Татьяна Бочарова: "Мой взгляд на исторический процесс — лес рубят, щепки экономят".

Автор поэмы "И непобедимы будете" о князе Олеге Рязанском рассказала "Ревизору.ru" о себе и своем герое.
Татьяна Бочарова (творческий псевдоним). 
Фото из личного архива автора.


Фрагменты поэмы, в настоящее время ожидающей издания, опубликованы на портале "Ревизор.ru".


Куликовская битва. 
Фото из открытых источников.


ПРЕДИСЛОВИЕ
 
Зима сегодня удалась на славу,
Повыпали снега в короткий срок,
И вновь виним мы местную Управу
За ленты неочищенных дорог.
Для нас хоть царь – ты будешь не в почете,
Так и живем, победа за бедой,
Ну что там снег – пустячная работа,
Чай, не война с несметною ордой.
А снег идет, на солнце серебрится,
Ложится на дороги и мосты,
И не закроешь для него границы,
И не поставишь строгие посты.
Как просто жить в теперешней Рязани,
Нас захватил технический прогресс,
Не надо выходить на поле брани
С мечом в руках, врагу наперерез.
За городом часы как будто встали,
Сосновый бор – зеленый круглый год,
Всё те же сосны, речка, берег, дали,
Всё тот же необъятный небосвод.
Святое украшение Солотчи –
Старинный, белоснежный монастырь,
И кремль стоит, весь солнцем позолочен,
Велик и светел, словно богатырь.


Солотча (Рязанская область). Рождество-Богородицкий монастырь.
Фото: sobory.ru


Основан был он на исходе века,
От битвы куликовской девять лет,
Рязанским князем, сильным человеком,
Оставившим потомкам добрый след,
Которыми поруган и прославлен,
Он нёс свой крест, священен и тяжел,
Народ жил тяжело в Переяславле,
Где у князей рязанских был престол.
Страдала Русь извечно: то набеги,
То меж князьями смертная вражда.
Но монастырь, построенный Олегом,
И ныне жив, и в роднике вода 
У стен монастыря бежит святая.
Иду под горку в Храм, где, помолясь,
К мощам Олега низко припадаю –
Великий воин, схимник, светлый князь.
О чём мечтал он в низкой душной келье,
О чём молился долго у икон?..


Олег Рязанский.


Жива Рязань, обласкана метелью,
Глядит на мир глазницами окон.
Враги её и жгли, и поносили,
Но, с пепла возрождая каждый раз,
Олег сберег её для всей России,
А без России не было б и нас.
Молись же, схимник, ты за нас пред Богом,
Проси его послать нам светлый год,
Уже метель гуляет за порогом,
И тучами затянут небосвод.
Иду домой (зимой темнеет рано),
Пушистый снег летит за мною вслед,
И, кажется, в ночи за белым Храмом –
В окошке узкой кельи тусклый свет…


Исповедь князя Олега перед Сергием Радонежским в Рязанском Успенском соборе.

  
ЭПИЛОГ
 
Вот и века, как года пролетели,
Весны и зимы, дожди и метели,
Два полководца, два князя Великих,
Чем-то похожи и всё ж разнолики.
Оба служили земле и народу,
Оба сражались за Русь и Свободу,
Каждому город сберечь – дело чести,
Каждый служил на завещанном месте.
Бились с соседями, бились с Литвою,
Бились с кипчаками, бились с Ордою,
Не было слабых тогда или трусов,
Русь была общим татарским улусом,
Ханы менялись, менялись законы,
Строились храмы, писались иконы,
Дмитрий с Олегом, как старые други
Соединили детей своих руки.
Но для потомков Донской – созидатель,
Князь же Олег и изгой, и предатель.


Дмитрий Донской. 


Всё забывается, горе и беды.
Пишем историю нашей победы,
Только в ней правда опять без названья…
Кем же Москва приходилась Рязани?
Добрым соседом? Соперницей злою?
Может быть, чаще в то время везло ей?
Знаю одно – что границы Московьи
Были начертаны русскою кровью.
К стенам Рязани подходит граница
Нашей большой, необъятной столицы.
Впрочем, теперь это стало не важно,
То, что сражались рязанцы отважно,
Что нам земля, что когда-то лишились,
Мы и работать на ней разучились.
Вон её сколько гуляет в округе,
Тронуть не смей, есть хозяин и слуги.
Тему дорог обойдем откровенно,
Гоголь давно их воспел незабвенно.
Может, такими нас сделал Создатель?
Главное, в чём же Олег был предатель?
Княжество он охранял –  все мы знаем,
Он не послал своё войско Мамаю,
Бились рязанцы под флагом Донского,
Кто же сказал это чёрное слово?


Исповедь Дмитрия Донского перед Сергием Радонежским в Троице-Сергиевой лавре.


Стал наш Олег – Иакимом монахом,
Жил аскетично, что ж, мир его праху!
Он и от дел от мирских удалился,
Долго ночами келейно молился,
Всё о грехах исповедовал Богу,
Может, предвидел он нашу дорогу?
Пусть поглядит, вот, мы русские люди,
Судим о нём как великие судьи.
Ценим успех, и достаток, и силу,
Да забываем про крест и могилу –
Общий итог всех отцов и народов,
И такова наша с вами природа,
Скрыть под землей и грехи, и изъяны,
Деревом стать или чёрным бурьяном.
Выбор за нами, итог недалече,
Не осуждайте… и станет нам легче…


Битва на Воже (1378 год) - предтеча Куликовского сражения, первая победа русского оружия над татаро-монгольским.



Татьяна, с публикацией на нашем портале фрагментов поэмы "И непобедимы будете" у вас стало больше читателей по всей стране. Расскажите им о себе: где живете, кем работаете, если есть профессия помимо литературы, творческий стаж и достижения?..

Моя автобиография?.. Самое нудное в любом тексте — это автобиография, особенно если там нет подвига, смертельной опасности и крови. Автобиография интересна только тому, кто рассказывает о себе. Не хочу утомлять читателей историей своей жизни. Скажу коротко — я рязанка, врач, член СП России. Дипломы и премии опустим, Бог с ними.


Как давно вы пишете стихи? 

С детства стихи то пишу, то не пишу. Как стала членом союза писателей, больше пишу, чем не пишу.

А помните свое самое первое стихотворение? Или яркие эпизоды из детства, связанные с поэзией?

Первое стихотворение написала про бабушкин сад, но я его не помню уже, маленькой была. Зато помню, как меня дразнили в детстве фразой из популярного тогда мультфильма про Незнайку – именно мультфильма, книгу мы еще о нём не читали. Так вот, дразнили — "Я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик".

И все-таки, несмотря на дразнилки, вы продолжали писать!.. Наверное, у вас были очень сильные "учителя" в поэзии? Или идеалы, к которым вы стремились?

Кто мои учителя в поэзии? Я очень любила фронтовых поэтов, которые, находясь между жизнью и смертью, написали незабываемые и сильные по энергии стихи. Это Константин Ваншенкин, Юлия Друнина, Константин Симонов, Александр Твардовский, Павел Коган. Еще считаю своими учителями в поэзии Дмитрия Кедрина, Павла Васильева, Татьяну Глушкову, Веронику Тушнову.

Да, это имена в русской поэзии безусловные. Но они далеко и высоко, а у кого вы непосредственно учились, "ставили руку"?

Из своих собратьев по перу, рязанцев считаю своими учителями и наставниками — Валерия Авдеева, Владимира Хомякова, Николая Васильевича Молоткова.

Как вы полагаете, ваша творческая учеба уже закончена, или настоящий автор учится всегда?

Моя творческая учеба, естественно, не закончена и не закончится. Когда хвалят — льстят, когда ругают — всегда искренне. Люблю, когда меня ругают, стимулируют меня к работе.

Вы живете и работаете в Рязани. На взгляд со стороны, на поэзию, рождающуюся в этом краю, сильное, может быть, даже роковое влияние оказало наследие Сергея Есенина. А как на взгляд "изнутри ситуации" – действительно ли в Рязани пишут "под Есенина"?

Вы спрашиваете про роковое влияние наследия Есенина в рязанской литературе? По-моему, оно проявляется везде, в разных сферах нашей жизни. Есенин стал брендом Рязани. Ну, и, конечно, каждый поэт, земляк Есенина, считает своим долгом посвятить стихи Есенину, еще раз в стихах перемусолить его жизнь, его смерть, сделать свои предположения на этот счет. А еще все снова и снова начинают писать стихи о березках и ситцах, подражая нашему именитому поэту. 


Татьяна Бочарова на Есенинском празднике. 


Печально, если так, ведь поэзия начинается не с эпигонства, а с оригинальности… Вы сами пишете "под кого-то", как думаете? Только честно!

Под кого я пишу? Под всех понемногу, кто мне нравится.

А кто вам нравится, кроме тех светил, что названы выше – из ныне живущих известных поэтов? Кстати, можно ли, живя в провинции, не отрываться от всероссийского литпроцесса, знать современные имена, тенденции в литературе?

Провинция есть провинция. Чтобы не отрываться от всероссийского литературного процесса, надо быть в центре событий, иметь активную гражданскую позицию, следить за всеми новинками в литературе. Конечно, мы в Рязани часто варимся в собственном соку. Мне из современных поэтов импонируют Вера Полозкова, Дмитрий Быков, Дмитрий Шнайдер.

Ну, писать "под Быкова" – уже неплохо, он ведь исключительно техничный поэт. Да и прозаик. А у вас были прозаические опыты?

Прозаические опыты были, но до конца я их не доводила, времени просто нет.

Значит, все впереди. Теперь поговорим о вашей поэме об Олеге Рязанском. Первая ли это для вас стихотворная вещь крупной формы? И первая ли историческая поэма?

Моя поэма об Олеге Рязанском — четвертая по счёту поэма, может быть, эта несколько крупнее предыдущих.

Как и почему возник у вас замысел исторической поэмы?

По большому счёту, все поэмы у меня исторические, в той или иной степени. Например, "Совдепия" – поэма-воспоминание, поэма-реконструкция сами понимаете какого периода…

В чем для вас отличие ""И непобедимы будете" от того, что написано раньше – я имею в виду не эпоху, которой посвящена поэма, а художественный замысел? Что вы хотели выразить этой поэмой?

Замысел поэмы про Олега – это оправдать, если можно так выразиться, перед потомками великого человека, князя, схимонаха — Олега (Иоакима в монашестве).  Показать отношения между князьями и ханами Золотой Орды с другой стороны, не той, которая "доминирует" в исторических трактовках. Надоело, что в различных передачах по ТВ, литературных произведениях очерняют князя Олега и боготворят (в прямом смысле) князя Дмитрия Донского. Чтобы давать характеристики таким личностям, надо хорошо знать время, в котором они жили. Последней каплей для меня стала поэма Валентина Сорокина "Дмитрий Донской". В этой поэме Олег Рязанский показан предателем и иудой, потому что "не поддержал" Донского на Куликовом поле. Не имел он права очернять историческую личность, не разобравшись в исторических фактах!..

Вас не смущало то, что вы не имеете исторического образования? Как собирали материал для поэмы, какие книги читали?

Меня не смущает, что я не имею исторического образования, я же умею читать. При написании поэмы использовала "Историю Рязанского княжества" Иловайского, книги Татищева, "Сказание о Мамаевом побоище", "О приходе Тохтамыша и о пленении им, и о взятии Москвы", Картышовский П.О. "Куликовская битва".

Да, вы серьезно подошли к задаче. А какой взгляд в принципе на исторические процессы вам ближе: "Лес рубят – щепки летят" или позиция Достоевского насчет "слезинки ребенка"?

Мой взгляд на исторический процесс — лес рубят, щепки экономят. Достоевский – либерал. Можно пожалеть одну слезу у ребенка и погубить тысячи других детей. Пример этого — вакцинация. Не только сегодняшняя, любая! Откажитесь прививать детей от дифтерии, кори – и эпидемия обеспечена.

Не могу не отметить, что "классифицировать" Достоевского по его политической позиции чрезвычайно сложно. О том, кем он больше был по взглядам, либералом или консерватором, идут споры уже полтораста лет. Андрей Богданов, например, в статье к 185-летию со дня рождения Федора Михайловича пишет прямо: "Публицистика Достоевского содержит определенный ряд прямых свидетельств его отношения непосредственно к концепциям либерализма и консерватизма; но интересно, что и эти, "прямые", указания включают в себя изрядную долю загадок и неопределенностей, вообще свойственных сложным и глубинным его исканиям истины, бесконечно далеким от канонов…" Достоевский – непознаваемая вселенная, в чем убеждаются его исследователи каждый день. Об этом  много говорилось на IX Международном конгрессе "Русская словесность в мировом культурном контексте. Классика и мы: к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского", который прошел в мае 2021 года в Подмосковье. Но в том, как вы сравниваете исторические процессы и вакцинацию, есть рациональное зерно. А как вы сами классифицируете поэму "Олег Рязанский" в плане жанра? На мой взгляд, в ней очень душевно прописаны психологические, любовные и эмоциональные страницы. Так это историческая поэма или все же психологическая?

Я склонна считать, что моя поэма написана в повествовательном жанре. Как роман. Только это поэма. В ней есть и лирика, и характеры, выраженные, в том числе, через диалоги, и судьба главного героя. И много авторских размышлений, то есть, по сути, публицистики. Что получилось — судить читателям.


Последний вопрос – провокационный. Наш портал публиковал (и вызвал общественный резонанс) интервью о "женской прозе" с женщинами и мужчинами. Теперь дошла очередь и до опроса по "женской поэзии". Присоединитесь к разговору. Как вы считаете, существует ли "женская проза" и "женская поэзия", и если да, то какие они?

Женская проза и женская поэзия существуют. Прежде всего, это повествование от лица женщины, женский взгляд на жизнь: в нем первостепенны отношения с мужчиной и любовь. В женской прозе меньше событий и битв, больше чувств и раздумий.

Любопытно, что вы сами в своей поэме гармонично сочетаете и события с битвами – и чувства с раздумьями. Все-таки дело, наверное, не в гендере автора, а в уровне его дарования… Спасибо за интервью! Желаем творческих удач!

Автор
Елена Сафронова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе