Акция «Стихи в кармане» как новый виток развития идеи кроссбукинга

14 декабря акции «Стихи в кармане» исполнилось три года и два месяца.

Ровно три года и два месяца назад автор акции Иван Митин впервые, бродя по Москве, оставлял в разных местечках небольшие ламинированные карточки с пушкинским «Свободы сеятель пустынный…». Вокруг Митина постепенно начал образовываться круг сообщников – любителей поэзии и креативных идей.О том, как современные любители поэзии вступают в неравную борьбу с бескультурьем.


Фото: Александра Бассель

Социальные коммуникации как обмен информацией внутри одной или между несколькими социальными группами проявляются в многочисленных формах, вербальных и невербальных. На сегодняшний день в основу большого количества социальных коммуникаций ложатся плоды научно-технического прогресса последних лет: онлайн-сети. Более традиционные формы социального общения отходят на второй план, однако в качестве общественного протеста все еще остаются в поле зрения. И дело не в консервативности участников этих процессов, а в увлеченности. Приверженцы личного общения, не признающие интернет в качестве достаточно удобной и приятной платформы для общения, были, есть и будут.

Эти 2 вида социальных коммуникаций, назовем их современный и традиционный, во многом отличаются по характеру воздействия на аудиторию и ее реакции, однако при любой форме социального общения главным критерием полноценности является взаимный интерес. Одним из примеров достаточно известной на сегодняшний день во всем мире социальной коммуникации вне просторов интернета является кроссбукинг, ставший прародителем других течений, в которых первоначальная его идея получила развитие.

Когда 30 декабря 1905 года в Санкт-Петербурге у бывшего морского офицера Ивана Ювачёва родился сын, он уже знал, как его назвать — Даниилом. Спустя годы сын выберет себе ещё и около 30 псевдонимов: Чармс, Холмс, Шардамс. Самым известным станет Хармс. Это charm — «шарм», и harm — «вред, обида», и санскритское dharma — «праведность», и ивритское hrm — «отлучение (от синагоги), запрещение, уничтожение». Настолько же многозначной была и судьба писателя, жизнь положившего на глубинное изучение литературы и сказавшего однажды: «Сила, заложенная в словах, должна быть освобождена. Есть такие сочетания из слов, при которых становится заметней действие силы. Нехорошо думать, что эта сила заставит двигаться предметы. Я уверен, что сила слов может сделать и это».

Жизнь как стихотворение

Кроссбукинг - обмен прочитанными книгами, журналами и газетами – до сих пор не самый привычный и популярный в России вид социального общения. Существует кроссбукинг на западе уже давно, и с каждым годом количество вовлеченных в этот процесс людей растет, в том числе, на нашей Родине. Отличительная черта кроссбукинга в том, что эта коммуникация происходит только между теми людьми, которые в этом действительно заинтересованы. Если говорить точнее, тот, кто не любит читать, никогда не возьмет даже бесплатную книгу, оставленную кем-то на улице или в кафе. Однако сама идея кроссбукинга дала новые ростки в России: активные сторонники акции «Стихи в кармане» действуют по тому же принципу, но преследуют другие цели. Помимо характерных черт западной культуры обмена книгами, в этой акции технология создания и распространения карточек со стихами, о которых я расскажу несколько позже, отдаленно напоминает самиздат второй половины XX века, ставший неотъемлемой частью жизни интеллигенции того времени. Что парадоксально, литература уже не является запрещенной, а сам метод до сих пор успешно работает. Однако теперь, в отличие от кроссбукинга, от получателей сообщения требуется меньше инициативы и заинтересованности – это чаще всего люди неподготовленные, вовлеченные в общение невольно.

На первых порах, на заре акции «Стихи в кармане» ее создатель и идейный вдохновитель Иван Митин писал в своем ЖЖ, где и когда он будет сидеть и ждать желающих получить и «запустить» в город карточки. Таких желающих с каждым разом находилось все больше и больше. Специально для акции Иван купил ламинатор. Сначала изготовлением карточек занимался он один: распечатывал листы со стихами, вырезал карточки и ламинировал. Потом появился целый «цех», собирающийся по два раза в месяц. Акция набирала обороты и поклонников. Появления на карточках были удостоены Хармс, Мандельштам, Блок, Ходасевич, Маяковский, Ар. Тарковский. Восьмой акт акции был отмечен прозой: в ход пошли строки Гоголя. Позже появились карточки с Чеховым, Льюисом Кэрроллом, Венечкой Ерофеевым.

«Кастинг» авторов, строки которых попадают в ламинатор, осуществляется по двум критериям. Первый - личные предпочтения создающего карточку. Текст должен быть ему близок, а в идеале - повлиять на формирование его личности. Второй - приправа объективностью - проверка временем. Как говорит Митин, «очевидные графоманы из истории исчезают, их не помнят». На карточках печатаются стихи поэтов, не забытых через несколько десятилетий после их смерти.

Хорошие стихи — это стихи, которые способны понравиться вопреки своей исходной основе. Писатель должен творить собственную культуру, а не портить чужую. Подводные камни поэтического традиционализма. Каждодневно я задаюсь одним и тем же вопросом: как, по каким критериям следует оценивать современные стихи? Ведь какого-либо единого критерия оценки стихов сейчас не существует. И этому есть причина. Структура нынешнего российского общества подобна мелкоячеистой сети: везде десятки тысяч ячеек — групп, группочек, корпораций, сект и кланов, почти не связанных между собой. И в каждой группе и группочке — свои «правила игры», свои каноны и вкусы, свои представления о хорошем и плохом, талантливом и бездарном, белом и чёрном.

Дух её — бандит

Деятельность участников акции Митин называет «борьбой с ветряными мельницами». Главный враг новых Дон Кихотов – человеческая: «Есть ощущение, что многие читали, но забыли», - комментирует Митин. Оружием для них служат упомянутые выше самодельные карточки со строками русских классиков. Армия неравнодушных разгуливает по городу и подкладывает карточки туда, где меньше всего ожидаешь столкнуться с поэзией: на лавочки в городском парке, за водосточную трубу, за дворник автомобиля, в лапки мартышки, составляющей компанию остальным персонажам памятника Крылову. У кого на что хватает фантазии. Некоторые просто вручают карточки прохожим: так вернее. Прохожие удивляются, но большинство берет классиков на хранение с удовольствием. Если, конечно, не принимает раздающих за рекламщиков или сектантов. «Это красивый проект, который подбодрит людей моего круга делать что-то наперекор обществу. Но я прекрасно понимаю, что от того, что мы разложим несколько карточек по Москве, они не окажутся у серых людей, которые ничего до этого не знали о жизни» - выразил свое мнение на этот счет создатель акции.

«Донкихотствующие» борются, главным образом, против обывательского отношения к жизни. По словам Митина, с возрастом люди начинают «подстраиваться» под среднюю массу, «даже если они якобы бунтовали против нее в юности; впитывать то, что легче впитывается, и превращаться в простых людей, которых раньше так не любили». Карточки с не имеющими срока годности строчками призваны освежить восприятие жизни: а вдруг кому-то написанное на карточке придется кстати? вдруг вызовет в душе случайного хозяина новый порыв?

В одном из интервью год назад Митин сказал, что был бы рад, если бы запущенный им механизм смог бы работать без него. Сейчас усилия Ивана направлены на развитие нового проекта – ряда уже известных кафе, «Циферблатов», в которых посетители платят не за выпитые чай-кофе и съеденные сладости, а за проведенное там время. С появлением «Циферблатов» мечта о независимом от него существовании «стихов в кармане» начала претворяться в жизнь: «Акция «Стихи в кармане» на какой-то момент были делом жизни. Сейчас делом жизни стал «Циферблат». Связь такая, что одно из другого вытекает» - пояснил Митин. С середины лета в «Циферблате на Покровке» проводятся лекции о разных поэтах. В качестве лекторов в основном выступают студенты филологических факультетов. Пришедшие на лекцию не только слушают рассказ о поэте, но и самостоятельно изготавливают ламинированные карточки с его стихами. После лекции каждый может забрать с собой несколько карточек и раздать знакомым или подыскать им подходящее местечко где-нибудь в городе.

Эта акция представляет собой новый формат социальной коммуникации, в которой сообщение выглядит как карточка со строками классика, а ответная реакция на него – исчезновение той самой карточки с места, где она была оставлена. Потребность людей в такой форме общения отражается тем фактом, что со временем «стихи в кармане» стали набирать популярность. Стан «донкихотвующих» пополняется. На то есть несколько причин. В первую очередь, конечно, привлекательны красота и необычность проекта. Помимо этого, акция пришлась подстать нашему «здесь и сейчас» XXI века. Привыкшие к интернетовской манере выдавать информацию дозировано, в визуально сжатом виде, многие современные люди теряются, когда к ним в руки попадает толстый сборник со стихами. Нужно листать, разбираться, что-то выискивать – короче говоря, терять время. Когда же к тебе попадает небольшая карточка с уже выбранным одним-единственным текстом, вникнуть в него намного легче. Это та форма сообщения, которая обусловлена особенностью восприятия масс и которую мы можем наблюдать в Твиттере, Вконтакте, на Фейсбуке. Фактически сообщение классического содержания облачено в форму наиболее привычную современному потребителю информации, и представляет собой альтернативу тем псевдохудожественным и лженаучным сообщениям, которые ежедневно публикуют пользователи социальных сетей.

Сообщение литературной карточки не является адресным, однако, попадая к конкретному человеку в руки, они воспринимается лично, что способствует налаживанию положительного отношения аудитории к этому явлению в целом. Кроме того, азарт вызывает и сам процесс «расфасовки» карточек по городу. Куда подсунуть заламинированного классика? Кого удивить необычным подарком?

Проходя по улице, посмотрите внимательно по сторонам: может, и Вас на карнизе дома или на лавочке ожидает маленький сюрприз.

Анна Альбова, Александра Бассель

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе