Михаил Яснов: разговор с библиотекарями

В начале июня в Ярославль приехал детский писатель и поэт Михаил Давидович Яснов. Кроме трех встреч с детьми, он успел побеседовать с ярославскими библиотекарями и ответить на все их вопросы.  



Мы выстраивали программу для Михаила Давидовича Яснова, исходя из двух условий: всё успеть и не слишком утомить питерского гостя. Очень хотелось выкроить время для беседы с нами - библиотекарями и педагогами. Условия, конечно, практически исключали друг друга: поездки в Любим и Некрасовское, три выступления перед детьми, ТВ-съемки, запись на областном радио… Но Яснов написал: «Используйте меня на полную катушку, я в полном Вашем распоряжении»! И мы «использовали» - организовали небольшую «взрослую» встречу в библиотеке. Утром! В рабочее время!
 У Михаила Давидовича – дар обезоруживать, раскрывать и заставить размышлять – кажется, любого. Это хорошо видно на фотографиях: дети не просто безудержно веселятся – в глазах у каждого осмысленный интерес и доверчивое любопытство. А ведь речь шла о языке, о рифмах, об игре слов. Аудитория расходилась, словно зараженная радостью открытий. 
И «заразились» такой игрой все. Все мы сидели и улыбались ему навстречу - библиотекари, журналисты, педагоги, родители. Обезоруженные его беседой с детьми и заранее влюбленные – ведь все, кто смог приехать, сначала побывали на встрече с детьми. Вопросы собрали заранее - серьезные. Ну, и немножко задавали в ходе встречи. Ах, какая это была радость – разговаривать с Ясновым!
 - Михаил Давидович, какие вы видите тенденции в современной детской литературе? Что радует, а что настораживает?
 - Область моего внимания и личного применения довольно узкая, я занимаюсь в основном стихами, не прозой. За стихами я стараюсь следить. Я только что, кстати, сдал в издательство книжку, которая будет называться «Путешествие в Чудетство. Книга о детях, детских поэтах и детской поэзии», где собрал свои соображения по поводу детских стихов… 
Что же касается тенденций, то я заметил, что в последнее время наши молодые писатели стали больше писать для подростков, нежели для малышей. Это хорошая, конечно, тенденция. Хотя я обычно за малышей больше ратую, зато и подросткам теперь тоже повезло.
 - На кого из молодых авторов рекомендуете обратить внимание?
- Я давно хотел приехать в Ярославль, здесь живут такие замечательные молодые писатели, как Юлия Симбирская и Анастасия Орлова… Если говорить об итогах нашего фестиваля «Молодые писатели вокруг «ДЕТГИЗа», то мне очень понравились, например, Кристина Стрельникова из Уфы, Елена Харламова из Петрозаводска, Надежда Шемякина из Челябинска. Немало талантливых авторов живут и пишут в Москве. Наверное, легче назвать по издательствам. Хороших молодых поэтов активно издают, например, московские издательства «Настя и Никита», «Самокат», «КомпасГид». И не забывайте наш «ДЕТГИЗ»!
 - Как вы отличаете талантливые произведения от посредственных?
 - Думаю, какие-то критерии тут трудно советовать. Ориентируйтесь на свои ощущения, ведь у нас с вами глаз набит. Меня учили мои учителя: если ты читаешь стихотворение и у тебя мурашки по телу побежали, значит - твое. Мне очень с учителями повезло. В детской поэзии это Валентин Дмитриевич Берестов, мы с ним дружили четверть века, и он мне необыкновенно помог в свое время понять, что я могу, а что я не могу. Во французском переводе моим наставником была Эльга Львовна Линецкая, в поэзии – Глеб Сергеевич Семенов. Выдающиеся педагоги! 

- У вас есть свой ТОП-10 лучших детских книг? На каких книгах или авторах нужно расти сегодняшним детям?
 - Нет, я категорический противник всяких списков. Каждый из нас соображает по-своему, всё очень индивидуально, поэтому нет у меня рекомендаций. Читайте всё! Выбирайте – сами!
 - Какие книги нам, как руководителям детского чтения, вы порекомендуете прочесть?
 - У нас у всех есть опыт своего собственного чтения. Опирайтесь на свой опыт. И читайте моих друзей: Сергея Махотина, Андрея Усачева, Марину Бородицкую, Григория Кружкова, Тима Собакина, Виктора Лунина.
- А книги педагогической направленности?
 - Я таких книг практически не знаю. Давно выходила книга Владимира Глоцера «Дети пишут стихи», там замечательная подборка материалов. О стихах есть «Заметки детского поэта» Агнии Барто. Есть книга Валентина Берестова «Пробудить гениальность: о детской литературе, детском чтении и психологии детства». Я попробовал что-то сложить в свою книжку - «Путешествие в Чудетство. Книга о детях, детских поэтах и детской поэзии». Когда она до вас дойдет, не ругайте меня слишком сильно!
 - Вы очень много ездите, бываете в разных библиотеках, на фестивалях. Какие формы и способы продвижения книг, детской литературы вам кажутся удачными, действенными?
 - Самый эффективный способ продвижения книг – это приглашать писателя в гости! А вообще в последнее время у нас в стране меня цепляет только одно: куда бы я ни приехал, я не вижу в продаже нормальных детских книг. В этом вся проблема. Если бы государство обращало на это внимание! Нужно возобновить или заново создать систему книжного распространения по всей России. Пока это не будет сделано, читать будет нечего. 
Мы с Сергеем Махотиным были в Ханты-Мансийске - там вообще нет книжных магазинов, в таком-то колоссальном и богатом городе! А в районах, где-нибудь в Сибири, вообще никаких книг нет. А ведь книжки-то издаются, небольшими тиражами, но достаточными.
 - Что еще, на ваш взгляд, необходимо сделать на государственном уровне? 
- Меня включили в совет по культуре речи при губернаторе Санкт-Петербурга. И, посещая этот совет, я понял, что его работа мало продуктивна. Как правило, защищать культуру речи поручено чиновникам, которые сами говорить не умеют. Защищать может только литератор, педагог, библиотекарь, но самое главное – должны заниматься детской речью родители. Я всегда говорю: давайте я буду выступать не перед детьми, а перед родителями. Это гораздо важнее! Ведь бывает так, что родители ничего в этом не понимают. Я сегодня ночью ехал в поезде с одним очень симпатичным ярославским молодым человеком, который, как выяснилось, занимается торговлей. У него двухлетний ребеночек. Мы до утра проговорили: что делать, как заставить ребенка читать. Я его спрашиваю: что ты сам прочел? И оказывается, что он-то ничего не прочел. Хорошо, что у него есть большое желание научить ребенка. Но начинать надо с себя! Надо идти в библиотеку! Я вспоминаю сцену, которую наблюдал у нас, в санкт-петербургском «Доме книги», там стеллажи с книгами стоят от пола до потолка. И шла махонькая девочка, вся в розовом, как принцесса. Она вела пальчиком по книжным корешкам, и всякий раз, когда пальчик попадал на новый корешок, говорила: «Дурацкая книга, дурацкая книга, дурацкая книга...» Потом дошла до самой, на мой взгляд, дурацкой книги, которая там стояла, про принцесс, вытащила ее, посмотрела, прижала к сердцу и побежала с криком: «Папа, купи!». Она всё сделала правильно! Но что купит папа? Что у него самого со вкусом? 
- Вы сразу понимаете, как ваше стихотворение подействует на детей или вам нужно «испытать» его на детской аудитории?
 - Я не люблю испытывать стихи на детях. Дети могут реагировать совершенно неправильно. Я однажды выступал с самодеятельными поэтами в нашей глубинке. Некоторые читали ужасные стихи, ужасные! А дети хохотали до невозможности, потому что само чтение стихотворения - это заводка. Должен быть цех, и мнение товарищей по цеху – это самое главное, самое ценное. Плюс еще мнение издателей.
 - У нас сейчас есть такой цех?
 - Конечно, мы все в цехе (показывает на Юлию Симбирскую, сидящую в первом ряду), есть цеховое братство. Мы все переписываемся, общаемся…
- Какие качества необходимы, чтобы стать именно детским поэтом, чем детский поэт отличается от просто поэта? 
- Ничем. Единственное, что детский поэт должен знать аудиторию, на которую он работает, знать разницу между пятилетним и семилетним ребенком, семилетним и девятилетним, ведь это разные вселенные! А механизм сочинительства один и тот же. Ведь, когда пишешь, ты прежде всего доставляешь некую радость самому себе. Взрослые стихи пишутся, когда не писать не можешь, это дневник души. А детские стихи пишутся, когда ты счастлив! 
- А источник радости в чём для вас?
 - Источник радости, когда ты слышишь какую-то неожиданную фразу, ритмически организованную, или внезапный образ, слетевший с детских губ. Думаешь - вот! И сразу хватаешь все это на лету. Я очень люблю, например, обмолвки. Мне кажется, что от обмолвок идет очень многое в стихах. Я собираю всякие описки, неправильные выражения. А началась моя коллекция с фразы, которую я однажды прочел: «литературно одраенные дети». Эти «литературно одраенные дети» и подвигли меня на внимание к неправильностям речи.
 - Есть мнение, что детским поэтом быть труднее?
 - Не знаю, может быть, кому-то труднее, кому-то - легче. У меня механизм один: я либо пишу стихи, детские и взрослые, либо статьи-рецензии, либо перевожу. Один и тот же механизм работает. 
- Когда вы начали писать стихи? Что на вас повлияло?
- Тысячу лет назад. Наверно, что-то повлияло. Я очень хорошо помню книжку, которую прочел первой. Я довольно рано начал читать, года в три, и мне тогда родители купили книжку Маяковского «Это книжечка моя про моря и про маяк». Время было послевоенное, и книжка - черно-белая, в черных крапинках на грубой, сероватой, очень плохой бумаге. Она была такая неказистая, а по содержанию - про море, солнце, про тепло. И я взял цветные карандаши и всю книжку раскрасил, а потом получил колоссальную взбучку от родителей! С тех пор я понял, что в детской книге всё должно быть солнечно!
 - Как складывается ваше сотрудничество с художниками?
 - Художники по-разному приходят. У меня нет постоянного художника, и все книги оформлены разными людьми. Подыскать хорошего художника очень тяжело. Однажды удалось договориться с замечательным художником Михаилом Бычковым, который оформил книгу «Месье, месье, который час?», стихи современных французских поэтов для детей. Я Бычкова долго уговаривал ее сделать. На мой взгляд, сегодня это один из лучших детских иллюстраторов, но он никогда не иллюстрировал стихи. А когда он сделал эту книжку – получилось потрясающе красиво! (Кстати, эта книга есть в фонде ОДБ им. И.А.Крылова). С этой книгой, кстати, связана одна история про современную детскую психологию. Я выступал в школе, где учатся умненькие, развитые дети, прочитал им стихи: «За копытце антилопы я отдам Дижон, а за хвостик антилопы я отдам Лион, а за щечки антилопы я отдам Лаваль, а за ушко антилопы я отдам Версаль. А за глазки антилопы я тебе отдам весь Париж, мосты и Сену, Лувр и Нотр-Дам». Все очень просто. И встает махонькая третьеклассница и говорит буквально следующее: «А знает ли ваш французский поэт, что продажа животных на органы – это подсудное дело?» - Вам приносят дети свои стихи?
 - Еще как! Мы с Сергеем Махотиным ведем передачу на «Радио России» под названием «Сверчок». Это передача о детском творчестве, в основном поэтическом. Приглашаем интересных детей и работаем с ними прямо в эфире. Конечно, с ними надо серьезно заниматься, да времени не хватает. Дети пишут, слава Богу, и все дети, конечно, очень талантливы. 
- Дети очень талантливы, но в подростковом возрасте происходит сбой, и среди взрослых талантливых людей уже гораздо меньше. Можем ли мы как-то уберечь ребенка от такого взросления?
 - Происходит естественная вещь – приходит подростковый возраст. И ребеночек в человеке куда-то исчезает. Но мне кажется, если ребенок с увлечением читал и с увлечением занимался языковыми штудиями, то потом это вернется к нему и во взрослом состоянии. Как правило, возвращается, в том или ином виде. Все мы проходим через подростковый возраст, и потом к нам либо возвращается, либо не возвращается наше детство. Тут ничего не поделать. Детей мы можем только любить.
 - А какие книги по психологии ребенка вы можете порекомендовать? 
- Я в свое время прочел книжки Франсуазы Дольто «На стороне ребенка» и «На стороне подростка». И мне их хватило. Сейчас книг по психологии огромное количество. Ориентируйтесь на свой опыт и вкус. Должен вам сказать: все библиотекари замечательно умные и талантливые люди! (говоря это, Яснов встает!) Не то что я хочу вам польстить, но я все время езжу по стране и вижу, что вся наша культура, как на столбиках, стоит на библиотекарях, везде. Из болота вытаскиваете вы! Ориентируйтесь сами на себя, а мы поможем.
 - Интернет, компьютерные игры убьют книгу?
 - Думаю, что нет. Я прихожу в садик к малышам и спрашиваю, что вы делаете с книгой? Отвечают: мы ее нюхаем, потом лижем, потом кусаем, потом рвем. Я им говорю: а вы можете то же самое сделать с компьютером? Нет! Ну, а раз так, значит все в порядке! Чтиво может уходить в интернет, читайте его там, кому удобно, а книжка с картинками, с запахом пока не уходит. Ведь давно говорили: кино убьет театр, телевиденье убьет кино. Ничего подобного не произошло. Живём! Спасибо большое! Необыкновенно приятно с вами общаться и встречаться! 

Подготовили Ольга Иванова, редактор научно-методического отдела и Юлия Туркина, главный библиотекарь научно-методического отдела ОДБ им. И.А. Крылова
 Встреча Михаила Давидовича Яснова 3 июня 2014 г. в ОДБ им. И.А. Крылова с библиотекарями, журналистами и педагогами состоялась в рамках масштабной областной акции «Мы – за читающую Россию!», организуемой департаментом культуры Ярославской области и ГУК ЯО «Областная детская библиотека имени И.А. Крылова».

источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе