Логика непрофессионала

Номинировали, но не сказали.
Если сегодня человеку на Западе вы скажете, что вы по профессии поэт, человек мысленно запишет вас в число богатых.

Потому что в рамках общепринятой логики социально-трудовых отношений профессиональная деятельность — это являющийся основным источником дохода вид трудовой деятельности человека. И соответственно, если человек своё стихотворчество рассматривает не как хобби, а как профессиональную деятельность, то он неплохо обеспечивает ею своё существование. Плюс всякие социальные ништяки — фотографы, автографы, некрологи в газетах…


Все настолько глупо и непрофессионально, что работать практически совершенно невозможно. Невозможно понять логику непрофессионала.
(Ю. Семёнов-Мюллер, «Семнадцать мгновений весны»)


Если бы тридцать-сорок лет назад человеку в Советском Союзе вы сказали, что вы по профессии поэт, человек тоже мысленно записал бы вас в число богатых, потому что… (см. выше). Плюс всякие социальные ништяки — Литфонд, продуктовые заказы, специальная поликлиника, очередь на машину…

Но если сегодня человеку в России вы скажете, что вы профессиональный поэт, то, скорей всего, он, как в том анекдоте про Шаляпина, спросит вас: «Ну а работаешь-то ты кем? Работа у тебя какая?». Потому что, следуя всё той же общепринятой логике социально-трудовых отношений, человек, который сегодня занимается писательской, а тем паче стихотворной деятельностью, может заниматься ей только факультативно, как некогда занимались художественной самодеятельностью (художественная самодеятельность — художественное творчество людей, <…> занимающихся искусством в дополнение к своей основной профессии).

В ответ на бестактный вопрос по поводу «работы» поэт нехотя назовёт какую-то, порой даже не редакторскую, а весьма далёкую от поэзии сферу деятельности и останется с таким чувством, словно ему плюнули в душу. Потому что уклад тридцатилетней давности не отпускает, а сегодняшняя реальность такова, что поэт — это художественная самодеятельность и стихотворчество, за исключением единичных случаев, и его занятие не укладывается в формулу «профессиональная деятельность = основной источник дохода». И говорить о профессионализме в поэзии сегодня можно только с точки зрения техничности исполнения, но никак не с точки зрения того самого профессионально статуса, который определяется как вид деятельности, являющийся основным источником дохода. Словосочетание «профессиональный поэт» звучит исключительно как поэтическая метафора. Но на любую поэтическую метафору всегда найдётся конкретика:

«Необходимо также отличать от рода занятий близкое по своему значению понятие профессия, под которой подразумевается род квалифицированной трудовой деятельности человека, осуществляемой им с целью заработать себе на жизнь.

Род занятий в широком смысле слова в отличие от профессии не обязательно может иметь своей целью получение заработка».

Поэтому мы сразу оговоримся, что в силу любительского статуса предмета нашего обсуждения мы постараемся не подходить к нему со строгими профессиональными мерками и критериями Гамбургского счёта. Тем более что речь пойдёт вовсе не о Гамбургском, а всего лишь о «Московском счёте».

Почему о нём пойдёт речь? Да потому что в последние дни, куда в соцсетях ни ткнёшься, там всюду «они». С ножом к горлу: «Считаете ли вы премию «Московский счет» в том виде, в каком она существует сейчас, отражающей реальную ситуацию в современной поэзии? Почему? Какие недостатки и достоинства вы видите у премии? Что бы вы хотели изменить в премии, а что оставить неизменным?»

А когда ты пытаешься им ответить не так, как им этого хочется, и задать вопрос, который профессионалам и задавать бы, в общем-то, не пришлось бы, то этот вопрос, так и не обременённый ответом, улетает в пространство, обрастая в полёте словами и рассуждениями на тему.

А вопросов, собственно, было два.

Нет, то не были вопросы о том, каким образом те, кто голосуют за «лучшую поэтическую книгу года», могли прочитать все книги в списке, представленном им для голосования, если в списке порядка ста пятидесяти книг, из коих в руках они держали и глазами видели только те, что им подарили авторы (две, три, может быть, пять).?Ах, да, это ж московские поэты! Ну, тогда ещё можно приплюсовать несколько книжек, купленных из цеховой солидарности на презентациях с фуршетом (две, три, может быть, пять). И ещё пару-тройку купленных из настоящего интереса для прочтения. Но в списке-то книг больше ста. Как они могут голосовать за все остальные, если они даже не подозревали об их существовании до того момента, пока по электронной почте им не прислали этот список, по которому нужно проголосовать «завтра»?

Нет-нет, этот вопрос не был озвучен, потому что мы прекрасно понимаем: что не позволено Гамбургскому счёту, позволено Московскому, лишь бы не плакали.

Наши вопросы имели исключительно центростремительный вектор и сугубо эгоистичный характер. Вообще, он был один, но появился другой, уточняющий. Вот на него-то как раз и не ответили. Вот он как раз и улетел в пространство, обрастая…

Екатерина Горбовская: «И, что самое неприятное, вашу книгу включают в список книг-участников без вашего на то согласия, только на том основании, что она вышла в Москве в отчётный период. При этом не учитывается, считаете ли вы за честь лежать в этой «братской могиле» или же нет, держал ли вашу книжку в руках хоть один из голосующих.?Когда в 2013-м я увидела свою книжку в этом списке из нескольких сотен наименований, я, если честно, оскорбилась. И с тех пор, когда меня мимолётом посещает мысль об издании следующей книжки, я московские издательства не рассматриваю — именно из нежелания снова оказаться в таком списке «до кучи» без моего на то ведома и согласия. ?В общем, нельзя так. Даже если мероприятию для солидности нужен длинный и внушительный список книг-участников — нельзя.

Ответ: «Ну, это совсем не проблема — попросить издателя или организаторов не включать свою книгу в списки премии. Тем более, «Московский счёт» — премия не только для поэтов, но и для издателей поэзии».

Екатерина Горбовская: «Мой издатель её точно не включал! Он знает, что я в эти игры не играю. Это вы там сами широким неводом.?Если взять за основу, что все наши издатели — люди взрослые и ответственные и, не уведомив автора, не станут включать его книги ни какие соревновательные забеги, то актуальность вопроса смещается туда, где вы говорите «попросить организаторов не включать». То есть, если следовать этой логике, получается, что после издания книги автор должен написать во все существующие премиальные оргкомитеты — от Нобелевки до Московского, Подмосковного, Орехово-зуевского, и т. п. счёта, что он «просит не включать». Я так вас поняла? Или всё же обеспечение некоей правомерности при составлении списков это ответственность каждого конкретного оргкомитета?»

И вот на этот вопрос ответа получить так и не удалось. Поэтому мы отправились читать Положение о премии «Московский счёт», но ещё больше растерялись, когда увидели:

2. Соискателями премии являются все поэтические книги, выпущенные за рассматриваемый период московскими издательствами.

В растерянность, переходящую в недоумение, повергла следующая фраза: «Соискателями премии являются…».


СОИСКА ТЕЛЬ

Мужской род

Лицо, представляющее свой труд на соискание чего-л.: «С. премии».


Мы снова перечитали «Положение…» и не поняли, как соискателем может оказаться лицо, НЕ представившее свой труд на соискание чего-либо?

И даже не столько о своём малоприятном опыте пятилетней давности подумали мы, сколько о всех тех сотнях наименованиях книг, назначенных «соискателями» за все эти годы, при том что многие их авторы, точно так же, как и мы, даже не подозревали о существовании этого «Поэтического Оскара российской столицы» вплоть до того момента, когда нам сообщили, что «нас сосчитали».

Мы и не ожидали, что организаторы «Поэтического Оскара» поспешат менять свою систему формирования списков «соискателей», услышав наше робкое: «В общем, нельзя так. Даже если мероприятию для солидности нужен длинный и внушительный список книг-участников — нельзя». Потому что понять логику непрофессионала в данном случае элементарно, Мюллер!

Автор
Екатерина Горбовская
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе