Кино с предсказуемым бюджетом

Из-за кризиса шальные деньги ушли из российского кино — вместе с ними сократились гонорары и бюджеты. Профессионалы вздохнули с облегчением: на кинорынке опять можно играть по правилам 

Год назад, в начале кризиса, скептики утверждали, что кризис убьет массовое кино. Оптимисты надеялись на то, что из кино уйдут лишние люди и деньги и оно просто вернется в "свои берега". Сегодня можно уже огласить и приговор самого рынка. 


В будущем киноиндустрия будет вспоминать как золотой 2006 год. Именно тогда бюджеты на кино выросли за год на 81 процент (данные исследовательской компании Movie Research, MRC), при том что динамика количества вышедших в прокат фильмов осталась прежней. В 2008 году суммарные бюджеты российских кинокартин составили около 6 млрд рублей, с начала "тучных" лет каждый год прибавляя примерно по миллиарду рублей. Бюджеты росли благодаря приходу в киноотрасль богатых дилетантов, или, выражаясь научно, непрофильных инвесторов. Прибыль для них была на втором, а то и на третьем месте: им важно было увидеть свою фамилию в титрах, напротив графы "сопродюсер" или "автор идеи". 

Эти инвесторы приходили в кино из самых разных сфер бизнеса: среди них глава Mirax Group Сергей Полонский и глава НРБ Александр Лебедев, владелец "Тракторных заводов" Михаил Болотин и сенатор Леонид Лебедев. Желая славы для себя и в какой-то степени славы для российского кино, они в результате не столько навредили, сколько окончательно озадачили рынок. "Профессиональным продюсерам пришлось в те годы конкурировать с шальными деньгами на рынке, — вспоминает генеральный продюсер "ВайТ Медиа" Тимур Вайнштейн. — Рынок был перегрет во всех отношениях, никакой творческой конкуренции между актерами не было, поскольку везде им предлагали одинаково высокие и неоправданные гонорары. Если бы не случилось мирового кризиса, он случился бы в рамках самой киноотрасли". 

Главный парадокс, который, будем надеяться, многому научил и киноиндустрию, и тех, кто в нее мечтал попасть со стороны, — что большие деньги, вложенные в кино, не делают кино принципиально лучше. И даже не делают его прибыльнее. Успешными в российском прокате оказывались фильмы как раз с небольшим бюджетом. Например, "Любовь-морковь-2" с производственным и маркетинговым бюджетом около 7 млн долларов собрала в прокате 17,8 млн долларов. Производственный бюджет "Питер FM" не превысил 1 млн долларов, а в прокате картина собрала 7 млн долларов. 

А вот самые дорогие и ожидаемые фильмы, несмотря на огромные вложения, как правило, не окупались. Так, "Адмирал", снятый по заказу Первого канала, собрал в российских и украинских кинотеатрах примерно 983,4 млн рублей, став одним из самых кассовых отечественных фильмов. Однако согласно действующей в России системе распределения доходов от проката на долю продюсеров осталось не более 417,9 млн рублей — остальное должны были получить кинотеатры и прокатчики. При этом бюджет фильма составил 523,3 млн рублей: таким образом, продюсеры оказались в убытке. Суммарные кассовые сборы всех российских фильмов в 2008 году не превысили 5 млрд рублей. 

В 2009 году провалились и две самые ожидаемые новогодние премьеры. Фильм "Обитаемый остров" по одноименному произведению братьев Стругацких с совокупным бюджетом около 36 млн долларов, по данным журнала "Кинобизнес сегодня", собрал в прокате 27,8 млн долларов. Не окупился и мюзикл "Стиляги": телеканал "Россия" и кинокомпания "Красная стрела" инвестировали в его производство около 334 млн рублей, еще 175 млн рублей были потрачены на продвижение. А сборы фильма, по данным журнала "Бюллетень кинопрокатчика", составили примерно 453,44 млн рублей. По данным продюсера картины Вадима Горяинова, с учетом отчислений кинотеатрам и прокатчикам их доли сборов продюсерский доход составил всего 180 млн рублей. Сделать фильмы рентабельными не удалось и после широкой промоподдержки телеканалов Первого и "России", которые были соответственно партнерами одного и другого проектов. 

Среднебюджетные картины (от 25 до 50 млн рублей) не выдерживали конкуренции с дорогими проектами в кинотеатрах. Фактически в начале 2009 года зрителю просто не хватило на остальные фильмы сил: вся энергия была отнята тремя лидерами кассы — фильмами "Адмирал", "Стиляги" и "Самый лучший фильм". Это окончательно добило непрофильных инвесторов в кино: ни славы, ни денег, как говорится, а тут еще и кризис — спасая основной бизнес, они стали массово уходить из кино, бросая уже начатые проекты. Это совпало и с отсутствием господдержки (она составляла около трети общих кинобюджетов), которую продюсеры не получают с 2008 года. В итоге количество российских фильмов, которые выйдут в прокат в 2010 году, сократится почти вдвое по сравнению с 2008 и 2009 годами. Примерно на столько же снизилась и себестоимость кинопроизводства. Все это открыло дорогу продюсерам и профильным компаниям в кино. Сегодня на рынке остались только профессионалы, рассматривающие вложения в фильм как инвестиции в бизнес-проект, который должен обеспечить рентабельность. Профильные продюсеры, которые инвестируют не в отдельный фильм, а в кинопроизводство в целом, рискуют собственными деньгами, а не прибылью от других видов бизнеса. Большинство продюсеров сегодня ориентируются на картины с хорошим сценарием и бюджетом 1-2 млн долларов. 

Раньше считалось, что фильмы за 1-2 млн долларов — это удел авторского кинематографа. Сегодня эти цифры вполне соответствуют бюджету среднего массового фильма. Фильм, который сегодня стоит выше 5 млн долларов, вызывает у профессионалов скорее подозрение: скорее всего, гонорары звездам неоправданно завышены. 

На что сегодня делают ставку продюсеры? На хороший сценарий в первую очередь: кассовые сборы показывают, что в кризис зрители не потеряли интерес к кино. Правила игры на рынке производства кино и сериалов сегодня стали более предсказуемы: преимущество фильмов с бюджетом 1-2 млн долларов в том, что около 30-50 процентов расходов на производство можно вернуть за счет продажи показа на телеканалы, некоторую часть за счет интернет-продаж и DVD. 

По данным журнала "Бюллетень кинопрокатчика", сейчас в производстве находится только 35 фильмов. (Осенью 2008 года их было 49). Сейчас заканчиваются съемки первого полнометражного фильма "ВайТ Медиа" под рабочим названием "1000 километров от моей жизни" режиссера Клима Шипенко с бюджетом 1,5 млн долларов. В производстве фильм "Любовь в большом городе-2" (заявленный бюджет — 2,5 млн долларов) продюсеров Сергея Ливнева и Георгия Малкова, "Детям до шестнадцати" (бюджет не заявлялся) Вадима Горяинова и Валерия Тодоровского, "Три богатыря и Шамаханская царица" (бюджет не заявлялся) Сергея Сельянова.

Нина Панкратова 

Огонек
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе