12 главных имен Московской международной книжной ярмарки
Со 2 по 6 сентября в 75-м павильоне ВДНХ пройдет Московская международная книжная выставка-ярмарка. Это самый масштабный российский книжный форум. В этом году в нем примут участие более 400 российских и зарубежных издательств из 30 стран.
Эмир Кустурица
Фото: Diomedia
Специальные гости ярмарки — Армения, Иран и Сербия. Целых 5 дней на ВДНХ можно будет не только встречаться с писателями (а также актерами, режиссерами, политиками и спортсменами — они тоже любят читать и писать книги), задавать им вопросы, брать автографы, но и покупать книги по ценам ниже магазинных. «Лента.ру» составила список самых громких литературных новинок ярмарки.
Виктор Пелевин «Смотритель» (изд-во «Эксмо»)
О новом романе Виктора Пелевина до 3 сентября (официальной даты выхода книги в свет), как обычно, неизвестно более или менее ничего. Издатели лишь подогрели интерес к «Смотрителю», сообщив, что на сей раз автор решил поиграть с историей и выстроил художественный мир, в котором император Павел I не был убит заговорщиками, а удалился в некий Идиллиум, магическое пространство, созданное Францем-Антоном Месмером.
Давид Лагеркранц «Девушка, которая застряла в паутине» (изд-во «Эксмо»)
Так мы узнали, что знаменитая трилогия шведа Стига Ларссона «Миллениум» про журналиста Микаэля Блумквиста и хакершу Лисбет Саландер на самом деле тетралогия. Ларссон даже начал писать четвертую книгу, но внезапная смерть от инфаркта не позволила довести работу до конца. Гражданская жена писателя, с которой он прожил всю жизнь, выразила готовность закончить книгу вместо мужа, но издатели обратились к Давиду Лагеркранцу, публицисту, прославившемуся повествованием о шведском футболисте Златане Ибрагимовиче.
Умберто Эко «Нулевой номер» (изд-во Corpus)
Самый короткий (какие-то 200 страниц), резкий, злой, печальный и мудрый роман Умберто Эко. Писался он рекордно долго — целых 20 лет. Дело в том, что историю про пилотный выпуск некой миланской ежедневной газеты, которая всем нужна исключительно в целях шантажа и которой на роду написано никогда не выйти из типографии, автор задумал по горячим следам итальянской антикоррупционной компании «Чистые руки». Но потом отложил и сочинил роман из жизни XII века «Баудолино». И вот пришло время вернуться к событиям 20-летней давности.
Аньес Мартен-Люган «Влюбленные в книги не спят в одиночестве» (изд-во Corpus)
Молодая француженка — ходячий ответ на вопрос, что делать, если ужасно хочется писать книги. Свой первый роман «Счастливые люди читают книжки и пьют кофе» она просто выложила в сеть, и за месяц было продано около 10 000 его электронных копий. После этого дебютанткой заинтересовались уже «бумажные» издатели. В первой книге Люган рассказывалось о женщине, которая потеряла в автомобильной катастрофе мужа и маленькую дочку и учится жить заново (привет Кшиштофу Кесьлевскому и его «Три цвета. Синий»). Вторая книга развивает эту тему.
Леонид Юзефович «Зимняя дорога» (изд-во «Редакция Елены Шубиной»)
Автор «Казарозы» и «Журавлей и карликов» — писатель-историк. То есть исторические изыскания для него — часть художественного метода. Сначала понять, кто, когда, что, и почему сделал, а уж потом аккуратно вплести фактический материал в ткань художественного повествования. И его документальный роман о Гражданской войне, о белогвардейском генерале Анатолии Пепеляеве и анархисте Иване Строде «Зимняя дорога» — не исключение.
Петр Алешковский «Крепость» (изд-во «Редакция Елены Шубиной»)
Автор романов «Арлекин», «Владимир Чигринцев», «Рыба» Петр Алешковский не только известный прозаик и журналист. Он историк, участвовавший в археологических экспедициях в Новгороде, Ферапонтове, Кириллове. Поэтому герой романа «Крепость» археолог Иван Мальцов, который ведет раскопки в старинном русском городке и пишет книгу о Золотой Орде, — это в какой-то степени сам Алешковский. Но не только русскому средневековью посвящена книга. Не последнее место в ней отведено и отношению высокопоставленных современников к отечественному наследию.
Стивен Фрай «Дури еще хватает» (изд-во «Фантом Пресс»)
«Их британское все» Стивен Фрай некоторое время назад затеял многотомную автобиографию. То ли чтобы правдиво (временами даже чересчур откровенно) рассказать о собственной жизни, то ли чтобы избавиться от неврозов и навязчивых состояний, которых у него, судя по запискам, изрядно. «Дури еще хватает» — третья часть автобиографии, посвященная 1990-м. Автор в те годы уже настолько богат и знаменит, что к нему на рождественский чай захаживают принц Чарльз и принцесса Диана, но он еще не успел окончательно устать от славы. Много юмора и иронии, баек про знаменитостей (как Пачино приняли за нищего, например) и некоторое количество болезненных признаний — в общем Фрай, такой Фрай.
Эмир Кустурица «Сто бед» (изд-во «Азбука»)
Люди, которым довелось подержать в руках сценарии, написанные Кустурицей, говорят, что это не вполне сценарии, а скорее художественная проза. В это легко поверить после прочтения первой же новеллы из книги «Сто бед». Кустурица не только не раб сценария и не заложник видеоряда. Он из тех рассказчиков, кому картинка в принципе не очень-то и нужна. Хорошо, если она есть. Если нет, он прекрасно обойдется силой слова. И обходится ведь.
Название и тот факт, что Оливье Видмайер-Пикассо — внук знаменитого художника заставляют читателя сразу увидеть в книге что-то такое желто-разоблачительное. Так вот, это издание не из таких. Да, первая глава называется «Пикассо и женщины». Да, внук вполне честно рассказывает о любвеобильности деда. Но не для красного словца, а для объяснения творческого метода: Пикассо рисовал, когда был влюблен. А влюблен он был всегда. Просто не всегда в одну и ту же женщину. Но в книге есть и масса и подробностей другого рода. И много прекрасных иллюстраций.
Виктория Токарева «Мои мужчины» (изд-во «Азбука»)
Известна история, как Владимир Войнович сделал из Виктории Токаревой писателя. Она принесла ему две страницы одного своего рассказа. Тот прочел и сказал: «Твоя сила в подробностях — пиши подробно». Девушка вернулась домой, села за кухонный стол (другого не было) и написала 42 страницы. А еще Войнович сказал: «Назови этот рассказ "День без вранья"». Так появилась та Виктория Токарева, которую уже несколько десятилетий любят тысячи читателей. Но не только Войнович сыграл важную роль в жизни писательницы. Она многим обязана и Михалкову, и Данелии, и Горбачеву. Им посвящена эта книга.
Алексей Варламов «Шукшин» (изд-во «Молодая гвардия»)
Варламов много работает для серии «Жизнь замечательных людей». Он — автор жизнеописаний Пришвина, Грина, Алексея Толстого, Григория Распутина, Булгакова, Платонова, а теперь вот и Василия Шукшина. Известный писатель, режиссер и актер предстал перед биографом клубком противоречий: сын расстрелянного, а позже реабилитированного «врага народа», то ли деревенский «валенок», то ли образованный человек, намеренно «срезающий» свою подкованность и прикидывающийся простаком. Как будто подверженный влиянию уже прославившихся друзей, но на самом деле идущий собственной дорогой.
Эту сказку Булат Окуджава сочинил для своего четырехлетнего сына. Булат Шалвович присылал ему письма из Ялты, чтобы сын не грустил в разлуке. Когда Белла Ахмадулина их увидела, она воскликнула: «Да это же готовая книжка!» Так появилась сказочная повесть «Прелестные приключения», которая почти сразу же была переведена на несколько языков и издана в Чехии, Польше, Грузии, Израиле, Японии... А теперь переиздана в России с иллюстрациями художника Евгения Антоненкова.