«Дела» время: Каннский фестиваль преодолел экватор

Какими фильмами и событиями запомнятся первые дни главного киносмотра в мире.
Фото: Capella Film


Секс в маленьком монастыре в Тоскане. Богатый добровольный самоубийца с мрачным чувством юмора. Энди Уорхол пестует культовую рок-группу на своей Фабрике. Девочка из дневника Анны Франк оживает в современном Амстердаме. Алексей Герман снимает о домашнем аресте, а Александр Роднянский снова работает с Андреем Звягинцевым. «Известия» следят за главными событиями Канн-2021.



«Искушение»

Главный скандал фестиваля. Пол Верховен был известен киноманам задолго до того, как снял в США «Робокоп», «Вспомнить всё» и «Основной инстинкт», так что они до сих пор стараются произносить его имя правильно: Пауль Верхувен. Голландский режиссер-хулиган эпатировал общественность эротичными и свободными «Турецкими сладостями» и «Лихачами», которые сделали популярным не только его, но и его любимого актера Рутгера Хауэра. Последним фильмом перед отъездом в Голливуд у Верхувена стал жестокий средневековый приключенческий экшен «Плоть + кровь» о любви во время чумы.


Фото: Capella Film


Спустя почти сорок лет Верхувен вернулся в ту эпоху, и опять царство чумы обволакивает пылающие страстями города. Прекрасная молодая монахиня Бенедетта покрывается стигматами, ей часто является Христос, ее считают святой. При этом религиозный экстаз у девушки легко переходит в эротический, она занимается любовью с молодой послушницей. Парадокс в том, что всё это легко уживается в ее сознании, и хотя Церковь требует наказания, народ любит Бенедетту, тем более что она, похоже, действительно святая и может спасти людей от чумы. Пока у этой картины самый высокий рейтинг в голосовании журнала Screen после «Аннетт» Леоса Каракса, о которой «Известия» уже писали.



«Всё прошло отлично»

Чувство юмора Франсуа Озона всегда позволяло ему решать самые острые вопросы в своих фильмах элегантно и эстетично. Теперь ему это вновь удалось блестяще — с темой эвтаназии. Софи Марсо здесь великолепно играет дочь разбитого инсультом рафинированного интеллектуала и мизантропа Андре. В больнице он решил, что так жить не имеет смысла, и теперь героиня должна найти способ либо переубедить его, что невозможно, либо переправить в Швейцарию, где под патронажем несколько странной женщины (муза Фассбиндера Ханна Шигула) как раз проводятся такие операции.


Фото: A-One Films


Там, где у другого получилась бы суровая драма, Озон наводняет диалоги искрометными афоризмами, временами даже кажется, что герои сейчас запоют, как в ранних картинах мастера. Блистательный комик Андре Дюссолье одним хитрым блеском глаз превращает общение с полуживым и малоподвижным персонажем в цирковое представление. Его Андре — эгоистичный гедонист и циник, превращающий в ад жизнь своих близких, но при этом почему-то безумно обаятельный. Так что мы очень хорошо понимаем героиню Марсо, разрывающуюся между ненавистью и любовью к этому человеку. И придется не раз задуматься, есть ли у человека право окончить собственную жизнь, когда он пожелает.



The Velvet Underground

Классик кинематографической стилизации, автор «Кэрол», «Меня там нет» и «Бархатной золотой жилы», Тодд Хейнс впервые в жизни решил снять документальный фильм — специально для Apple. И выбрал тему, которую легко можно было бы представить в виде его классического игрового шедевра: короткую, но яркую историю группы The Velvet Underground и ее создателей, прежде всего Лу Рида и Энди Уорхола. Выбрав из 600 часов хроники и многих тысяч фотографий нужный материал, Хейнс записал интервью с тем, кто, как он выражается, «реально был там», людьми, которые варились в нью-йоркской андеграундной тусовке и знали всех действующих лиц лично.


Фото: Killer Content


В итоге получился и поэтический коллаж на основе фильмов Уорхола и Йонаса Мекаса, и отчасти типичный «рокьюментари», и немного портрет Лу Рида, которому посвящена большая часть экранного времени и который, как черная дыра в космосе, остается даже в финале главной загадкой фильма. В ближайших номерах читайте эксклюзивное интервью с режиссером об этой картине.



«Найти Анну Франк»

В 2008 году Каннский фестиваль показал анимадок о войне в Ливане «Вальс с Баширом» Ари Фольмана, сразу сделав режиссера всемирно известным. С тех пор этот формат стал одним из самых популярных и востребован, идея передавать через анимацию то, что не получилось бы снять вживую, помогла решить многие творческие задачи, и такое кино гораздо легче усваивается. Поэтому о Фольмане можно с полным правом говорить, что он изменил кинематограф.


Фото: Русский Репортаж


«Найти Анну Франк» решен в стиле более привычной анимации. Это сказка о том, как Китти, воображаемая подруга еврейской девочки, к которой та обращалась в своих записях, вдруг материализовалась прямо в доме-музее Анны Франк в Амстердаме в наше время. Китти прекрасна и наивна, она ищет Анну, ходит по ее дому, по улицам, знакомится с людьми, влюбляется в мальчишку-карманника и постепенно узнает всю страшную правду о судьбе Анны. Но еще больше ее пугает, что с тех времен мало что изменилось и во внешне благополучном Амстердаме вместо евреев хватают и депортируют голодных и замерзших беженцев, а это значит, что дневник Анны напрасно лежит под стеклом. Интервью с режиссером — в ближайшие дни.



Александр Роднянский представляет

Роднянский — один из главных героев Канн этого года. Он продюсер «Найти Анну Франк», он же привез в конкурс «Особый взгляд» драму ученицы Александра Сокурова Киры Коваленко «Разжимая кулаки», как до этого привозил сюда картины ее однокурсника Кантемира Балагова. И эта лента уже среди главных фаворитов конкурса, а Балагов в данный момент работает над сериалом для НВО по игре Last of Us.


Продюсер Александр Роднянский
Фото: РИА Новости/Асатур Есаянц


Но никто не ждал, что Роднянский выступит на фестивале с анонсом еще трех своих больших проектов. Один из них — «Моника» как раз с Балаговым, чтобы никто не думал, что еще один режиссер навсегда уехал в Голливуд. Второй проект называется What Happens, и это мало того что новый фильм Андрея Звягинцева, так он еще и снят будет целиком на английском языке. Таким образом, слухи о конфликте продюсера с режиссером, из-за которого они будто бы навсегда разошлись, не подтвердились, а англоязычного фильма от Звягинцева мир ждет уже давно. Сюжет, естественно, держится в тайне, как и всегда у Звягинцева, который даже разглашение названия будущего произведения всегда считал практически спойлером.

Также Роднянский выступит, совместно со Стивеном Содербергом, продюсером следующего творения Годфри Реджио Neooonowww. Это всего лишь пятая картина режиссера более чем за сорок лет в кино, но трилогия «Кояанискатси», «Поваккатси» и «Накойкатси» — безусловный шедевр поэтического кино, известный во всем мире. И для Роднянского это, конечно, не бизнес, а еще одна возможность вписать свое имя в историю кино.



«Дело»

Пандемия остановила работу над военной драмой Алексея Германа «Воздух», и он воспользовался этой паузой, чтобы снять маленький, но важный фильм. Герой «Дела» (Мераб Нинидзе) сидит под домашним арестом по обвинению в нецелевом использовании бюджетных средств. Словно бы он, Давид, преподаватель литературы Серебряного века, растратил государственные деньги, хотя он провел на них научную конференцию международного масштаба. По странному стечению обстоятельств дело завели, когда учитель в Facebook обвинил местного мэра в хищении. Теперь все ждут, чем закончится война Давида с административным ресурсом Голиафа, и туда втягиваются всё новые участники.


Фото: Метрафильмс


Это и нанятая неизвестно кем массовка под окнами Давида, называющая его вором, и его студенты, которые приходят его поддержать, и новый адвокат (Анна Михалкова), и следователь (Александр Паль), и больная мать (Роза Хайруллина), и медсестра (Светлана Ходченкова) — все они сыграют свою роль в навязанном сверху трагифарсе. И у всех есть свое оправдание. Самочувствие у Давида всё хуже, и тело может не дожить до конца дела. Фильм продолжает линию актуального кино, начатую «Левиафаном» и «Дураком». Интервью с Алексеем Германом читайте здесь.

Автор
Сергей Сычев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе