Кому поверил ММКФ

В Москве подошел к финалу 41-й Московский кинофестиваль.
Главным итогом стала рекордная загруженность основных площадок.
Фото: Андрей Никеричев/mskagency.ru


Президент смотра Никита Михалков объявил на пресс-конференции, что документация на строительство фестивального центра уже согласована, но когда начнутся и сколько продлятся работы, пока неизвестно. Между тем нужда в новом доме стала очевидной всем — и армии поклонников марвеловских «Мстителей», и ста шестидесяти счастливчикам, сумевшим проникнуть на главную фестивальную премьеру — показ дебюта Дзиги Вертова «Годовщина революции».


Фото: Андрей Никеричев/mskagency.ru


Лента, восстановленная киноведом Николаем Изволовым, оказалась документом, иронично иллюстрирующим большевистскую версию событий 1917–1918 годов. Головокружением от успехов в ней не пахнет, налицо — первая успешная попытка залакировать национальную трагедию наспех сколоченными «потемкинскими деревнями».

Открывая показ, программный директор ММКФ Кирилл Разлогов подчеркнул: «Сегодня важнее восстанавливать старые фильмы, чем снимать новые...» Основной конкурс подтвердил его правоту: несмотря на художественные достоинства большинства работ, заявку на авторское слово в искусстве смогли оформить лишь японские «Импровизаторы» Сабу и казахский «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова. Среди российских участников приз зрительских симпатий завоевала якутская мелодрама «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой, а «Воскресенье» Светланы Проскуриной оставило публику с холодным носом, но убедило Федерацию киноклубов России.


«День субботний»


«Эпидемия. Вангозеро» Павла Костомарова вызвала единодушное недоумение — режиссеру не удалось собрать внятную картину из сырых сериальных эпизодов. Прямо противоположный пример — бангладешская экзистенциальная драма «День субботний» Мостафы Сарвара Фаруки — дала мастер-класс прямого, жесткого, зрелого кинематографического стиля.

Документальные и короткометражные секции, ретроспективы Мишеля Девиля и классиков венгерского кино начисто переиграли полнометражный артхаус.

В целом пейзаж ММКФ соответствует состоянию мирового кино.

Залогом светлого будущего стал ХII Всероссийский питчинг дебютантов. 38 ребят, отобранных из почти девятисот претендентов, покорили коллег и жюри четким видением будущих проектов и разделили на пятерых два с половиной миллиона предоставленных Фондом президентских грантов.

У экспертов разбегались глаза не только от обилия проектов, имеющих фестивальные и коммерческие перспективы. Куда больше их впечатлило разнообразие просматривающегося хорошего кино. Тон задавал прекрасный пол. Хитом документалистов стал фильм-портрет выдающегося вгиковского педагога «Фенченко» Юлии Бобковой, Марины-Марии Мельник и Андрея Ананина. Сценарист Анастасия Пашутина завоевала приз детективным сериалом «Ищи меня». Аниматор Наталья Беляева очаровала сказкой «Соня любит, Соня не любит».


«Надо мною солнце не садится»


«Многие презентации конкурсантов могли дать фору участникам в Минкульте, — отметил зампредседателя Молодежного центра Союза кинематографистов России, сценарист и продюсер Олег Богатов, — секция полнометражного кино неприятно удивила слабостью сценарного материала. Видно, что идеи генерировать получается, а вот учиться писать крепкий сценарий желание есть не у всех...»

ММКФ поверил не только молодым кинематографистам. Специального приза за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского «Верю. Константин Станиславский» удостоился участник Московского международного кинофестиваля Рэйф Файнс. Церемония вручения состоялась на премьере его режиссерской работы «Нуреев. Белый ворон».

Автор
Алексей КОЛЕНСКИЙ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе