная организация «Бавария». Судя по тому, в каком сумасшедшем, но идеально выверенном с точки зрения организации режиме мы существовали на фестивале, когда каждая минута нашего времени была заранее расписана персональным пресс-секретарём и мы ни разу за двое фестивальных суток не выбились из графика, … «Бавария» знает, что делает, и за судьбу нашего фильма на Западе можно быть спокойным.

– У вас сложился замечательный творческий тандем с Попогребским. Поступают ли к вам предложения от других режиссёров, рассматриваете ли вы их или ждёте звонка от Алексея?

– Что касается моей кинокарьеры, то я рассматриваю её как факультатив в своей жизни. Основное в моей деятельности – режиссура, то есть то, чему я учился в своё время у замечательного мастера Петра Фоменко. Предложения, конечно, поступают, их много, и спасибо тем людям, которые во мне что-то видят, но моя режиссёрская сущность мешает мне откликнуться на все эти предложения, как бы они финансово заманчиво не выглядели. Я читаю сценарий и к концу первой страницы вижу, что это не моё и никогда моим не станет. Все поступающие ко мне предложения я рассматриваю сквозь приз­му своих основных постановочных работ в Ярославском театре имени Волкова. Я не кокетничаю, у меня существует огромная внутренняя цензура, и у меня есть чёткие представления о том, что для меня главное.

– Вам протоптал дорогу в кино ваш сын. Как складывается его судьба, снимается ли он сейчас?

– Действительно, моя кинокарьера началась с лёгкой руки Глеба, мы снялись с ним в картине «Коктебель». Сейчас он учится в РАТИ на актёрском факультете. У Глеба есть правильное понимание этой профессии, и та увлечённость, которую я в нём наблюдаю, смахивает на истинное призвание. Я надеюсь, что в данном случае природа отдохнёт на мне, а не на нём: я, честно признаюсь, как актёр – не очень. И искренне надеюсь, что мои награды как актёра в первую очередь принесут славу тому театру, в котором я сейчас служу, и помогут мне реализовать свои режиссёрские планы.

Сюжет картины незамысловат. На острове в Северном Ледовитом океане, на полярной станции живут и работают двое — начальник станции Сергей (Сергей Пускепалис) и стажёр Павел (Григорий Добрыгин), который приехал на трёхмесячную практику. Их вахта подходит к концу. Сергей ждёт возвращения на материк, где он не был уже много лет и где его ждёт семья. Тонкая ниточка связи с внешним миром — неустойчивая радиосвязь с центральной базой. Однажды приходит сообщение, которое Павел, принявший его, не смог понять правильно…

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе