Александр Наумович Митта

Его картины "Друг мой, Колька", "Звонят, откройте дверь", "Гори, гори, моя звезда!" и, конечно, первый советский блок-бастер "Экипаж" зрители помнят и любят. Доказательство тому - один из самых высоких рейтингов фильмов Александра Митты на телевидении. После нескольких лет "простоя", когда кинорежиссер занимался воспитанием молодых дарований, его имя вновь замелькало в средствах массовой информации. 

 Александр Митта принадлежит к плеяде художников-шестидесятников, заявивших о себе в пору хрущевской оттепели. Это Тарковский, Шукшин, Кончаловский, Калик: В первые годы работы Митты на "Мосфильме" злопыхатели, завидуя его успеху, судачили, что настоящая фамилия молодого режиссера Рабинович, а он, дескать, в качестве псевдонима взял греческое женское имя: Любители посплетничать несколько промахнулись: Александр Наумович никогда не скрывал своего еврейства, а фамилия Митта принадлежала его семье по материнской линии и происходит от древнееврейского слова "мита", означающего приспособление для переноски покойников.
К слову, в семье Александра Наумовича все были искренне преданы идеям Октябрьской революции, что и привело их практически к полному истреблению в сталинских лагерях. Независимо от сферы деятельности: будь то наука, дипломатия или политика - все его близкие родственники, а среди них была и мать, жестоко пострадали в 37-м году, многие были расстреляны.

Вначале Александр Митта хотел стать художником, но был отчислен из художественной школы за активное нежелание творить в узких рамках соцреализма. Ему казалось, что он сможет реализовать себя в кино.

Александр Митта:

-У меня было превратное представление о кино как о визуальном искусстве. Русские основы кино опираются, с одной стороны, на школу Станиславского, а с другой - на Эйзенштейна, который активно ввел в кинематограф выражение идей через визуальный ряд. На этом соединении выросла и моя киноидеология. Мои картины, с одной стороны, простые, а с другой - визуальные. Это дало им дорогу к зрителям. Я вошел в кино в 60-е годы вместе с Тарковским и Шукшиным, в моих фильмах впервые прозвучали песни Булата Окуджавы, мы были дружны и сотрудничали с Владимиром Высоцким.

Александр Митта снял 13 фильмов, но много проектов осталось неосуществленными. Он не очень любит свои картины, так как видит в них много недостатков. Фильм "Звонят, откройте дверь!" (в нем дебютировала юная Елена Проклова) дался ему особенно тяжело, многое пришлось делать интуитивно, а "Гори, гори, моя звезда!", напротив, он предполагал снять как расчетливую конструктивистскую картину, но довольно быстро забыл об этом и снова оказался в море интуитивных решений.

В отсутствии рыночных отношений он пытался создать коммерческий фильм - это был нашумевший в свое время "Экипаж", но не получил никакого дохода, хотя "Экипаж" имел бешеный успех, его смотрела вся страна. Более того, из-за недостатка государственных денег Александр Наумович был вынужден искать спонсоров, чтобы снять эту картину, - таким спонсором стал "Аэрофлот".

Александр Митта:

-Один раз в жизни мне могло повезти. Когда я делал картину "Затерянный в Сибири", у меня была идея сделать главного героя евреем. Картина рассказывала о послевоенных сталинских лагерях. Продюсером этой картины был англичанин, который решил, что если главный герой будет русским, то фильм легче будет продать в Америке. Но как он заблуждался! Я был безграмотен и не смог настоять на своем. Картина везде имела успех, но теперь я понимаю, что если бы настоял на своем, и главным героем "Затерянного в Сибири" был еврей, то картина получилась бы гораздо значительнее. И судьба ее сложилась бы по-иному.

Когда Митте предложили контракт в США, он решил, что ему необходимо основательно подготовиться к работе, чтобы снять картину профессионально. Так начался шестилетний опыт знакомства с тайнами американского кино. Он собрал стенограммы университетских курсов, материалы семинаров по киноискусству, прочитал много книг, и из всего этого создал собственный курс. Оказалось, что ни у кого нет такого глубокого курса, по которому учат режиссуре от А до Я. Митте предложили читать этот курс в киношколе Гамбургского университета в Германии. Работа в должности профессора киношколы создала авторитет и репутацию и в конечном счете стала стабильным источником существования.

Александр Митта:

-Грустный парадокс состоит в том, что когда я стал по-настоящему профессиональным режиссером, я перестал снимать кино. В России снимать кино бессмысленно, заработать этим невозможно, продюсеры малограмотны и криминальны. Мои картины - долгожители, они живут в среднем по 30 лет, но если бы я стал снимать эти фильмы сейчас, на них бы обогащались все, кроме меня. Мне предлагали снимать фильмы на Западе, но я всегда отказывался. Я не могу этого делать, потому что режиссер должен знать про своих персонажей все, а мой опыт жизни на Западе невелик и полностью поглощен обучением и личными проблемами. Как правило, у режиссеров, успешно работающих на Западе, либо есть прошлое, например, детство, проведенное в этой стране, либо родной английский язык, либо уникальная хватка, которой у меня нет. Я полагаю, режиссер должен работать на родине.

Укрепив свои позиции в Гамбургской киношколе, Александр Митта вернулся в Россию. Он набрал талантливых ребят, готовых снимать кино сутками, без отдыха и сна, и учил делать картины, конкурентоспособные на мировом рынке. Он преподавал им только ремесло без всякой идеологии, пытался научить умению "схватить зрителя за горло", держать полтора часа в эмоциональном напряжении и делать это оригинально, а не с помощью стереотипов.

Александр Митта:

-Старые режиссеры не снимают фильмы, а молодые должны снимать. В России не хотят переучиваться и не могут понять, что ситуация кардинально изменилась: 70 лет мы были захребетниками государства, при этом считали себя диссидентами, протестовали, наши картины запрещали, но все это было на государственные деньги! Когда рынок ворвался в нашу реальную жизнь, одни перестали снимать, другие пытаются сохранить независимость и, терзая продюсеров, по 6-7 лет снимают одну картину, третьи просто не знают, что делать дальше, четвертые пытаются делать вид, что вообще ничего не происходит. Нельзя снимать старое кино! Многое из того, что мы старались выразить в своих прежних фильмах - углубленный взгляд на мир, понимание каких-то жизненных явлений через метафору, - обо всем этом можно прочесть в философских трудах, которые во множестве появились на книжных развалах, а факты - на телеэкране. Другими словами, роль кино в нашем обществе изменилась. Молодежь хотела бы взять на себя эту роль, но делает это безграмотно, она заражена идеями "артхауза", самовыражения, пытается поведать миру о своем отчаянии, тотальной ненужности. Все это чушь, какая-то провинциальная мелкомасштабная самодеятельность. Когда эти фильмы выходят на внешний рынок, то с клеймом "сделано в России" представляют собой нечто двенадцатисортное.

Александр Митта решил внести свою лепту в возрождение былой славы русского кино и после шестилетнего молчания приступил к съемкам сериала "Граница. Таежный роман". По одной версии, режиссер решил сделать нечто достойное, чтобы отвлечь собственную жену от просмотра мексиканских мыльных опер (и это ему удалось). А по другой, Александр Наумович вернулся в режиссуру, когда понял, что далеко не все возможности многочасовых телесериалов использованы, и он сможет собирать миллионы зрителей у экрана, как когда-то собирал их в кинозалах на фильмы "Арап Петра Великого", "Гори, гори моя звезда", "Экипаж"... 
 http://sakov-pavel.livejournal.com/104952.html
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе