Непечатные истории

Электронная книга пролистана на Frankfurter Buchmesse

В Германии завершилась 62-я Франкфуртская международная книжная ярмарка. Из Франкфурта — ЛИЗА БИРГЕР. 

По сравнению с прошлым, 2009 годом, эта ярмарка была гораздо более мирной. Начать с того, что после вызвавшего некоторое раздражение Китая почетным гостем ярмарки стала никому особо не мешающая Аргентина. И никакие попытки спровоцировать обширные дискуссии по аргентинскому поводу, в том числе круглый стол на тему китайской цензуры против аргентинской диктатуры, большого оживления не вызвали. Все внимание наконец было направлено на любимую тему директора ярмарки Юргена Бооса — новые медиа и электронные книги. 

Еще год назад дискуссии на тему электронного книгоиздания омрачались скандалами вокруг Google Books, издательства паниковали по поводу несоблюдения авторских прав в интернете, а сама канцлер Германии подлила масла в огонь, заявив, что за публикациями книг в интернете пристально наблюдает немецкое правительство. Теперь электронные книги вызывают всеобщий ажиотаж. Не в последнюю очередь тому виной появление IPad. Уже в этом году можно было увидеть стенды, на которых не стояло ни одной книги, только пара столов, за которыми сидели мужчины в костюмах с IPad в руках. Это — издательства-новообразования, торгующие не печатными книгами, а интерактивными приложениями для электронных девайсов. 


Многие издательства, прежде всего детские, подготовили к ярмарке свои приложения на основе популярных детских книг, где на каждой странице можно не только почитать и послушать, но и что-нибудь потрогать и подвигать. На специальных стендах HotSpots можно было прикоснуться и к другим устройствам для чтения электронных книг, в их числе немецкому планшетнику WePad с веб-камерой и USB-портами, а также корейским поделкам, качественно копирующим продукцию Apple. Прямо на ярмарке проходило обучение — мастер-классы в рамках франкфуртского форума посвящены были всему процессу электронного книгоиздания: от создания электронной книги до возможностей на ней заработать. 

Еще год назад, открывая книжную ярмарку, Юрген Боос говорил, что электронная книга никогда не победит печатную. Теперь он нашел для их сосуществования подходящую метафору: сближение книги и кино. На открытие ярмарки была приглашена Корнелия Функе, которая рассказала, как писала свой последний роман — "Бесшабашный" в соавторстве с продюсером Лайонелом Уигрэмом, в числе работ которого "Шерлок Холмс" Гая Ричи, "Легенды ночных стражей" Зака Снайдера и последние "Гарри Поттеры". Госпожа Функе с восторгом поведала о том, как ее соавтор вымарывал из текста все метафорические красоты, превращая его в хорошо написанную раскадровку: "Это было безжалостное редактирование, но мы находили странное удовольствие в столкновении наших совершенно разных идей". 

Тему сосуществования кино и литературы продолжил форум StoryDrive, а в коридорах ярмарки были развешаны плакаты фильмов, снятых по различным книгам. StoryDrive — это попытка изучить все способы рассказывания историй: фильмы, видеоигры и, конечно же, книги. "Но мотором всего,— говорил на открытие Боос и затем повторял на встрече с журналистами,— становится хорошо рассказанная история". 

С историями в этом году ярмарке повезло. Вышел новый роман Джонатана Франзена, новая часть автобиографии Гюнтера Грасса, новая книга Кена Фоллетта. Все трое писателей на ярмарке присутствовали, а Джонатан Франзен даже провел публичные чтения своего романа "Свобода" во франкфуртском Shauspielhaus. Билеты на чтения были раскуплены еще до начала ярмарки (на нобелевскую лауреатку Герту Мюллер, выступавшую за два дня до этого, впрочем, можно было посмотреть без проблем), и очередь не попавших, дожидавшихся выхода писателя на автографы, чуть ли не превышала толпу вместившихся. Что, в общем, лишь доказывает правоту директора Бооса: пока есть истории, жива и книга, а все остальное — вопрос формата.

ЛИЗА БИРГЕР

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе