«„Гоп-стоп“, как и „Россию-88“, делали для людей»

Как складывается предпрокатная судьба новой картины Павла Бардина «Гоп-стоп», вмешиваются ли в ее жизнь власти, что он думает о стране, в которой живет и снимает кино, режиссер рассказал в интервью GZT.RU.

Фильм «Россия-88» Павла Бардина обвиняли в разжигании экстремизма и ксенофобии. При этом Бардина принимали скинхеды и отвергали русофобы, а потом— наоборот. Новая картина Бардина «Гоп-стоп» наверняка удивит фанатов «России-88». В ней нарисована совсем другая картина мира – яркая, сумасбродная, ироничная, гротесковая.

Павел, ваш новый фильм «Гоп-стоп» выходит в российский прокат 28 апреля. Были ли какие-то сложности с получением прокатного удостоверения и с поиском прокатчика?

Прокатное удостоверение дали без проблем. Но долго думали над возрастным ограничением: поставили 18 лет. Прокату не повредит. Хотя нет там ничего такого, могли бы спокойно поставить 14. Прокат— это проблема почти всех российских картин, и связана она с отсутствием у прокатчиков интереса к отечественному кино. Не глядя, они априори отказываются. Не хотят просто фильмов, без какого-то набора опций, бюджета на продвижение, например. Знаю, что у некоторых прокатчиков по поводу «Гоп-стопа» были опасения и политического свойства тоже. Но, похоже, обошлось. Никто им в этот раз не звонил.

 

"Гоп-стоп" -- фильм "с юмором, с музыкой, с танцем, с песней, с дракой, с любовью и дружбой, с идеей, и с актуальными современными героями", говорит Бардин


Источник: dasharaz 

Как вы объясните, что «Гоп-стоп» не показали на фестивале «Святая Анна», хотя он должен был открывать фестиваль?

На «Святой Анне» вместо моей картины был устроен вечер памяти режиссера Валерия Рубинчика. Формат открытия студенческого фестиваля не очень совпадает с форматом вечера памяти заслуженного кинематографиста. Можно, конечно, эту связь придумать, но, по-моему, она искусственна. Я свой фильм «Святой Анне» не предлагал. Мне позвонили и пригласили. Вышла программка Дома кино с анонсом фильма. Перед самым стартом организаторы сообщили, что принято другое решение. Как? Почему? Кем? Не уверен, что есть смысл предлагать какие-то версии.

Не кажется ли вам, что судьба вашей новой картины попала в зависимость от «России-88»? Скандальная слава мешает продвигаться?

У «России-88» есть репутация фильма, которым недовольны. Скорее всего, эта репутация бросает тень и на мою скромную персону, и на новый фильм. Но лучше бы это не я комментировал, а кто-то другой— прокатчики, отборщики, журналисты.

Представители «цензурной власти» как-то себя проявили относительно «Гоп-стопа»?

Я сам пригласил «товарища» из администрации президента посмотреть «Гоп-стоп». Того же, что общался со мной по поводу «России-88».

Фамилию назовете?

Пожалуй, нет. А смысл? Вот, например, осенью по звонку из Минкульта «Россию-88» сняли с программы Русской кинонедели в Нью-Йорке. Стала известна фамилия чиновника. И что? Ничего. Да, про «товарища из администрации»… Он фильм посмотрел, позвал в гости попить кофе, предложил обсудить сотрудничество. Мне больше было интересно мнение о фильмах. О «России-88» он в очередной раз высказался однозначно— «неполезный, вредный фильм». Я спросил про «Гоп-стоп». Товарищ сказал: «Есть мнение, что это оправдание приморских „партизан“». Я попытался объяснить, что „партизаны“ появились после и что фильм не „за“ и не „против“, а вообще про нашу жизнь и про любовь. На что мне резонно ответили, что „мнение-то есть“. Я попросил передать тому, кто его составил, что это мнение недальновидного и мнительного человека. А через несколько дней организаторы фестиваля „Улыбнись, Россия!“ решили передвинуть „Гоп-стоп“ с открытия куда-нибудь в „серединку“.

Вокруг картины ходят кулуарные разговоры. Где вы ее показывали?

Прошло около 10 показов клубного характера. Успели сделать два региональных показа в Нижнем Новгороде и Челябинске. В Перми фильм участвовал в фестивале «Текстура».

Получив полупустые залы, на этот раз протянули руку зрителям?

Полупустые залы «России-88» были обусловлены не отсутствием интереса зрителей (показатель интереса— количество скачиваний), а действиями конкретных людей. «Россию-88» тоже для людей делали, как и «Гоп-стоп». Я, как и вся команда, хотел протянуть зрителям фильм. Хочется надеяться, что у нас это получилось. Именно этот приз— приз от зрителей, собственно, и был мечтой.

Не мечтали о фестивальном будущем?

Не мечтали абсолютно. В фильме даже есть пародия на так называемое «фестивальное» кино.

Один из показов был организован концептуальным проектом «Киноквартирник» и состоялся в квартире Ирины Хакамады. По вашему ощущению, довольна ли она этим мероприятием? Кино ваше, говорят, гротесковое, хулиганское. Вписались ли вы в элитарную обстановку?

Ирина, по-моему, была довольна, наше хулиганство оценила и назвала «доброй тарантиновской энергией», что приятно. Взаимодействие «элитарной» публики и фильма происходит очень забавно, наблюдать за этим— отдельное удовольствие. Например, перед фильмом один из будущих зрителей рассказывал мне, как он с женой на коллекционном Bentley ездил «в народ», а конкретно— в Мытищи.

Есть ли какая-то связь между «Россией-88» и «Гоп-стопом»? Трудно поверить, что могли развернуться на все 180 градусов.

Это разворот не на 180 градусов, а на 90. Под прямым углом, а не в обратную сторону. Да, это абсолютно другая работа, но все-таки в чем-то я отталкивался от предыдущей картины. Есть какие-то параллели, кто захочет, тот поймет. Есть связь, но она для внимательных. Есть похожие детали, образы, мотивы, но другими красками нарисованы, в другой манере.

В «Гоп-стопе» в главной роли Петр Федоров. Это режиссерский ход, расчет на ассоциации или привязанность, доверие к актеру?

Нет, это скорее история про доверие к актеру. Сценарий писался под конкретных людей, как такового кастинга и проб практически не было.

 

Петр Федоров рассказывает о фильме "Гоп-стоп"


Источник: ForwardREF 

Играете на отработанном актерском амплуа?

Нет. Наоборот. Мне хотелось, чтобы те, с кем я уже работал, как-то изменились, чтобы появились новые образы, раскрылись новые грани. Печально, когда актер просто торгует на экране медийным лицом, перенося одного и того же персонажа из одной работы в другую.

Сценарий авторский? Никаких заимствований?

Сценарий авторский. Заимствований и цитат так много, что не перечислить. Но это специальный ход, в рамках жанра. Местами я позволил себе пародии на авторское кино, на арт-хаус. Главная цитата— Робин Гуд. Также есть отсылки к различным эпосам— от русских сказок до 1001 ночи. Есть низкий жанр— цитаты и приемы из сериалов и телепрограмм НТВ, и даже из сериала «Спец»— это уссурийские бандиты сами про себя сделали кино.

Фильм снят при финансовой поддержке государства?

Исключено. Я ни разу не работал при поддержке государства. На этот раз получилось договориться с продюсером Сергеем Ливневым и с компанией «Леополис». Они и профинансировали кино. Но это не благотворительность с их стороны. Мы предложили условия, которые им были интересны: фильм «под ключ» за адекватный бюджет. С юмором, с музыкой, с танцем, с песней, с дракой, с любовью и дружбой, с идеей и с актуальными современными героями. Еще мы договорились о том, что хронометраж будет 90 минут (так и есть, если убрать титры), что в фильме не будет полностью и отчетливо произнесено ни одного слова матом (это было и мое желание) и что название будет «Гоп-стоп». Название, пришедшее от партнеров, мне очень понравилось. Звонкое, четкое. Сразу представились кислые лица рафинированных ценителей искусства.

Когда мы беседовали после выхода фильма «Россия-88», вы мне достаточно цинично заявили, что фильм сделали с надеждой заработать на следующий фильм. Получилось?

Если честно, это была задача номер три. Заработать на «России-88» мне не дали. Зато фильму сделали биографию, благодаря чему у меня появилась возможность предлагать новые проекты и быть услышанным.

В каких-то кругах, вы, безусловно, заслужили доверие, но где-то вы его и потеряли?

Речь о доверии не идет. Скорее об авторитете. Доверие было— мне и раньше доверяли (и доверяют) снимать продюсерские проекты. Не хватало авторитета прийти и сказать: дайте денег под мою ответственность и не лезьте в «творчество».

Должен ли режиссер отстаивать гражданскую позицию? Скрытая или явная политическая активность, духовное противостояние— это про вас?

Мне кажется, профессия тут ни при чем. Любой человек должен откликаться на то, что происходит рядом с ним, в его стране. У любого гражданина должна быть позиция, если он себя уважает. А если говорить о профессии режиссера, когда в твоей душе нет никакого отклика— это творческий тупик. Откликаться необходимо. Если есть желание бороться с несправедливостью, что-то менять, формировать новые ценности— необязательно вступать в партию или выходить на митинг. Можно навести порядок в собственной квартире или снять кино на волнующую тему.

Хотели бы вы поменять систему в стране? В перемены верите?

Я верю в прогресс, в том числе и политический. Считаю, что мы созрели для системы более открытой, более честной, более человечной. Но если что-то менять— только мирным путем.

Среди ваших знакомых, друзей многие в оппозиции?

Мои друзья— это мои друзья. А причислять себя к радикалам или к оппозиции— это значит, играть в политику. Нет, извольте.

Вас устраивает отношение властей к людям творческих профессий, к кинематографу в целом? Комфортно ли в России снимать кино?

В целом ситуация ухудшается. Государство влезает в киноиндустрию все сильнее. Мы неожиданно вернулись к почти сталинской модели госфинансирования отрасли. И в этом смысле, конечно, систему надо менять. Во Франции система господдержки выстроена очень разумно. В Америке рынок прозрачный и цивилизованный. Там есть интерес к каждому новому выходящему фильму. А у нас интереса к кино нет. Бюджеты меняют на политическую лояльность— вот основная кинодеятельность. Но жаловаться грех: кино у нас делать, конечно, сложно, зато легче, чем в Иране. Теоретически в государственном участии нет ничего плохого. Но если у нас государство решает, кому снимать кино, кому не снимать, то такие режиссеры, как мой отец, должны отбиваться от предложений из фонда и Минкульта. Этого не происходит. Тогда нафиг такое государство и такую систему финансирования.

К слову, именно ваш отец, Гарри Бардин, читал закадровый текст в фильме? Был ли мир на площадке?

Отец не только читал закадровый текст, но и озвучил одного из главных героев. Сделал он это замечательно, я им горжусь. Идея использовать его голос пришла от моей жены. Теперь другого озвучания я себе не представляю. Отец очень точно по-актерски работает.

Что вас вдохновляет на киноподвиги? Любовь?

Все что угодно— кроме равнодушия. И страдание может подстегнуть вдохновение и переполняющая любовь. А вот если тебе все равно, тогда и вдохновению нет до тебя дела.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе