Надоели мат и кровь, врубаем «мыльную» любовь

Герои «Дома-2» используют нецензурную лексику легко и непринуженно...Что раздражает на нашем ТВ?

Телевизор в чем только не обвиняют. И учит он плохому, и настроение портит, и дебилами нас делает... Мы решили разобраться: а что, собственно, нас на ТВ раздражает? И можно ли с этим как-нибудь бороться? Опросили читателей. И вот такая получилась картина.

Насилие, кровь, убийства

Типичные представители: криминальные сериалы НТВ, «Чрезвычайные происшествия», «Специальный корреспондент».

По количеству преступлений и убийств нет равных каналу НТВ. Множество сериалов про милицию и бандитов - фирменная фишечка «зеленых». Все они - разного качества, но все постоянно находятся в рейтингах. Канал давно уже позиционирует себя как «мужской». И, видимо, от своей позиции только выигрывает. В выходные «страшности» усиливаются за счет шокирующих программ «Русские сенсации», «Ты не поверишь!» и «Программа Максимум». Впрочем, тут уже, судя по исследованиям, аудитория совсем не мужская, эти шоу смотрят всей семьей.

Документальные программы про преступления и преступников тоже общую картину «ужасности» не уменьшают... Фактически в каждом втором фильме или передаче на нашем ТВ кого-то убивают или грабят... Закон тут бессилен. Регламентировать такие вещи - добрая воля руководства каналов, которое в битве за рейтинг заниматься этим, конечно, не будет. Ответ, собственно, один: не нравится - не смотри.

И потом, как ограничить? Скажем, в фильме «Чапаев» или «Александр Невский» трупов не меньше, чем в «Ликвидации» или «Литейном, 4». Даже больше...

Реклама, позднее начало хороших фильмов

Типичные представители: все каналы. Рекламы много, и хорошие фильмы везде показывают поздно.

Бороться с рекламой нет и не будет никакой возможности. Так во всяком случае считается. Пока же, надо признать, она принимает на ТВ все более цивилизованные формы. Вспомните. За последние годы ее обязательно обозначают специальными «разбивками», то есть фильм или передача прерывается сначала рекламной заставкой. Часто во время рекламы в углу «висит» значок канала. Звук рекламы («Комсомолка» проводила специальные замеры) практически не отличается от уровня звука остальных передач. Впрочем, количество рекламы только растет, даже несмотря на то, что цены на ТВ-ролики увеличиваются постоянно. Из последних предложений по борьбе с рекламой на ТВ Госдума рассматривает вопрос о запрещении прерывать паузами художественные фильмы.

Дело хорошее. Но есть опасность, что тогда фильмы и вовсе перестанут показывать. Скажем, после запрета рекламы пива до определенного времени все хорошие картины стали показывать поздно ночью - специально под пивную рекламу.

 Стрельба и насилие на нашем ТВ в каждом втором фильме.
 
Бесконечные сериалы, «лубочное», сказочное изображение действительности

Типичные представители: все каналы, кроме новостных.

Сериалы занимают больше половины (!) времени вещания на центральных каналах в будние дни. Их и снимают, и показывают в совершенно невероятных количествах. Артисты только и успевают переезжать с одной съемочной площадки на другую. Все площадки, - кстати, в России, Белоруссии и на Украине - работают нон-стоп, и их график расписан на много месяцев вперед. Причем производство по-настоящему безотходное. Фильмы показывают в разные сезоны на Украине и в России. И чаще всего либо там, либо там деньги на производство «отбиваются». Например, у нас сериал «Чемпион» (СТС) прошел с довольно скромными показателями, а на Украине оказался на вершинах рейтингов...

Сериалы, по мнению специалистов, и дальше останутся самым востребованным жанром. Причем основная тенденция последних лет: все «мыльные оперы» - наши, иностранные фильмы, даже самые популярные в мире у нас смотрятся неохотно. И еще: все эти фильмы чаще всего «одноразовые». Повторяются только самые успешные проекты, да и то редко.

Герои и сюжеты этих фильмов почти всегда далеки от действительности. Авторы научились передавать атмосферу времени довольно точно (раньше вообще было непонятно, на какой планете происходит действие), но с «реализмом» в сериалах есть некоторые проблемы. Классические примеры - это фильмы «по профессиям». Если фильм про гаишников - то «мастера полосатого жезла» скорее напоминают ангелов, чем живых людей, а героев сериала «Путейцы» можно встретить, наверное, только в фантастических романах. При этом и качество фильмов, и их рейтинги очень высоки. «Сказочный мир» с успехом заменяет настоящий, а ищущим «правду жизни» и «серьезное кино» придется ждать полуночи (см. предыдущую главу).

Излишнее внимание сплетням, скандалам

Типичные представители: «Программа Максимум», «Русские сенсации» и множество подобных программ.

Собственно звезд в России не так уж и много. И скандалят они довольно редко. Тем не менее каждую неделю нам настойчиво показывают «изнанку» шоу-бизнеса. Чаще всего сюжеты кочуют с одного канала на другой, и их подача зависит от степени дозволенности руководством и форматом передачи. На респектабельном Первом и брутальном НТВ одну и ту же новость про развод какого-нибудь суперпопулярного певца подадут по-разному. Но сообщат об этом обязательно. С развитием шоу-бизнеса (а он, видимо, развивается) скандальных передач будет больше. Хотя бы потому, что по закону жанра без хорошего скандала звездой не станешь и хит не продашь. По традиции, пик «избиений в семье», «звездных разводов», «драк на дискотеке» и тому подобного приходится на осень, так как звезды делают себе рекламу перед новогодними праздниками, за счет которых, собственно, и кормятся весь год.

Мат, сквернословие

Типичные представители: «Дом-2» (ТНТ), Comedy Club, «Блондинка в шоколаде» (Муз ТВ), «Звезда в шоке» (Муз ТВ).

Нецензурная лексика на нашем ТВ запрещена. То есть режиссерам программ приходится сидеть и отчаянно «забиповать» разбушевавшихся героев. «Бушуют», впрочем, ребята вполне осознанно. Можно даже сказать - специально. Классический пример - Сергей Зверев, который намеренно использует запретные слова, пытаясь шокировать публику и привлечь зрителя.

«Жители» проекта «Дом-2», что называется, «матом не ругаются, а разговаривают». То есть использование ненормативных выражений для этих ребят в порядке вещей. Собственно, в этом и проблема. Некое ханжество в «забипикивании» присутствует. Закон не нарушается, а зритель видит, что разговаривать «вот так» - все равно норма.

Использование мата в такой программе, как Comedy Club, обусловлено стилистикой «юмора на грани». Это, конечно, не «Дом-2», но нормы использования некоторых слов благодаря Comedy серьезно сдвинулись. Некоторые «пограничные» слова во всяком случае с подачи комедийщиков стали активно расползаться по другим каналам и не используются фактически только на Первом и на «России».

Впрочем, судя по нашему опросу, как раз эта сторона ТВ-жизни людей не особо смущает.

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе