Кинокадры решают все

Несколько событий почти совпали по времени, и все — из мира кино.

Состоялась очередная «Ника», и приз за лучший фильм получил Александр Сокуров. Фильм-лауреат называется «Фауст». Те, кто знает, какие фильмы снимает Сокуров, понимают, что пожевать попкорн и запить его колой на этом фильме вряд ли удастся — там думать придется.

Александр Сокуров

фото: Александр Астафьев

А еще Александр Сокуров снял документальный фильм «Лувр на реконструкции» — о том, что происходило в Париже и Лувре во время немецкой оккупации. «Это фильм о том, как европейцам удалось спасти искусство, не потеряв буквально ни одной рамы даже от картины. О борьбе за это, о том, что в этих чудовищных условиях и с немецкой стороны, и с французской стороны находились люди, которые делали все, чтобы ничто не тронулось с места», — пояснил режиссер.

Кроме того, Сокуров сказал, что беспокоится о судьбе его фильмов на родине, что почти нет шансов показать эти фильмы.

И действительно, фильмы Сокурова на экранах редко встретишь — это не массовое кино, не боевики. Но если очень нужно, то, конечно, эти фильмы можно найти. На DVD, в Интернете скачать, иногда в кинотеатрах посмотреть во время какой-нибудь киноакции.

Еще одно событие — это предварительный показ фильма недавно ушедшего от нас Алексея Германа «Трудно быть богом» по повести Стругацких. Герман снимал это кино пятнадцать (!) лет. Во время просмотра, скажу честно, попкорн с колой тоже не пожуешь. То есть купить можно, но в горло не полезет, потому что это мощнейший фильм. О том, до какой степени может пасть общество и как тяжело противостоять обществу личности — человеку, который не падает на дно вместе со всеми.

Фильм Германа сложен для восприятия, настроение он отнюдь не повышает, снят на черно-белую пленку… В общем, режиссером сделано все, чтобы этот фильм был антиподом тому самому «массовому кино», которое идет под колу и попкорн. Точно так было и с «Проверкой на дорогах», и с «Мой друг Иван Лапшин». У этих фильмов Германа был и есть свой зритель, как будет свой зритель у нового. Точно так же, как и у фильмов Сокурова.

Но что это за зритель?

Чтобы точно ответить на этот вопрос, зададим другой: а что объединяет все эти фильмы, какова их главная черта? Что объединяет, к примеру, героя Стругацких, который противостоит толпе и ценой своей судьбы остается на чужой планете для реализации безумной идеи «улучшить общество», с теми героями из Лувра, которые, рискуя жизнью, спасали картины?

Ответ однозначен — их объединяет патриотизм.

Но этот патриотизм шире географических рамок, и если исходить из того, что быть патриотом — это быть верным своей родине, то герои фильмов Сокурова и Германа верны своим идеалам, что гораздо сложнее.

Стоять насмерть за идеал — вот истинный патриотизм, ибо если ты готов страдать за него, то ты никогда не предашь Родину, которая на этой вере стоит.

Трудно найти более патриотичное кино, чем у Германа и Сокурова.

Да, их фильмы не рассчитаны, как принято говорить, на «массового зрителя». Однако два тяжелых тома «Войны и мира» тоже не рассчитаны на «массового читателя». А Пятая симфония Бетховена не рассчитана на «массового слушателя». Сложное и умное часто трудно воспринимать, потому что ты пребываешь в процессе обучения. Точно так же в школе сложно учить математику, химию, географию. Но в школе учителя нам говорят «надо», а что после школы? Кто подскажет «самому читающему и образованному народу», что после обычной школы, собственно, наступает главная школа — школа жизни, и там тоже необходимы учителя?

Дальше человек предоставлен самому себе. А за ним идет рынок, который услужливо предлагает легкое и привычное — оно уже в удобной расфасовке, дезодорированное и облегченное. И результат налицо: Сокуров не уверен, что его фильм покажут в России, и Герман, пока был жив, тоже не страдал излишним оптимизмом.

И тут, конечно же, на первое место выходит государство. Ведь именно оно должно поддерживать все «лучшее и вечное» — все то, что на десятилетия вперед задаст вектор движения общества.

И оно, это государство, действительно выходит. Выходит в лице Министерства культуры с программой поддержки «патриотического» документального кино. Ведомство обозначило темы картин: «О служении государству как жизненной позиции», «О волонтерском движении», «О противодействии экстремизму, терроризму и преступности», «О борьбе с алкоголизмом и наркоманией», «О русском языке»...

На это будут потрачены миллионы рублей. Никто не может сказать, что за качество будет у этой пропаганды, кто ее будет смотреть и где ее будут показывать. Но понятно, что будет создано нечто, где будет выкрикнут лозунг. Где будут объяснять, что нужно дружить, что терроризм — это плохо, а по-русски говорить, напротив, хорошо.

Эти агитки мелькнут и растают, не оставив следа, ибо «что такое хорошо и что такое плохо» — мы знаем с детства.

Проблема в другом: почему, зная, что хорошо, мы поступаем плохо?

Но этому в агитках не учат, это вопрос нашего морального выбора, а его воспитывают именно такие, как Герман и Сокуров.

В их фильмах ты видишь на экране человеческий подвиг, подвиг противостояния собственному искушению, и сила этого кино заставляет спросить у себя самого: а как ты живешь, не продал ли ты свой патриотизм, не изменил ли ты сам себе?

Конечно, чиновники Министерства культуры, их только разбуди, скажут, что ко всем питают огромное уважение. Они объяснят, что «тот, кто хочет, — увидит», было бы желание. Они скажут, что подобные работы — для элиты, не бросать же фильмы в почтовые ящики, чтобы каждый их посмотрел.

И они будут правы. Но дело в том, что и Пушкин не для всех, а уж Достоевский с его «метаниями», простите, вообще для избранных.

Но правда состоит в том, что, не прочитав Достоевского, ты еще «не избранный», а прочитав — уже им становишься.

Вот и задача государства — поддержать то, что обычный гражданин, по незнанию, от себя отталкивает, не хочет этого видеть, не хочет, как сейчас говорят, себя «грузить». Точно как математика, которая «не нужна», пока мама впервые не отправила тебя в магазин, где ты мучительно считаешь сдачу.

Да, невозможно заставить человека смотреть Сокурова и Германа, если он не хочет. Но поддержать создание подобного кино — это святая, да нет, государственная задача.

Фильмы Тарковского вошли в сокровищницу мирового кино.

Фильмы Германа — уже там, в том числе и последний.

Сокуров, живой классик, уже на том же киноолимпе.

Государство же заказывает за свои миллионы не шедевры, а пропаганду.

Простой вопрос: есть ли у нас в руководстве культурой хоть один патриот?

материал: Матвей Ганапольский

Московский комсомолец

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе