Любить по-русски

Ранним июньским утром пастух Иван Сидоров, поеживаясь от утренней свежести, направлялся в центр Плещеева, что в Великосельской волости, куда жители села приводили скотину.  

Утро выдалось туманное, сквозь влажно-молочную пелену проступали очертания изб, деревьев, справа тускло блеснула неподвижная гладь пруда. Село просыпалось. Раздавались голоса людей, мычание коров. Неподалеку от храма пастух застыл пораженный: прислонившись к ограде, на траве сидел человек - глаза открыты, на лбу запеклась кровь, лицо покрыто синяками и ссадинами. Подойдя поближе, Иван признал в раненом пономаря местного храма Афанасия Лахостского. Иван позвал односельчан, чуть живого пономаря перенесли в избу. Он пытался что-то сказать, но из груди вырывались лишь стенания. Вскоре Афанасий Лахостский отошел в мир иной.  

Загадочная гибель пономаря всколыхнула всю округу. Бывали ссоры, драки... Но чтоб такое!

Случилась трагедия утром 20 июня 1861 года.

Уездный врач Дрейер прибыл в село 20 июня и констатировал насильственную смерть пономаря. На следующий день дворянский уездный суд создал комиссию для расследования преступления в составе исправника, земского заседателя, уездного врача, представителя духовенства.

Плещеево в то время было небольшим селом - немногим более 20 дворов. Все домохозяева села были немедленно подвергнуты допросу. Крестьяне рассказали, что служитель храма вел жизнь нетрезвую, имел характер «буйный, придирчивый», жители избегали с ним встречаться. Но вот относительно совершенного накануне злодеяния все крестьяне имели полное алиби. В ночь на 20 июня обыватели мирно спали, никто из дома не отлучался. Следствие зашло в тупик.

25 июня перед комиссией предстала крестьянка Мария Семенова, бледная, вся трепещущая от душевного волнения. Она призналась, что до замужества имела с пономарем любовную связь. Муж Марии большую часть года отсутствовал, находился в отходе. В семье было пятеро собственных и трое детей, оставшихся сиротами после смерти брата и его жены.

Хозяйство Семеновы имели крепкое. Но пономарь не забыл свою бывшую зазнобу и в пьяном виде под покровом ночи являлся к Семеновой, грубо требовал возобновления любовных отношений. Мария рассказала, что два раза встречалась с пономарем, надеясь, что тот прекратит домогательства. Однако потерявший голову Афанасий продолжал жадно тянуться к женщине, жаждал новых свиданий. Но Мария дорожит семьей, семейным очагом. А пономарь серьезно угрожал ее жизненному благополучию, семейному ладу. И Мария Семенова возненавидела назойливого ухажера-пьяницу. В роковую ночь на 20 июня пономарь в сильном подпитии постучал в окно дома, где жила Мария, стал требовать, чтобы женщина вышла к нему на свидание. Мария стала терпеливо уговаривать пьяницу оставить ее и семью в покое и уйти. Пономарь распалялся все больше, разбил стекло, стал угрожать Марии физической расправой. Но она не боялась ни бывшего любовника, ни его угроз. Потерявшая терпение женщина вышла из избы, вырвала из ограды кол и ткнула им в бок своего обожателя, который, громко смеясь, попытался ее обнять. Тогда, утратив самообладание, в состоянии аффекта женщина подняла лежащий на земле переломанный железный шкворень и стала нещадно, изо всех сил бить охальника им по голове, по спине, по бокам, пока тот не взмолился: «Прости меня ради Христа, много я тебе прискорбностей делал, никогда больше не приду и никому не скажу». Он с трудом поднялся на ноги, пошатываясь, жалобно стеная, побрел к своему дому.

Мария в ту ночь не могла сомкнуть глаз. Утром, подоив коров, выгнала их со двора, схоронила в хлеву шкворень. На улице услышала возбужденные голоса соседей: пономарь весь в крови лежит у ограды еле живой. Через день на допросе солгала, сказала, что ночью спокойно спала, никуда из избы не выходила.

Рассмотрев уголовное де-ло об убийстве пономаря Афанасия Лахостского, дворянский уездный суд вынес приговор:

1. Наказать временнообязанную крестьянку князей Гагариных 60 ударами розгами.

2. Направить в смирительный дом на срок от 1 до 3 лет.

Затем дело было направлено на ревизию в Уголовную палату, которая смягчила наказание. Этот судебный орган принял во внимание следующие обстоятельства:

1. Подсудимая не имела умысла на убийство. Добровольно явилась с повинной.

2. Односельчане единодушно охарактеризовали Марию Семенову как женщину смирную, поведения хорошего.

3. С другой стороны, судебная палата имела в виду нелестный отзыв плещеевцев о служителе храма Афанасии Лахостском.

Судебная палата оставила в силе первый пункт приговора Дворянского уездного суда «наказать 60 ударами розгами», но заключение в смирительный дом было заменено решением - вернуть в место жительства, содержать в течение двух лет под надзором полиции. Мария Семенова должна была принести церковное покаяние.

Вещественное доказательство - железный шкворень - суд постановил вернуть законному собственнику - мужу Марии Семеновой.

Валерий ФЕДОТОВ,

краевед.

УЕДИНЕННЫЙ ПОШЕХОНЕЦ. Литературно-краеведческое приложение / Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе