В голове сплошные рифмы

Игорь Михайлович Малыгин живет в нашем городе не так давно, всего восьмой год. За это время ярославцы смогли познакомиться с ним как с бардом. Меньше известно о второй стороне его творчества - иконописи.
Родился и вырос Игорь Михайлович в старинном русском городе Сергиевом Посаде (Загорске). Учился в музыкальной школе по классу баяна.
Уже в этом возрасте появились первые самостоятельные музыкальные произведения. Мальчишке они казались верхом совершенства! Не хватало малого - 
благодарных слушателей. Но решение проблемы было найдено быстро: скромно спрятавшись на балконе, Игорь громко, на всю улицу играл их на баяне для прохожих. Старые друзья при встречах до сих пор вспоминают эти балконные концерты.
Однажды приятель, вернувшись из турпохода, показал «восьмерку» - таким нехитрым боем играл на гитаре Владимир Высоцкий. «Вот она, настоящая музыка», - подумал тогда Игорь и начал осваивать новый инструмент. Кстати, на семиструнной гитаре играли его папа и мама, оба они замечательно пели. Вместе с друзьями Игорь Малыгин разучивал песни из репертуара «Веселых ребят», «Поющих гитар», потом добрались до Beatles и Deep Purple. Так образовался свой коллектив. В то время ребята зачитывались «Наследником из Калькутты» Штильмарка, поэтому и назвали  группу «Корсары». Потом была армия, в которой не было гитары. Чтобы не забыть аппликатуру, музыкант брал доску от ящика, забивал гвоздики, размечал лады и играл на натянутых нитках. Потом привез из отпуска гитару друга, которую впоследствии обменял на досрочную демобилизацию.
С 1973 года группа «Корсары» вновь заиграла в прежнем составе. Конечно, они могли бы выступать в домах культуры, но тогда пришлось бы попрощаться с мечтой о покупке хорошей аппаратуры. Приличная электрогитара в то время стоила около двухсот пятидесяти рублей - две зарплаты! Поэтому «Корсары» пошли работать в ресторан. Через пару лет они смогли накопить и на новые инструменты, и на аппаратуру. Ребята были молодыми и наивными, мечтали сделать хороший репертуар и отправиться с ним покорять Москву, а потом гастролировать по стране. Но оказалось, что в столице музыкантов даже больше, чем в Сергиевом Посаде, и пробиться они так никуда и не сумели.
В 1977 году Игорь Малыгин расстался с «Корсарами» и уехал на Cевер, преследуя те же цели: cколотить хорошую группу и гастролировать с концертами по Союзу. В то время у него был шикарный вокал.
Четыре года он выступал в ресторанах Североморска и Мурманска, исполнял даже песни Аллы Пугачевой, пел замечательно высоким фальцетом. Однажды двое посетителей ресторана поспорили, поет он сам или под фонограмму.
- Что вы, как я могу петь так высоко? - отшутился Игорь. Но в перерыве специально прошел мимо спорщиков, напевая ту же песню на пол-октавы выше.
Суровый северный климат и работа без выходных сделали свое дело: в результате простуд Игорь потерял голос. С далекого Севера пришлось вернуться в родной подмосковный город. С этого момента он начал активно работать над собой, стараясь голос восстановить. Занимался моржеванием, голоданием, хатха-йогой, увлекся дзэн-буддизмом.
- В общем, носило меня кривыми дорогами, - говорит Игорь Михайлович, - но в итоге пришел к христианству.
Когда-то, еще в школьные годы, учитель рисования отправил Игоря в художественную школу. Мальчик с гордостью продемонстрировал там свои карандашные рисунки. Но на первом же занятии краски растеклись по листу и вместо аккуратных полос спектра получилась жуткая грязь. На втором уроке изучали орнамент. Что это такое, из объяснения учителя Игорь так и не понял и обучение в художественной школе решил завершить.
- Кисточек я потом боялся лет до тридцати, - смеется Игорь Михайлович.
Тем не менее рисовать он не перестал. Увлекался карикатурой и шаржами, обожал Сальвадора Дали и графику Иосифа Бродского, была мечта заняться книжной графикой. Вернувшись с Севера, он стал искать новый вид деятельности. Ведь как музыкант без голоса он не был востребован, а жизнь без творчества считал равнозначной духовной смерти. Тогда Игорь Михайлович начал рисовать пастелью на христианскую тематику. В конце восьмидесятых годов духовник отец Алексей благословил его на писание икон.
- Сначала не умел делать доски, я же не столяр, - признается Игорь Михайлович. - Но начал с нуля, и постепенно все пришло. Теперь сам умею доски сплотить, выбрать ковчег, написать икону, заолифить ее. Три года проработал в мастерской иконописца В. Ермилова, преподавателя иконописи в академии Троице-Сергиевой лавры. В основном иконы пишутся по частным заказам, но их можно увидеть и в храмах Москвы, Сергиева Посада, на Соловках. Есть и за рубежом: в Канаде, Франции, на Кипре. К сегодняшнему дню написано около шестисот икон как однофигурных, так и композиционных.
В 2002 году на бардовском фестивале в Переславле Игорь Малыгин встретил свою любовь - ярославну Наталью. За ней и переехал в Ярославль. Сейчас им написано около сотни песен, многие из которых посвящены жене.
В песнях Игоря Малыгина отражены все стороны его жизни. «Сова», например, о его ночной работе на кухне:
Я люблю, и даже очень,
это время - время ночи.
Кисти, краски, ночью
время творить.
В голове сплошные рифмы,
а рука скользит по грифу,
Вот где жизнь-то.
Эх, да что говорить!
- Как сегодня живу, такая песня и пишется, - говорит Игорь Михайлович. - Когда лежал осенью в больнице, заняться было нечем: телевизора не было, книга не читалась. Зато одна за другой писались песни. За восемь дней - одиннадцать песен!
Впрочем, для каждого
самое важное то, КАК жить.
Главное - вечное - это,
конечно, уметь любить.
«Бякой» не будь, но
и не позабудь по наивности,
Важно и то, чтоб тебе
отвечали взаимностью.
Тогда же появилась песня «Город-князь», которую до поры до времени Игорь Михайлович предпочитает держать в секрете. Она станет подарком к тысячелетию нашего города.
Свой творческий путь как бард Игорь Михайлович Малыгин начинал  с фестиваля в Смоленске, где исполнил песню «Головушка». Потом было еще немало фестивалей и конкурсов. Пожалуй, главной можно считать победу на серьезном, очень известном фестивале «Петербуржский аккорд» и дипломантство на Грушинском.
- Мне нравятся небольшие фестивали, я люблю, когда тихо, спокойно, - говорит Игорь Михайлович. - Хорошо, если можно и бардов послушать, и птиц, и журчание реки. А таких фестивалей осталось мало.
Сейчас Игорь Михайлович выступает в замечательном коллективе «Содружество бардов под звездами планетария».
- В свое время мы всячески пытались воссоздать западную музыку на территории СССР. Мы ее получили. Конечно, появилось много хорошего, но, к сожалению, немало и плохого, - говорит Игорь Михайлович. - Все-таки каждому из нас в своем творчестве надо помнить, что мы живем в России, не забывать о своих корнях, о наших исконно российских ценностях.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе