Если завтра «Война»

Документальный фильм Андрея Грязева об арт-группе «Война» под футуристическим названием «Завтра» способен отвернуть от нее многих своих поклонников и защитников. Откровенная лента выставляет героев современного политического искусства России совсем в негероическом свете.

Казалось бы, ничего удивительного в том нет, что участники петербургской фракции «Войны» публично отвернулись от фильма про них самих же. Сам факт отбора в конкурс документального кино нынешнего ММКФ ленты известного документалиста Андрея Грязева «Завтра» мог вызвать в революционерах негодование. В этом случае их публичный жест имел бы логику. Мы прекрасно помним отказ «Войны» от государственной премии «Инновация» за свою самую известную акцию на петербургском мосту под неприличным названием.

Но Олег Воротников и со товарищи возмущаются тем, что Грязев вынес напоказ их личную, бытовую сторону жизни. Если это был очередной прагматичный медийный ход арт-группы, то он смело провалился. Для революционеров-анархистов подобное заявление выглядит как-то отнюдь мелко и не экстравагантно. Ну, скажите на милость, в какие такие времена у борцов с «властью, полицией и обывателями» было смущение перед публичным освещением своей личной жизни? Они ведь почти что рок-звезды! Разочаровали.

Тем не менее интересующиеся политикой и современным искусством товарищи дружными рядами пошли смотреть это кино и остались…смущены. В кинозале, где я смотрела «Завтра», на обсуждении после показа лишь один-единственный зритель пропел оду героям фильма. И то был нацбол, не забывший пропиарить в эмоциональном выступлении от чистого сердца ли или умышленно свое движение. Остальные отклики были более чем сдержанными.

Манера документалиста Андрея Грязева менее всего подходит для фиксирования жизни арт-группы, чьи акции отличаются подчеркнутой театральностью и провокативностью. Грязев – режиссер-наблюдатель. Его фильмы спокойны и умозрительны. Его камера истерически не трясется, монтаж ровен, а кадры продолжительны. В предыдущем своем фильме «День шахтера» Грязев показал на экране жизнь вымершего шахтерского городка, чьи жители прозябают за бутылкой горькой. Но удивительно, что в этой мрачной теме режиссер нашел проблески света и какого-то истинно христианского смирения. Его герои-алкоголики чудесным образом облагораживаются перед грязевской камерой, не вызывая неприятия или отвращения. Объектив Грязева даже грязь делает чище.

В фильме «Завтра» режиссер не отступает от манеры внимательного изучения быта героев, делая это в своих лучших традициях. Грязева не очень интересовала скандальность медийного образа «Войны». Его фильм именно не о громких акциях, а о самих нарушителях общественного спокойствия. И вот именно здесь проходит водораздел. Грязев ставит вопрос: какие они, участники группы «Война», в обыкновенной, невиртуальной жизни?

И отвечает на него документальными кадрами, где запечатлено, как Вор (Олег Воротников) и Коза (Наталья Сокол) воруют продукты из магазинов, роются в помойке, ночуют каждый раз в новых конспиративных необжитых квартирах, а своего полуторогодовалого сына Каспера используют в качестве живого щита на маршах оппозиции при борьбе с ОМОНом… 

О да, именно так жили герои-бунтари прошлых лет. Виктор Цой работал в кочегарке, Юра-музыкант Шевчук мыл полы. А что делают они, здоровые и умные парни и барышни в расцвете сил? Паразитируют на своих же согражданах, братьях по несчастью, так же страдающих от произвола власти и полиции, как и они.

Действительно, теперь можно понять негодование «Войны». Фильм «Завтра» оказал им медвежью услугу. На экране на протяжении полутора часов вы видите, как от романтического ореола наших любимых революционеров не остается и следа. И их даже как-то немного жаль. Ведь тщательно выстроенный ими образ свободных художников-бунтарей переворачивается вверх тормашками, как несчастная старенькая полицейская машина в «Дворцовом перевороте». И король оказывается голым. Действительно, неприятное ощущение. Вышел бы фильм на год раньше, до начала всенародной известности «Войны», он воспринимался бы немного иначе, проще, и зрителям не пришлось бы напряженно сравнивать их медийный образ с реальным. Не в пользу последнего, разумеется.

Давайте представим, что нет всех этих шумных переворотов и рисований писек. Есть только группа молодых художников-люмпенов со странностями, которых пруд пруди в том же Санкт-Петербурге.

И где герои? Где бунтари? Ах, вот же они побежали от охранника-гастарбайтера, своровав в магазине батон хлеба. А вот тут пописали ночью при свете фонарей на иномарку. А здесь только что прикрывались ребенком на марше оппозиции. А там вот то-то. А вон там то-то… Да что вы говорите? В самом деле? Похвально-похвально.

Спасибо Андрею Грязеву. Теперь известно, как выглядит молодой революционер сегодня. Но что же будет завтра?

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе