УЕДИНЕННЫЙ ПОШЕХОНЕЦ. Литературно-краеведческое приложение

Лихачевы - хранители, коллекционеры, ученые
К концу XIX века многие русские дворяне, вопреки бытующему мнению, имели древние корни, идущие от иностранцев. В разные времена их предки пришли на службу к великим князьям, их прозвания обрусели, и сейчас трудно услышать в фамилиях Хомутовых, Масловых, Киселевых, Самариных, Волковых первоначальное звучание.Фамилия Лихачев часто упоминается в истории нашей страны.

Среди них основатель Кисловодской крепости, герой Отечественной войны 1812 года, псковитянин, генерал- майор Петр Гаврилович Лихачев (1758 - 1813), академик, доктор российской истории Николай Петрович Лихачев (1862 - 1936) и многие другие.


Ясенек


При первом польском короле Казимире был некто Ясенек - «муж великий», который с детства воспитывался при дворе короля и верно ему служил. В 1098 году Казимир вручил своему преданному подданному герб, названный Ясенчик. От него пошли Лиховские, Краевские и другие роды.


В 1426 году к Великому князю Василию Иоановичу Темному выехал из Литвы Олег Богуславович Лиховский, прозванный в России «Лихачем». В Общем гербовнике он назван Лиховцом, а при крещении получил имя Алексея Лихачева. За верную службу Лихачеву были пожалованы земли на Новгородчине.


Три сына Лихача - Дмитрий (Дружина), Матвей (Кошка), Никита - стали родоначальниками многочисленных родовых ветвей. Их потомки поселились на Псковщине, в Вологде, Твери, Кашине, Санкт-Петербурге, Москве, Казани и Ярославле.


Слуги государевы



В основном они служили российскому престолу по «письменной части», и никто из них не претендовал на лидирующие государственные должности. Умели быть нужными и находились в милости у великих князей - служили ключниками, думными дьяками, наместниками, стольниками. Но Лихачевы одинаково хорошо владели как пером, так и мечом.


От Дмитрия Дружины произошел Федор Федорович Лихачев. В 1627 - 1640 годах он служил думным дьяком, хранителем государственной печати (печатник), возглавлял Посольский приказ. Сын Федор был стольником и умер бездетным, а дочь Прасковья была замужем за Иваном Прозоровским, чей предок владел селом Прозорово Мологского уезда Ярославской губернии. Сын Прасковьи, Петр Иванович Прозоровский (? - умер до 1718), стал одним из самых видных деятелей петровского времени.


От Матвея (Кошки) произошли Филимон (Михайло) и Алексей Тимофеевич Лихачевы, приближенные царя Федора Алексеевича. Михаил, «опытный царедворец и великий ханжа, умел ко всякому прислушаться и был у всех противников в милости». Он входил в «ближнюю думу» царя Федора, участвовал в работе думских комиссий и в дипломатических переговорах. Не без участия Лихачева была подобрана для царя Федора невеста - полячка Агафья Семеновна Грушецкая. Но в интригах Милославских Лихачевы остались верны царскому трону. Михаил и Алексей получили за верную службу вотчины в Московской и Ярославской губерниях, владели селом Никольским, близ Ярославля.


С 1676 года Михаил Лихачев часто сопровождал царя Федора Алексеевича в его богомольных поездках по монастырям. В своей вотчине, Хмельниках Ростовского уезда, Михаил в 1699 году построил деревянную церковь во имя Воскресения Христова. Воскресенский погост, где она располагалась, находится в трех километрах от села Караш. По преданию, на этом месте располагался монастырь, основанный в 1495 году Ростовским епископом Тихоном.


 В 1787 году там была построена новая пятиглавая церковь с тремя приделами: Воскресения Христова, Пресвятой Богородицы и Святителя Николая, которая в настоящее время полуразрушена.


К концу жизни в 1706 году Михаил Тимофеевич управлял Оружейной палатой. Женат был дважды: сначала на Матрене Федоровне Строгановой, потом - на Татьяне Никитишне. У него был сын Прохор(Федор) - постельничий царей Ивана и Петра Романовых.


Других наследников у Михаила не было, и все вотчины перешли к дальним родственникам.


Матвей Кошкаи его потомки


От того же Матвея Кошки и его потомка Юрия Афанасьевича произошли еще три ветви. Представителем одной был генерал Петр Гаврилович Лихачев, вторая принадлежала казанскому роду Лихачевых, родоначальником которой стал сержант лейб-гвардии Семеновского полка Логин Иванович Лихачев (? - 1760).


Зачинателем Кашинской, третей ветви от Юрия Афанасьевича и его потомка Лазаря (Любима), стал сотник Федор Иванович Лихачев. За ратные подвиги по защите Москвы в 1618 году от армии польского королевича Владислава он получил сельцо Устиново в Кашинском уезде. Женат был на дочери прежнего владельца имения Настасье Петровне Бухвостовой.


Но все же главная часть богатства Лихачевых пришла поздней от князя Григория Александровича Потемкина-Таврического (1739 - 1791) через его сестру Дарью, вышедшую замуж за Кашинского предводителя дворянства (с 1802) Александра Александровича Лихачева (вторая Кашинская ветвь от Лазаря). От Федора Ивановича, владельца Устиново, и пошло поколение, владевшее землями вокруг села, а потом имением Сосновец Пошехонского уезда. Одним из них стал гвардии полковник Иван Васильевич Лихачев, который в 1851 году женился на Любови Гавриловне Карнович (р.1834).


К старости Иван Васильевич все реже выезжал из Москвы и умер в 1870 году, оставив жене и детям Елизавете (13.04.1853), Якову (23.06.1855), Варваре (11.10.1856), Владимиру (4.11.1861) богатое наследство. Многочисленная родня: Гурьевы, Лихачевы, Карновичи, Давыдовы, Гиппиус, Гольдгойер, Шуриновы, Новосильцевы будут восприемниками их детей и внуков.    


 Все Лихачевы, кроме Петра и Анны, которые остались в родословной Тверской губернии, были внесены 13.06.1861 года в 6-ю часть Ярославской дворянской родословной книги.


Яков,его наследство и чудачества


Поручик лейб-гвардии Гренадерского полка Яков Иванович Лихачев (23.06.1855 - 15.08.1887) унаследовал от отца несколько миллионов и владел в различных губерниях 32 тысячами слишком десятин земли в Тверской и Казанской губерниях - тремя винокуренными заводами, родовым каменным домом в Москве, двухэтажным каменным домом в городе Чистополе Казанской губернии, двумя одноэтажными деревянными домами в Кадниковском уезде Вологодской губернии и в Пошехонье.


Имел он и богатое собрание из коллекции Александра Сергеевича Власова (1777 - 1825), доставшееся ему от отца. Часть из нее, в основном книги, он за бесценок продал скупщику, вывезшему все богатства на нескольких подводах. Но наиболее ценные экспонаты этой коллекции - картины, гравюры - оказались в крупных музеях.


Непомерные траты, чудачества, экстравагантные выходки Якова, его пиры и пикантные любовные похождения забавляли петербургское общество. Подобный образ жизни Лихачев вел и у себя в родовом поместье: вероятно, в Юрьине Кашинского уезда.


В имении Яков имел хор песенников, с которым он публично выступал в качестве дирижера в Кашине. В образовании этого хора немалое участие принимала супруга, дочь орловского титулярного советника Корякина, актриса Русского театра Зинаида Дмитриевна Кронеберг. В 1879 году она ушла со сцены и посвятила себя семье, где воспитывалось пятеро детей.


Адмирал и его брат Федор


Совсем иные интересы занимали казанских родственников Якова - потомственного коллекционера, ученого Андрея Федоровича Лихачева (1832 - 1890) и его брата вице-адмирала флота Ивана Федоровича Лихачева (31.03. 1826 - 15. 11.1907).


Родились они в родовом поместье в селе Полянки-Никольское Спасского уезда Казанской губернии, на живописном берегу Волги. Имение Лихачевых в настоящее время не сохранилось, осталась только полуразрушенная церковь, построенная дедом Семеном Александровичем (1774 - 1821).


Андрей Федорович на научной основе коллекционировал памятники булгарской археологии, монеты, картины, книги. После его смерти в 1891 году коллекция была принесена в дар Казани и стала основой для созданного в 1895 году музея, носящего его имя. В ней насчитывалось 24 611 монет, 315 медалей, 7032 булгарских и билярских находок, 425 картин. Всего в Лихачевский отдел вошло 39 920 предметов.



После своей отставки в 1883 году его брат Иван Федорович тоже увлекся музейным делом, наукой и общественной деятельностью.


Лихачевское наследие


Последним владельцем имения Сосновец был младший брат Якова - Владимир (1850 - 1919). Его кончина совпала с национализацией помещичьих владений. Вещи и картины из имения попали в Рыбинский музей, библиотека, насчитывающая около 7000 тысяч томов по различной тематике, была вывезена в Ярославль и передана Педагогическим курсам. В настоящее время она хранится в редком фонде Научной библиотеки Ярославского педагогического университета.


Таким образом, Лихачевское наследие стало достоянием широкой общественности. Почти весь семейный архив казанского рода перешел по наследству Николаю Петровичу Лихачеву. Позднее он вошел в фонды Петербургского отделения Академии наук и фонды Казанского университета, Национального музея Татарстана, где собранная Андреем Федоровичем Лихачевым коллекция булгарских древностей стала едва ли не единственной в мире по своей полноте и разнообразию.


Александр БЕКЕЕВ.


Лунная прогулка в Останкино


В Москве, в Останкино завершился VIII всероссийский фестиваль детского телевидения «Включайся!»



Он собрал юных сценаристов, операторов и режиссеров из разных городов России, а также Украины, Белоруссии и Латвии. Было представлено 203 работы в девяти номинациях, включая «Алло, мы ищем таланты» на лучший сюжет подготовленный на фестивале.   


Для молодых телевизионщиков был организован мастер-класс «Включайся творить!» С ними пообщались корреспонденты и операторы крупных телеканалов, члены Академии российского телевидения. По итогам фестиваля 15 фильмов попадут в эфир телеканала «Карусель». Среди них «Экзамен», снятый ярославской региональной детско-молодежной общественной организацией на фестивале «Ярославский медвежонок», и музыкальный клип «Лунная прогулка» анимационного центра «Перспектива».


Лауреатом же, по решению детского жюри, одним из членов которого был наш земляк, многократный обладатель международных и всероссийских кинопризов Тихон Ефанов, стал фильм-репортаж «Я нарисую ласковое море». Он был отмечен наградой в номинации «Мир увлечений». Авторы картины - ребятишки из Семибратовского реабилитационного центра. Вот уже четвертый год педагоги из «Перспективы»  учат их делать собственное кино. Студия называется «Радуга». В ней занимается и 26-летняя Татьяна Кузнецова, о которой рассказывается в фильме. Девушка смогла найти себя в жизни несмотря на тяжелый недуг, ДЦП. Больше всего на свете Таня любит рисовать, особенно дельфинов и бабочек. Причем, держит карандаш не в руке, а ногами! Ее заветная мечта была встретиться с дельфинами, и она осуществилась, о чем и говорится в финале фильма.


Анастасия СОЛОВЬЕВА.


На снимке: юные таланты из «Перспективы» в Останкино.


Фото из архива «Перспективы».


ВДОХНОВЛЕННЫЙ МОРСКИМИ ПОХОДАМИ



16 января 1867 года - в деревне Подмонастырская слобода, что в трех километрах от города Мологи и в нескольких сотнях метров от древнего Мологского Кирилло-Афанасьевского монастыря, в простой крестьянской семье родился Леонид Демьянович Блинов, спустя годы ставший знаменитым художником, мастером русского маринизма, продолжателем творчества И. Айвазовского и А. Богомолова.


ИЗ МОЛОГИ В ПЕТЕРБУРГ


Детство Леонида Блинова было таким, как и у большинства простых крестьянских ребят дореволюционной России, - зимой катания с горки, летом походы на рыбалку и купание и, конечно, куда в деревне без этого, работа да забота, простая, но в то же время тяжелая. Уже в отроческом возрасте у Леонида проявились особенные, несравнимые с ровесниками, художественные способности. Поначалу он рисовал все, что видел перед собой - деревья, дороги, храмы, деревни, людей, животных, уже позже стал все это собирать в единое целое, из чего получались картины.


 В 1878 году родители отдали 11-летнего Леню учиться в ярославское народное начальное училище. От природы способный и старательный паренек отлично его окончил и в 1885 году поступил в Императорскую академию художеств работать маляром-грунтовщиком. Но переезд из родной деревни в Петербург требовал в те времена благословения родителей и согласия уездных властей. Последние видели в Блинове перспективного мастера живописи и без колебания помогли ему в благом начинании, а вот родители, понимая, что без мужской помощи содержать хозяйство будет сложно, согласие дали с трудом. Так Леонид Блинов покинул родные мологские края, любимую им деревню Подмонастырская слобода, навсегда став для нее всего лишь редким гостем.


НАГРАДА ОТ ИМПЕРАТОРА


Через год работы маляром, за проявленный талант Леонид Демьянович был принят в Академию учеником-вольнослушателем на отделение живописи. В те времена поступить и учиться в Императорской академии могли лишь дети либо знатных людей - дворян или князей, либо людей богатых - купцов или фабрикантов. Но Блинову помогали не связи и общественное положение, а талант и любовь к живописи.


Учеба в Академии сложна, но Блинову она давалась легко. Его картины не раз становились примером для других учащихся. Они выполняли роль современного фотоаппарата, с точностью до деталей отображающие окружающий мир. Некоторые из его работ до сих пор хранятся в архивах Академии и являются образцово-показательными.


 Как отличника в 1889 году от Академии и Главного морского штаба Леонида Блинова назначают в кругосветную экспедицию на теплоходе «Москва» под руководством управляющего морским министерством адмирала Ивана Алексеевича Шестакова. Точных сведений об этой экспедиции нет, однако известно, что именно во время ее Блинов написал первые картины на морскую тему, которая стала для него основной в последующем творчестве.


Вскоре за первую его «морскую» картину «Выход яхты «Гогенцоллерн» из Кильского канала» Леонид Демьянович был пожалован золотым портсигаром с драгоценными камнями лично от императора Александра III.


ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ


В 1882 году Блинова отправляют в новое кругосветное путешествие, на этот раз к берегам Индии, Японии, Австралии. На два года экспедиции и активной творческой работы учебу пришлось бросить. Но, вернувшись в 1887 году, он продолжил учебу и в этот же год получил малую серебряную медаль, а через год - большую золотую медаль за картину «Морской вид». Весной Блинов «на отлично» закончил обучение, а 8 июля 1894 года ему было присвоено звание классного художника II степени. Всего за время девяти лет учебы в Академии Блинов принял участие в пяти походах русских коммерческих и военных кораблей по Черному и Балтийскому морям, ходил с русской эскадрой к берегам Америки на празднование 400-летия открытия американского континента Христофором Колумбом.


Зимой 1894 года, через 10 лет разлуки, Блинов поехал в гости к родителям в Мологу. За годы его отсутствия умер отец, у двух братьев и трех сестер появились свои семьи… Но надолго в деревне Леонид Демьянович не задержался, в Петербурге его ждала новая работа - главным художником и руководителем художественной группы министерства водного транспорта Российской империи. Его задачей было запечатлеть жизнь Российского флота.


НАСЛЕДИЕ


За отлично выполняемые работы и поставленные задачи император Николай II выделил Леониду Блинову квартиру в центре Петербурга.


Спустя несколько лет труды Блинова стали набирать все большую популярность не как рабочие картины Морского министерства, а как произведения искусства. В 1899 году его полотна с видами кораблей и морей были выставлены в Академии художеств, затем в галерее Санкт-Петербургского общества художников. А в 1900 году он провел персональную выставку своих работ в Ялте, где в двух залах экспонировалось 382 его произведения. Место было выбрано не случайно. Выставлять картины на морскую тему в Крыму, на родине И.К. Айвазовкого, - поступок смелый, если не дерзкий. Но выставка имела огромный успех. Смотреть ее приезжали из столиц и из заграницы. Ее восторженно встретило сообщество российских художников.


Очень часто Блинов писал по личным заказам императоров - Александра III, Николая II и великих князей. Для них он рисовал военные корабли, пароходы и яхты.


В 1900 году по состоянию здоровья Блинов был вынужден оставить работу, и поселиться в Крыму, где климат благоприятствовал его здоровью. Царь Николай II пожаловал для него там имение. Но долго прожить «на югах» не удалось - 14 июля 1903 года в возрасте 36 лет Леонид Демьянович Блинов скоропостижно скончался. Его творческое наследие, несмотря на короткий период активной художнической деятельности, весьма обширен: несколько сотен картин, множество рисунков и этюдов. Сегодня его картины хранятся и экспонируются в государственных галереях России и Украины, хранятся в частных собраниях, но самые большие коллекции работ Леонида Блинова находятся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее и научно-исследовательском музее Российской академии художеств.


Однако время все же не спеша уничтожает художественное наследие этого гениального человека. В 2010-11-12 годах многие из подлинников картин Леонида Блинова были выставлены на продажу по относительно смешным ценам. К примеру, картина с изображением корабля во время бури под названием «Штормит», размером 30 х 50, выполненная маслом на холсте в начале ХХ века, стоила всего полторы тысячи евро. Как несправедливо дешево оценено в современной России наследие выдающегося художника, так и несправедливо забыто имя Леонида Блинова, не сохранилось даже его живописного портрета…


Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги «Мологжане»


На снимке: Леонид Блинов в начале ХХ века.  


Фотографии предоставлены Центральным военно-морским музеем (Санкт-Петербург), за что ему отдельная искренняя благодарность.


РОССИИ Б МЕНЬШЕ ДУРАКОВ



Имя Светланы Лисовской хорошо известно любителям художественного слова. Особенно популярна она как автор едких басен, благо наше неустойчивое время поставляет немало тем для подобного жанра. Как говорит сама же Лисовская: «Подобные дивы так красят эфиры, что впору сатире блеснуть». Вот и шестая по счету книга стихов Светланы Лисовской называется «Время дать ослам урок» (политическая сатира).


 В ней автор смело и безжалостно говорит то, на что не у каждого обремененного чинами специалиста-историка хватит смелости. Герои Лисовской - это либо сказочные персонажи:


В славном русском государстве


Аль не слыхивали вы?


Восседал на злачном царстве


Чудо-юдо в две главы...


В чудо-юдовы вещанья,


Как в дешевый сериал,


Люд влюблялся изначально,


Но потом от них устал.    


- либо лесные обитатели, чему сама Лисовская дает такое объяснение:


Кто-то скажет: басня ваша,


Извините, не формат.


И к тому же наша «раша» -


Это вам не зоосад!


Я отвечу судьям строгим,


Но уже не в бровь, а в глаз:


По всему ослам двуногим


Быть завиднее у нас!


Но все это не мешает читателю отчетливо видеть за чудами-юдами, медведями, хорьками, шакалами наши земные, людские реалии.


Автор  басенного «зоосада» как бы сама иногда удивляется образам и образинам своих героев:


Подумать только:


мир звереет.


Куда мы катимся друзья?


 Отдельные емкие фразы из басен Лисовской, которые, согласно басенному жанру, выступают в роли морали, очень афористичны:


России б меньше дураков -


И царь бы был другой.


 Или:


Его не стали осуждать,


Ослов ведь трудно убеждать.


Или:


По понятиям шакалов


Зайцев следует «доить».


Примеры можно длить и длить. А потому читателям лучше самим взять в руки эту книгу. Каждый найдет там то, о чем он и сам не раз задумывался. В легкой, частенько частушечной манере Светлана Лисовская поднимает самые злободневные темы. Ироничный смех порой называют смехом сквозь слезы. Именно такими слезами и плачет книга Светланы Лисовской «Время дать ослам урок».


Любовь НОВИКОВА.


Фото Виктора ОРЛОВА.


ПРЕМИЯ ЗА «КАМЕНЬ НЕМОТЫ»



11 июня в Ярославском художественном музее состоялось вручение губернаторских премий в области культуры. Среди награжденных и постоянный автор «Уединенного пошехонца», поэт, член Союза российских писателей, председатель ярославского регионального отделения Союза российских писателей Владимир Перцев.


 Премию имени Сурикова он получил за книгу стихов «Камень немоты», вышедшую в свет в 2011 году в издательстве «Индиго».


Поздравляем Владимира Юрьевича Перцева с высокой оценкой его труда и желаем новых творческих успехов на ниве художественного слова.


АКВАРЕЛЬНУЮ ЖЕНЩИНУ СМЫЛО СЛЕЗАМИ



С творчеством поэта из Рыбинска Сергея Хомутова читатели «Уединенного пошехонца» знакомы хорошо. Недавно он выпустил очередную книгу своих стихов «Судьбы разорванные звенья». Предлагаем вам стихи из новой книги поэта.


. . .


Ну какую мы силу взбесили?


Дни блаженные не наступают;


Только рубят кресты по России, -


Иль Россию уже подрубают?..


Кто наслал этих извергов свору?


Их назвать невозможно иначе;


Вряд ли оных подвергнешь укору,


К покаянью не склонишь


тем паче.


Вот и падают наши святыни,


Вот и рушатся наши твердыни,


И среди этой душной пустыни


Жить сужденьями трудно


простыми.


Те сгламурились, эти замшели,


Ну а третьи - Христа позабыли...


Неужели опять, неужели


Времена топора протрубили?


. . .


Есть власть греха и святости


прозренья


В часы утрат - печальной


чистоты,


Когда судьбы разорванные


звенья


Последней волей


связываешь ты.


И возникают прошлого картины,


И вспыхивает будущего свет,


И все твои стремления едины,


Как некий новоявленный завет.


И в маленькую церковку


всесильно


Тебя влечет сквозь мрак


и пустоту,


И та, как никогда, любвеобильно


Себя в минуту открываешь ту.


Иная постигается дорога,


Дрожит в руке таинственный


огонь,


И ты совсем не чувствуешь ожога


От воска, что стекает на ладонь.


. . .


Успеть...


Как подгоняет это слово!


Да если бы спешил один лишь


ты,


Но вот и лето пролетает снова,


Грустнеют придорожные цветы.


Успеть...


Стерпеть надзор недомоганья,


Уныние холодное стереть,


Не обращать на многое вниманья,


Но главное - в чем жизнь твоя


узреть.


Успеть...


Пока разгульной Музы пленник,


Ты на взаимность не утратил


прав,


Пока еще сиреневый репейник


Цветет и не хватает за рукав.


. . .


Акварельную женщину смыло


слезами


Горьких лет, и теперь у нее


под глазами


Обложные круги несмываемой


сини,


Точно капли-разводы


скопившейся стыни.


Я не думал, что это когда-то


случится,


Только стоило раз и другой


отлучиться


По делам, по дружкам,


по хмельным закоулкам...


Утонуло былое в отчянье гулком.


Кисти юности сломаны,


краски разлиты,


И надежды не кем-то,


а мною разбиты.


Акварельная женщина,


светлая нега -


Облаками забито осеннее


небо.


. . .


Все в жизни с опозданием,


За редким исключением,


Бесплодно - с назиданием,


Напрасно - с обличением.


Так много порассеяно


Высокого, бесценного,


Промотано, растеряно


Среди пустого, пенного.


Одно вернуть бы - прежнее


Нежнейшее горение,


То наслажденье вешнее,


Живое удивление.


Не мучила б расколотость


На мелочи да малости...


Жаль, что такое молодость,


Понять дано лишь в старости.


. . .


Поздний возраст - особое время,


Для последних решений пора,


Но еще набегают прозренья


И раздумья стекают с пера.


Поздний возраст - он разный


бывает,


И, наверно, у каждого свой,


Но такое подчас открывает,


Что, не веря, трясешь головой.


Поздний возраст - и звездные


свечи


В полуночном сверкают окне...


Длятся наши недолгие встречи,


Что по случаю выпали мне.


. . .


Был зелен мой простор -


теперь печально желт,


Но все же я живу на этом


странном свете, -


Вот храма своего пока


что не нашел


И, видимо, за то - лишь только


сам в ответе.


Но все-таки тянусь, еще


надежда есть, -


Страшней, когда паду в отчаянье


на землю,


И не сойдет уже ко мне


благая весть,


И грустно все пойдет:


что вижу - то приемлю.


Дай силы мне, судьба, остаться


с Верой той,


Которую на жизнь мне


предки отпустили,


Пусть даже нищим, там,


на паперти святой,


У церкви, где меня в безбожный


год крестили.


Фото Виктора ОРЛОВА.


Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать