Какой была поэт Ника Турбина с точки зрения ее современных сверстников

Фильм "Ника" режиссера Василисы Кузьминой, который выходит в прокат 19 мая, начинается с документальных кадров.
Кадры из фильма "Ника"
Фото: предоставлено Водород


На них - одна из самых известных детей СССР, поэт Ника Турбина, с которой общались такие величины, как Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Иосиф Бродский...


Лицо и манера поведения маленькой одаренной девочки так привлекают, так поражают смесью настоящего и выдуманного, что хочется изучать его и дальше. Но фильм, снятый на пленку, уже переходит в формат художественного. И Ника в нем уже взрослая, ей - 27. Поначалу этот резкий перелом раздражает, хочется и дальше смотреть док, но потом о нем как-то само по себе забывается. Точно так же, как когда теряешься с первых художественных кадров: какой это город, какой год? Авторы не обозначают даже титром. И далее понимаешь, что намеренно. И вовсе не потому, что это может быть любое время, любое приморское место. Нет! А оттого, что они сняли современное кино. Ровесницы той самой, выросшей Ники Турбиной попытались рассказать о таланте, его взаимоотношениях с родственниками, любимыми, социумом.


Режиссеру фильма Василисе Кузьминой - 30, ее соавтору сценария Юле Гулян - 32, исполнительнице главной роли Лизе Янковской столько же, сколько ее героине - 27. Василиса Кузьмина, предваряя показ для прессы, говорит, что ее кино о том, "как искали себя дети на ландшафте неузнаваемой страны". Разве не то же самое происходит с молодыми сейчас, когда реальность преображает время пандемии, непростые международные взаимоотношения, а нужно строить жизнь. Ника Турбина - это их повод, предлог поговорить о том, что их тревожит, о чем болит. Поэтому, рассказывая о фильме, хочется употреблять современную терминологию. Мама у Ники - душная, отношения с ее молодым человеком - токсичные, сама Ника свою жизнь хейтит. Переводя на обычный язык - Ника Турбина предстает перед зрителем девушкой в образе гота с чокером на шее, у нее развинченная психика, мать, которая ей умело манипулирует (в этой роли Анна Михалкова), а самое главное... отсутствие любви. Да, по сюжету она влюбляется в молодого бармена Ивана (у героя есть прототип по имени Костя). Но очень быстро понимает, что он не до конца с ней искренен. И лишь вспышки их отношений дают столь необходимую для творчества атмосферу любви.


Авторы не перегружают это довольно простое по сути кино подробностями биографии Ники Турбиной - пожалуй, все ее взаимодействие с литературными мастодонтами проскальзывает в коротком эпизоде с Альбертом Лихановым, который задумал книгу о знаменитых детях СССР, да в появлении известного поэта, который готовится представить маленькую Нику коллегам и залу.


В картине немного стихов. Основное стихотворение "Свойство памяти" звучит рефреном, как пластинка. И то, когда вы начнете его искать среди стихотворений Турбиной, то не найдете. Из-за того, что не было возможным решить юридические тонкости, в фильме не звучат стихи Ники. Вместо них - произведения современных авторов, близкие по смыслу. Например, "Свойство памяти" написала Мария Плешкова.


Основное, на чем фокусируются авторы - это то, как приспособиться к жизни человеку, о котором все думают одно, а он - абсолютно другой. Так, Иван, встретив Нику, хочет видеть в ней тот образ, о котором узнал из газет и по ТВ, и она ошарашивает его тем, что не такая. Мама пытается обеспечить будущее дочери через ухажера Игоря (в этой роли Евгений Сангаджиев). Игорь - образ собирательный, человек, попавший под влияние той фигуры, которую создали, как витрину. Маленькую одаренную девочку. Он хочет быть ее спонсором, продюсером, меценатом, прикоснуться к чему-то высокому. Мама же Ники, напротив, знает о ней настолько много, что не хочет принимать ничего из того, к чему стремится дочь. Тем более, если планы Ники выходят из-под сферы ее влияния. Никто не хочет понимать, что перед ними на самом деле недолюбленная девушка с изломанной судьбой, которая так и не выросла. И в этом плане режиссер использует прием - взрослую Нику время от времени "сопровождает" маленькая (Вита Корниенко). Их диалоги порой отлично отражают суть картины. Так, взрослая Ника спрашивает маленькую, говоря о маме: "Как ты думаешь, она нас любит?". "Меня - да!", - отвечает Ника-ребенок.


Лиза Янковская - стержень этой картины. Тут речь не только о продолжении династии (Лиза - внучка Олега Янковского, дочка Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры, сестра Ивана Янковского). Лиза мощнеет, как актриса, на глазах. От нее невозможно оторвать взгляд, когда смотришь "Нику". Абсолютно понимаешь и одобряешь жюри фестиваля South by Southwest (SXSW) этого года, которое присудило Лизе Янковской приз за "лучшую женскую роль". В формулировке были такие слова: "В своей первой главной роли в полнометражном фильме Елизавета Янковская создает потрясающий портрет, наполненный яростью, радостью, отчаянием, неуверенностью и тоской молодой женщины 20 с небольшим лет. ...В захватывающем исполнении Янковской нет ни одного момента, который не звучал бы не правдиво, не был бы сыгран с беспорядочной эмоциональной сложностью или который не ощущался бы как сама непредсказуемая жизнь... ".

Ценность фильма еще и в том, что ни Янковская, ни Гулян, ни Кузьмина не стремятся показать жизнь Ники Турбиной, что называется, на разрыв. В фильме больше спрятано, чем открыто, и в этом плане особо показателен финал. Он, кстати, красиво закольцован с началом художественной части фильма: Ника Турбина - у окна. Два выхода. Или смотреть в него, или - выйти.



Кстати

Кто повлиял?

Василиса Кузьмина - недавняя выпускница школы "Индустрия". Мастер курса - Александр Андрющенко - помогал ей в работе над фильмом, тщательно курировал работу. И в целом у картины внушительная команда продюсеров - помимо Андрющенко, Михаил Врубель, Федор Бондарчук, Денис Баглай, Вадим Верещагин, Вячеслав Муругов. Делаем на этом акцент, потому что в фильме явно просматриваются референсы. Ноьвот что удивительно - список референсов автора этих строк не совпал ни в одном названии с тем, который по ее просьбе назвала режиссер. Первый - это "Пианистка", "Воспитательница", "Мамочка" Ксавье Долана. Кузьмина же назвала такие картины, как "Все о моей матери", "Середина 90-х", "Мистер Робот", "Брачная история".



Вопрос-ответ

Кризис идентичности

Российские фильмы поедут в Азию, Латинскую Америку и на Ближний Восток

Режиссер Василиса Кузьмина ответила на вопрос обозревателя "РГ", связанный с историей поколений, которые оказались на сломе веков.

"Для меня это фильм про потерю идентичности. Для тех, кто родился в одной стране, а потом оказался в другой, кризис идентичности гораздо выше, чем для людей, которые остались в одной и той же. Например, я тоже ребенок, рожденный в 90-х, и мне иногда сложно представить то, что сейчас происходит. Но еще большая тема в фильме - это любовь. И если меня спросить, кто виноват в смерти Ники, я скажу, что все. Это коллективная ответственность. Модная сейчас риторика (усмехается). Потому что ее просто недолюбили. Она хотела, чтобы все ее любили - мама, мужчины. А на самом деле никто ее не любил. Мне кажется, что фильм - очень простой и понятный. Все достаточно "straight forward". (В переводе на русский - прямо и просто - Прим. авт).



Нумерология фильма "Ника" Василисы Кузьминой

- Премьера состоялась 11 мая 2022 года. В этот день, но 20 лет, в 2022 году Ника Турбина ушла из жизни;

- первый съемочный день картины был также 11 мая, но в 2019 году;

- фильм выходит в прокат 19 мая, в советский День Пионерии, который учредили ровно сто лет назад в 2022 году;

- 27 лет Лизе Янковской. Столько же в фильме Нике Турбиной.



Между тем

Мировая премьера фильма состоялась в марте 2022 г. на кинофестивале South by Southwest (SXSW) в городе Остин (США, штат Техас). "Ника" была единственным проектом на иностранном языке, участвующим в основной конкурсной программе (Narrative Feature Competition) смотра.

Автор
Текст: Сусанна Альперина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе