Художник и дверь: Важен ли для России символ идиота?

"Очень важный для нынешний России символ", — так охарактеризовал галерист Марат Гельман очередную акцию затейника Петра Павленского.
"Это идиотский перформанс", — неожиданным диссонансом выступает глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева.

Судя по реакции, в российской столице не было важнее события, чем ночной визит Петра Павленского к зданию ФСБ на Лубянке с канистрой бензина и зажигалкой. Если кто пропустил (а такому человеку можно только позавидовать) — "художник-акционист" поджен дверь, после чего был препровожден сотрудниками правоохранительных органов в ближайшее отделение полиции.

Позднее стало известно, что в отношении него возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 214 УК РФ (вандализм).

Собственно говоря, чего Павленский хотел добиться, то он и получил. Комментариев множество, оценок хоть отбавляй.

Вот, например, Виктор Шендерович бросается грудью на амбразуру: "В многочисленных комментариях акции Павленского в Сети доминирует мнение, что его надо лечить. Пишут это психически крепкие россияне, легко пережившие бомбежки Грозного, Норд-ОСТ, Беслан и прочие массовые смертоубийтва своих сограждан, — как их отцы и деды, не приходя в сознание, легко пережили массовые смертоубиства ГУЛАГа, Катынь, Будапешт, Берлин, Прагу, "афган"… Как много вокруг психически здоровых людей. Слава Петру Павленскому".
 
Добавим от себя — спасибо Виктору Шендеровичу, что он не "художник-акционист". А то в силу ограниченности фантазии даже представить трудно, от чего мы убереглись…

А вот галерист Марат Гельман столь восхищен мужеством Павленского, что не оставил равнодушными этим фактом даже сотрудников "Открытой России" Михаила Ходорковского. Хотя попутно он называет "хулиганом" украинского "героя" Олега Сенцова, который вообще предстает в далеко не героическом виде.

"Акция Павленского внешне напоминает акцию в Крыму, за которую осудили Олега Сенцова и других фигурантов дела "крымских террористов", — там подожгли дверь офиса "Единой России". Но различия в данном случае важнее, чем сходство. Павленский не попытался скрыться, он стоял перед горящей дверью. Если хотите, этим и отличается поведение художника от поведения хулигана: он с достоинством принимает на себя ответственность за свои действия. Фигура Павленского у охваченной пламенем двери ФСБ — очень важный для нынешней России символ, и политический, и художественный", — пишет Гельман.

"Зачем поджигать двери? Это не дело. Если это перформанс, то это идиотский перформанс. Представляете, начался бы пожар, а внутри люди, они не смогли бы выйти, у них семьи и дети. Если бы люди сгорели, это как? Сначала все-таки его — к медикам. Нормальному человеку такой перформанс в голову не придет", — прокомментировала произошедшее глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

Она, кстати, в этом мнении не одинока — идиотизм произошедшего очевиден многим представителям так называемой "либеральной интеллигенции".

Впрочем, как показывает практика, чем примитивнее и дурнее "перформанс", тем на больший резонанс можно рассчитывать.

Павленский отлично это понимает. Да к тому же идет по уже давно проторенной тропе Олега Кулика — одно время завсегдатая галереи Марата Гельмана.

Превосхищая возмущение статьей УК, которая вменяется "художнику-акционисту", напомним историю трехлетней давности. Тогда на здании правозащитного общества "Мемориал" кто-то написал "Иностранный агент. Люблю USA". После чего руководитель "Мемориала" Олег Орлов подал заявление в полицию с просьбой возбудить уголовное дело по статье о вандализме.

Впрочем, история развития не получила. Но реакция была совершенно однозначной — "вандалы атаковали "Мемориал".

Разницу в этих "перформансах", конечно, заметить трудно. Но видимо она есть, раз в одном случае можно восхищаться "героизмом художника", а в другом требовать кары для "вандалов".
Автор
Антон Куликов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе