4 февраля 2009 ● Лада Кашкова
Творчеству Павла Крусанова, автора романов «Укус ангела» и «Американская дырка», критики поставили полярные оценки. Диапазон высказываний — от «Крусанов написал мощнейший роман XXI века» до «Укус ангела» — первая проба ценителей имперских сапог в области изящной словесности».
— Почему петербургские писатели, где бы они ни жили, как правило, продолжают писать хорошо? В Петербурге иное отношение к писательству?
— Мне трудно сказать, но я вижу, как по-разному строятся репутации в Москве и в Петербурге. В Москве происходит такое ускорение создания неких образов, начиная от поэтических течений. Ну, шестидесятники: понятно, они до сих пор еще звенят где-то изредка. Были мета-метафористы, были куртуазные маньеристы. Мета-метафористы создали года за 4 некую школу, потом куртуазные маньеристы сделали за 2 года все, что могли, — и все. И так далее. В Москве довольно быстро можно выстроить себе репутацию, но она так же быстро и уходит куда-то, рассыпается. В Петербурге репутация строится очень долго, но в результате оказывается незыблемой. (Смеется.) Это конечно полемическое заявление, я понимаю прекрасно. Но в качестве провокации я бы хотел его сделать.