Элеонора Тадэ: знакомая незнакомка

ТАДЭ ЭЛЕОНОРА СЕРГЕЕВНА
Родилась 12 ноября 1932 г.
В 1955 окончила театроведческий факультет ГИТИСа. В 1957-58 – заведующая музеем Драматического театра им. Ф.Волкова в Ярославле, в 1958-59 и 1968-69 – редактор Центральной студии ТВ, в 1959-64 – редактор журнала «Советский фильм», в 1969-80 – внештатный корреспондент журнала «Советский фильм».

Решили бобры на речке плотину построить и принялись за работу.
А жадная Щука от злости зубами щёлкает:
— Ишь ты, шапки-ушанки ходящие, всю рыбёшку распугали, пообедать не дали!
— Подожди, скоро они и тебя отсюда выгонят, — шипит пучеглазый Рак.
— Ну уж дудки! Скорее ты свистнешь, чем я из речки уйду. — Стукнула Щука от злости хвостом и нырнула под воду.
Три маленьких бобрёнка — Толстик, Шустрый и их подружка Умница — от взрослых не отстают, в лесу с деревьев ветки счищают. Вдруг слышат: в колокол бьют, зовут на помощь. Бросились бобрята к реке.
Прибежали на берег и видят: часть плотины в реку рухнула. Суетятся строители, а понять, в чём дело, не могут.
— Ти-хо! — остановил всех самый главный бобёр. — Я знаю, это щучья работа! Мы должны наказать её.
Стали взрослые бобры думать, как от Щуки избавиться. А бобрёнок Шустрый собрал в сторонке своих друзей и говорит:
— Я знаю, как Щуку поймать! Сделаем удочку, насадим на крючок гриб поганку. Проглотит Щука поганку и околеет. Только: чок, чок, зубы на крючок, кто тайну выдаст, тому щелчок!
Сидят Рак со Щукой в своей подводной пещере и радуются, что плотину сломали. Рак точит Щуке зубы, а Щука граммофон завела и музыку слушает. Вдруг видят они — гриб на крючке сверху спускается.
— Эх, проглочу! — кричит Щука.
— Не трогай гриб, — останавливает её Рак. — Видишь, он на крючок насажен. Это бобры тебя поймать хотят.
И Щука, хоть и жадная была, всё же послушалась Рака, не стала гриб трогать.
Но Шустрый был не из тех, кто от первой неудачи расстраивается и отступает.


…По сказке «Осторожно, Щука!» режиссёры Иван Уфимцев и Михаил Каменецкий и художник С. Антонов поставили в 1968 году на «Союзмультфильме» одноимённый кукольный фильм, ставший для сценариста Элеоноры Тадэ дебютом на легендарной киностудии.

В этой истории о приключениях взрослых бобров и их малышей — Толстике, Шустром и Умнице, которые жили в соседстве со зловредной и жадной Щукой, она впервые попробовала себя ещё в одном жанре, написав «Бобровую песенку» (музыка Виктора Купревича):

Мы воздвигаем-создаём,
Мы строим чудо-водоём,
Он будет самый, самый лучший!
И мы даём, и мы даём,
И мы даём, добро даём
Назло, назло породе щучьей! <…>
И нам бобрятам благодать,
И нам бобрятам благодать,
Не будет горя, ни напасти!
Мы будем щук сюда впускать,
Мы будем щук сюда впускать
С большим намордником на пасти!
Идти со злою щукой в бой,
Я понял, нужно всей семьёй!
Вперёд, вперёд! Зовите, трубы!
Ещё вокруг немало щук,
Ещё вокруг немало щук,
А щука — это, это зубы!
Ещё вокруг немало щук,
Ещё вокруг немало щук,
А щука — это,
Щука — это зубы!

Озвучивали ныряющих и плавающих героев актёры московских театров: Мария Миронова (Щука), Анатолий Папанов (Рак) и Тамара Дмитриева — «голос» рекордного количества мультипликационных героев, начиная с Мальвины из «Приключений Буратино» (1959) режиссёров Дмитрия Бабиченко и Ивана Иванова-Вано.


 «Осторожно, Щука!»

Сегодня «Осторожно, Щука!» — классика отечественной анимации. Художественная отточенность всей этой короткометражки удивительна. (Кстати, сказка имела продолжение — «Бобры идут по следу» (1970), но Каменецкий как режиссёр делал его уже самостоятельно и с другим автором сценария — Эмилем Брагинским, плюс появился ещё один художник — В. Балабанов.)


 «Жадный Кузя»

Результат ещё одного мультсодружества Тадэ, Уфимцева и Каменецкого — «Жадный Кузя» (1969; художники Валентина Василенко и Владимир Дегтярёв). Особенность фильма в том, что вместе с кукольными героями в нём играет самый настоящий, живой упитанный кот, который так любил молоко, сметану, всякие вкусности, что забыл про стыд и честь. Но однажды этот беззастенчивый проказник зашёл в своих привычках слишком далеко — стащил у Зайчика из книжки именинный пирог со стола, за которым тот сидел со своими друзьями — Ёжиком, Белочкой и Лягушонком. Выйдя из своей книжки в реальный мир, где «квартирует» четырёхлапый воришка, они решили его проучить… В итоге:

Знаток салаки жареной
И торта с курагой,
Был Кузя просто жадиной.
Теперь он стал другой.
Он стал порядочным котом
И очень вежливым притом.

Начиная с «Генерала Топтыгина» (1971; художник — Тамара Полетика), снятого по мотивам стихотворений Николая Некрасова, Тадэ — постоянный сценарист мультфильмов Уфимцева, своего мужа, а он — её постоянный режиссёр. У них более десяти совместных работ.


«Про Петрушку»

Здесь и те же экранизации: «Про Петрушку» (1973; художник — Тамара Полетика) — по пьесе «Петрушка-иностранец» Самуила Маршака; «Ёжик плюс Черепаха» (1981; художники Леонид Шварцман и Сергей Хлебников) — по мотивам сказки «Откуда взялись броненосцы» Редьярда Киплинга; «Как старик наседкой был» (1983; художник Николай Титов) — в основе русские народные сказки о находчивом солдате.

В их числе и «Какой звук издаёт комар?» (1989; художник Николай Титов) — по мотивам сказки Рахиль Баумволь. Как-то царь зверей решил выяснить, как разговаривает комар, поскольку хотел знать язык любого, даже самого маленького, существа, живущего у него в лесу, но потом убедил себя в том, что все в лесу говорят на его языке — львином, потому что другого языка не бывает и быть не может.


«Слонёнок-турист»

А также «Слонёнок-турист» (1992; художник Леонид Шварцман) — это третья серия из сказок о Слонёнке Давида Самойлова, снятая после его смерти в 1990 году. Сценарий к двум предыдущим сериям — «Слонёнок пошёл учиться» (1984) и «Слонёнок заболел» (1985) — он написал сам.

Среди оригинальных сказок-фильмов Элеоноры Тадэ — «Как будто» (1981; художник Леонид Шварцман); третий выпуск «Трёх лягушат» (1990; художник Николай Титов) — сценаристом первых двух, вышедших в 1987 и 1988 годах, был Александр Курляндский; «Деревенский водевиль» и «Ах, эти жмурки» (1993 и 1994; художник Леонид Шварцман).

Роль сценариста — одна из ключевых. Однако чаще всего в тени и режиссёра, и художника. И созданные им на экране образы персонажей тоже намного известнее его самого. Точнее, в лицо их автора из обычных зрителей мало кто узнаёт. Ничего не попишешь…

Анимационное кино — одна из составляющих творческой биографии Элеоноры Тадэ, отметившей недавно своё 85-летие. В 1955 году она окончила театроведческий факультет ГИТИСа. Потом несколько лет (1957–1958) служила заведующей музеем Государственного академического театра драмы им. Фёдора Волкова в Ярославле. Переехав в Москву, работала редактором Центральной студии ТВ (1958–1959 и 1968–1969), редактором журнала «Советский фильм» (1959–1964) и его внештатным корреспондентом (1969–1980).

Созданные Элеонорой Тадэ «кинообразы» по-прежнему задевают за живое, поскольку не теряют смысл такие понятия, как гуманность, эстетика, доброта, сердечность, искренность, теплота души, отзывчивость.

Она словно не забыла своё детство, как сама была ребёнком и вообще, каково быть маленьким среди взрослых. У всех её кукольных персонажей, наделённых самыми разными эмоциями — и это очень созвучно психологии малышей, которые склонны одушевлять любые предметы, наделяя их человеческими качествами, — свой характер. Они могут упрямиться, выражать несогласие и перечить, задирать нос…

Вот сказка «Как будто». Заяц, Медвежонок и Белочка решили сыграть в игру, смысл которой состоял в том, чтобы представить себя и всё, что вокруг, в совершенно ином свете. «Отправной точкой» стала картина, на которой Заяц-художник нарисовал с натуры обычный лесной пень с растущей на нём… пальмой, увидев мысленно, что это Африка, он сам — дикий африканский зверь, которого выслеживает охотник (Медвежонок) с собакой Трезором (Белочка). Потом Заяц с Медвежонком «выступали» «в цирке». Потом — «плавали» «на корабле» «по морям, по океанам»… Только у Белочки никак не получалось войти в образ — она всё воспринимала буквально, по-настоящему…

Созвучная воображению ребёнка, работающему на полную мощность, когда он играет, и потому понятная ему без лишних слов, эта сказка, конечно, не только об игре. Но и о том, как общаться со сверстниками, о том, что нельзя обижать друзей из-за того, что они не похожи на тебя.

Или третий выпуск мультфильма «Три лягушонка», в котором трёх малышей-лягушат, живущих в пруду, ждут новые приключения. На этот раз они приняли за инопланетянина упавшую с неба лягушку, которую выронил аист. После знакомства она пригласила их в гости…

Ведь эта весёлая короткая сказка не только развлекает, но и незаметно воспитывает в ребёнке, который восприимчив как на доброе, так и на злое воздействие, благородные чувства, учит думать.


«Деревенский водевиль»

Или адресованные и взрослым, и детям — каждый из них увидит своё — «Деревенский водевиль» и «Ах, эти жмурки», где все события происходят на одном и том же месте, скотном дворе, и с теми же героями. Это курица Пеструшка, Пингвин, маленький Спаниель, пёс Ромуальд (он же Тузик), корова Розалинда, свинья Лауренсия, вертихвостки курицы Изабель и Агнессса, молодой петушок Жан-Пьер…


«Ах, эти жмурки»

Первый из этих фильмов — комическое музыкальное, с пением и танцами «представление» о неурядицах в птичьем семействе Пеструшки и петуха Рикардо. Причина недоразумений во втором — невинная игра в жмурки. Здесь всё по правде: злые языки, ссоры и примирения, обиды и радости, честность и порядочность, поступки и настоящая дружба…

«Деревенский водевиль» и «Ах, эти жмурки» — последние работы в анимации не только Тадэ, но и Уфимцева.


Когда-то в одном из интервью Иван Васильевич сказал: «По степени одухотворённости, извините за высокопарность, психологической оснащённости, человечности я бы поставил нас на первое место. Может быть, после Диснея… А просто западный мультфильм — это сюжет, реприза, хохма. Как анекдоты — одни лучше, другие хуже. Наше кинематографическое искусство не бьёт на внешний эффект. И в мультипликации совершенно очевидно существует российская школа, просто невероятная».

Такие «просто невероятные» фильмы ставил и он сам, в том числе по сценариям Элеоноры Тадэ. 

Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе