Просроченный Чацкий

кому не угодила русская литература

«…Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы, да сжечь».

Из просроченной литературы.

Когда нас эпатирует хамоватая бездарность, вроде Нади Толокно из дамского панк-бэнда (чуть не написала – из банды) Pussy Riot – это, разумеется, мерзко, но хотя бы вполне объяснимо. 

Девочкам не дано природой, но очень уж хочется заявить о «себе – любимых», ибо современные западные психологи настойчиво твердят: «Любой сапиенс – уникален! Ты, детка, тоже - уникальна! Давай уже, проявляйся!» Вот они и …танцуют, как могут. А потом – сидят за хулиганство, что тоже вполне сойдёт за перфоманс. Но когда эпатажные высказывания позволяют себе умные, известные и далеко не бесталанные господа – вот тут я перестаю понимать этот мир. Зачем? Это единственный вопрос, который возникает и, как обычно, повисает в воздухе, не дождавшись внятного ответа.

Сегодня речь пойдёт о детях-школьниках и о литературной классике, о том, что начитанность давным-давно уже не в моде… Устаревшая категория. О том, что, оказывается, у русской литературы истёк срок годности и её спокойно можно сдавать в макулатуру. Хотя, это будет по-хамски. Можно просто поставить на полку – пусть старпёры (не путать со стартаперами!) иногда листают пожелтевшие странички «Войны и мира» и «Дяди Вани». Пусть они даже помнят, что повести Белкина сочинил вовсе не Белкин. Кому до всего этого есть дело? Стартаперам и хипстерам? Топ-менеджерам с топ-моделями? Да никакого дела, братцы! И правильно, что – никакого. Чему может научить «…богоискательская истерика Достоевского» или, например, «пафосное, мучительное, многословное фэнтези Толстого о войне 1812…»? Как там в рекламе? Не всё йогурты одинаково полезны. Есть просроченный йогурт, а есть просроченный Чацкий. С таким же прогорклым Печориным. И окончательно уже «протухла» бесприданница Лариса – её мучения совсем как-то безнадёжно выглядят. Какая современная красотка будет печалиться, что два богатых мужика играют в орлянку за право обладать её стройными статями? Напротив – она срочно состряпает об этом пост в Твиттере или выйдет с этим в топы Живого Журнала.

…Наверное, вы уже догадались, что я говорю о хлёстких высказываниях Александра Невзорова, который попытался ответить на животрепещущий вопрос – почему же современные дети не любят читать? «Никто не задался вопросом: а что, собственно говоря, этим детям читать? Классику? А почему её надо читать? Почему надо употреблять продукт, у которого явно закончился срок годности? Почему до сих пор никто не хочет называть вещи своими именами?»

(http://www.snob.ru/profile/20736/blog/76791)

Вот Александр Глебович со свойственной ему прямотой и называет «Войну и мир» - многословным фэнтази, а, по-видимому, произведения Тургенева – «многолетними предсовокупительными терзаниями самок в кринолинах». В данном случае, исхожу из того, что кринолин носили именно в тургеневские времена те самые «тургеневские» девушки. Но что ж делать, если их нынче принято величать «самками»?

Оказалось, что «…вся русская литература имеет отчётливый, навязчивый, великодержавный подтекст с культом солдафонов». Да. Например,в протухше-просроченной комедии «Горе от ума» выведен красавец по фамилии Скалозуб:«Созвездиеманёвровимазурки!»Но, если, не впадать в ёрничанье, то возникает вопрос: где, у кого, в каком романе или хотя бы в рассказике присутствует любование солдафонством, то есть тупой шагистикой, бравым задором покорения чужих земель и прочими златыми эполетцами? Напротив, русские писатели всячески высмеивали это явление, противопоставляли его, собственно, служению. Или это нынче так принято – подменять понятия и называть любовь к Родине «великодержавным подтекстом»?

Из той же серии: «Конечно, у русской литературы до сих пор есть фанаты. Достоевский из могилы весьма успешно дергает за ниточки даже самого Милонова, не говоря уже о его мелких подражателях типа Проханова, Дугина, Холмогорова и других черносотенцев». В общем, если вы до сих пор считаете, что Пушкин – это «наше всё», а Достоевский – душа России, можете смело делать модное «сэлфи» в чёрной косоворотке, с топориком и подписью: «Бей <…> - спасай Россию!» В пробел вы можете вставить, кого угодно – по своему вкусу. Всё. Вы – черносотенец. Не забудьте отпустить могучую бороду и достать по случаю купеческий картуз. Кстати, если уж говорить со всей откровенностью, то черносотенство поддерживали такие видные деятели искусств, как Виктор Васнецов и Михаил Нестеров. Тоже, вероятно, из когорты «просроченных» художников. И Дмитрий Иванович Менделеев – да-да, тот самый, чьей периодической системой химических элементов до сих почему-то пользуются учёные всего мира, тоже был близок к этому движению. Однако же мы отвлеклись от генеральной темы.

Вернёмся к подрастающему поколению. «Дети отказываются читать, и они в этом совершенно правы, и надо им в этом помогать. Устами младенца глаголет истина. Не надо заставлять детей читать. Надо признаться, что читать им, в общем, нечего», - утверждает Невзоров. А теперь я расскажу страшную (или – весёлую, для кого - как) историю из жизни. Стало быть, некие вечно занятые родители друг – внезапно! – осознали, что их сын ни черта не читает. Нет, конечно, буквы он складывать обучился, и «набить статус ВКонтакте» может без посторонней помощи. Но вот книг, даже каких-нибудь модных-современных, сие великовозрастное дитя не касается. По литературе и русскому языку – сплошные двойки; учительница яростно кричит на собраниях – позорит благополучное семейство.

Тогда деловитая мама, и сама в юности предпочитавшая библиотекам – дискотеки, решила взять инициативу в свои руки. Она поставила сыну условие: «Если за две недели ты, бэби, сумеешь одолеть «Евгения Онегина», мы тебе, так и быть, купим крутой гаджет, о котором ты нас безрезультатно умоляешь». Подтянем культурку, ибо негоже! Чадушке такой «рыночный» подходец даже понравился. Он честно попытался штудировать запредельно-невнятные четверостишья и от души хрюкал, увидев знакомое слово dandy – это ж игровая приставка! Неужели оно и тогда было?! Ура! Но вскоре тинэйджер скуксился и угрюмо зашвырнул томик Пушкина в угол дивана: «Вы что мне подсунули книжку про какого-то гомосексуалиста?» Родители, хотя и не были в юные лета книгочеями - отличниками, всё же застыли в крайнем изумлении. Оказывается, продвинутый ребёнок, «Домом-2» взращённый, соцсетями опутанный, по-модному (sic!) среагировал на нижеследующие строки:

«И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад…»

Разумеется, папа, как мог, объяснил, что Онегин был вполне здоров, нормален и отказался от любви юной Тани Лариной вовсе не затем, что …любил, к примеру, Ленского и не потому, что был «…уверен, что там уж ждёт его Каверин...» Тогда было и время другое, и ритмы, и смыслы. И денди – это не игровая приставка, а вроде как «крутой перец», одевающийся в бутиках. Сынуля понуро кивал, не до конца всё же сознавая. Но страшно-то другое – таких мальчиков по стране сотни тысяч. И таких пап-мам – тоже. Это – ещё не самый катастрофичный вариант. А дитятко дочитало, домучило-таки «Евгения Онегина», получило свой гаджет и, скорее всего, запросило следующий. В обмен на «Героя нашего времени», например. Такая вот городская быль.

Но только ли классикой единой…? Нет! Поэтому Александр Невзоров делает совсем уж изумительные выводы: «Но Толкиен не сильно пропагандируется, потому что все боятся простой и очевидной аналогии с Мордором». Вот уж, кто хорошо знаком современной молодёжи, так это создатель «Властелина колец» и прочих «Сильмариллионов». Скажу больше: российские толкинисты – самые …толкинутые в мире, а «Хоббит» был известен ещё в Советские (то есть, простите, Мордорские) времена. Да! Чуть не забыла. В 1985 году в Питере создали телеспектакль «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита» с Зиновием Гердтом в роли рассказчика. Неужели Александр Глебович не знал об этой постановке, хотя сам работал на Ленинградском ТВ. Более того – был самой яркой его звездой…

…Стало быть, можно и – модно ничего не читать? Что самое дикое, слабоумием (не в медицинском, а в социально-культурном смысле) страдают ныне даже выпускники гуманитарных ВУЗов. Полистаем очередной номер журнала «Огонёк»?Там, как раз, об этом! Поэт-эпоха Евгений Евтушенко рассказывает: «Я недавно встретился с группой молодых журналистов и меня спросили: "Как вы относитесь к первому мужу Берггольц — к Гумилёву?" И этот человек окончил филологический!» Листаем дальше – перед нами обширный материал писательницы Татьяны Устиновой о русском языке. О том, что он, по сути, находится под угрозой. «Нынче моден, например, жаргон 14-летних девочек-припевочек, всякие словечки вроде "няшный", "любимка", "вкусняшка", "красотулька", ну и что теперь нам делать?! Всем так разговаривать, что ли?!» Наверное, да! Ибо прилагательное «вкусняшный» и междометье «мимими!» никак нельзя назвать «просроченными», в отличие от всяких «дерзновенный» и «коленопреклоненный». Так сказать, без терзаний в кринолине, без великодержавного пафоса и культа солдафонов. И, наконец, безрадостный вывод-прогноз, сделанный Устиновой: «…образованных всё меньше, и недалёк тот час, когда по первому слову, по приветствию, будет ясно, к какому сословию принадлежит индивидуум, в какой школе учился, сколько книжек в своей жизни прочитал — одну или целых пять». (Подробнее - см. №21 от 02.06.2014).

Всё чаще и чаще тинейджеры, да и взрослые дядьки, убеждают себя в том, что им литература вообще «не пригодится в жизни». Это же не компьютерная грамота, не менеджмент и не маркетинг! Не корпоративное право! Над всем этим можно иронизировать очень долго, однако, проблема остаётся проблемой - в современном обществе начитанность не является признаком успешного человека. Ты можешь читать, и это будет похвально, однако же, ты имеешь полное право на это дело «забить» и весело смотреть какое-нибудь реалити - шоу... Главное, сколько ты стоишь. Ты умный, так почему ты такой бедный? Именно поэтому талантливые писательницы начинают создавать проходные детективы, не правда ли? Муза прилетает и улетает, а кушать хочется всегда.

Здесь возникает закономерный вопрос: если вся русская литература выглядит не просто устаревшей, но даже «агрессивной и дидактичной», то, что же надо читать, если уж остро захотелось? Не всем же деткам хочется зависать в Твиттере и реготать вместе с папой-негоциантом над Камеди-Клабовскими бугагашечками? Какие книги считаются ныне современными по духу и актуальными по содержанию? Александр Глебович не дал никакого ответа, поэтому обратимся к другим источникам. Не так давно мне довелось увидеть похвалу-рекламу детской книжки с более чем странным названием «Сталинский нос». Мол, первая попытка рассказать малышам, как всё было на самом деле! Чтоб не рвались в зюгановские пионеры да не спрашивали мамку: «Зачем вы СССР-то развалили?» Автор (он же – иллюстратор) сего творения – Евгений Ельчин. О чём эта история? Для начала обратимся на сайты, реализующие книжный товар.

Итак, читаем аннотацию: «"Сталинский нос" - громкий писательский дебют художника Евгения Ельчина и первая книга, рассказывающая детям о бесчеловечной сталинской эпохе, о Большом терроре». Открываем страничку другого интернет-магазина, торгующего литературой: «Написал её (и создал иллюстрации) Евгений Ельчин. Он родился в Ленинграде в 1956 году, но в 1986 году и эмигрировал в Америку. Личный и семейный опыт автора воплотились в «Сталинском носе», но не стоит искать в нём автобиографические черты. Вернее, если и искать, то всем нам, а также нашим бабушкам и дедушкам. Наше общее прошлое, фантасмагорически сгущенное, но оттого не менее узнаваемое, встает в этой книге вместе со всеми его исчезнувшими и до сих пор неизжитыми чертами».

Понимаете? Всем нам. Это и есть наше прошлое по-Ельчину. Не было никаких парадов физкультурников, никакой сирени в парке и никакой парашютной вышки. Вышка вертухая – была, а парашютной - не было. И прабабушка не носила белый беретик, и прадедушка не покупал ей мороженое. Не было Большого Стиля – был один сплошной Большой Террор. Всё придумано, дети! Что же в реале? Коммуналка, заселённая патологическими подонками. Школа, где учат не столько наукам, сколько доносительству. Голод, нищета и нескончаемая серость. Зачем быть голословной? Вот как описывает господин Ельчин трапезу довоенного ребёнка: «Я стараюсь откусывать кусочки поменьше, чтобы продлить удовольствие - морковка очень вкусная. В животе бурчит от голода, но я внимания не обращаю. Будущий пионер должен уметь подавлять в себе мелочные мечты о еде». Стёб и ненависть – гремучий коктейль. Им хорошо взрывать души. Чтоб на кусочки, без остатка. После такой книжки пытливый ребёнок вправе задать вопрос: «А зачем тогда мы побеждали Гитлера? Чего ради?»… Наверное, вот это и есть – современно, модно, правильно? Не просрочено?

А вообще классическую литературу надо читать, ибо это – наш цивилизационный код, наши корни, наша Вселенная, как бы ни пафосно это звучало. И полотна старых мастеров смотрят именно поэтому. А то можно бы так и Венеру из музея вышвырнуть потому, что у неё не модельные 90-60-90. Не годится в богини красоты - напрочь не считывается «поколением селфи»! Просрочена, как дядя Ваня, как Анна Каренина и Александр Андреич Чацкий.

На фото: работы Н.Е.Ватагина из серии "Русские писатели"

Галина Иванкина

Еженедельная газета "Завтра"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе